Недавно, 15 мая, мы праздновали 132 годовщину со дня рождения Михаила Булгакова. В этот день нельзя не вспомнить человека, без которого писателя не было бы на свете – его мать, Варвару Михайловну. Помимо самого факта рождения Михаил Афанасьевич был обязан ей очень многим.
Варвара Михайловна Покровская родилась 17 сентября 1869 года в городе Карачеве Орловской губернии. Отец её, Михаил Васильевич, был местным соборным протоиереем, а мать, купеческая дочь Анфиса Ивановна, до замужества носила фамилию Турбина. Анфиса Ивановна позже неоднократно приезжала на булгаковскую дачу в Буче и читала там Достоевского – "не могу же я не знать такого писателя!"
Забавное совпадение: фамилии Булгаков и Турбин – родственные по смыслу, хотя и разного происхождения. "Булгак" – тюркское слово, означающее беспокойного человека, а украинское слово "турбуваты(ся)" – волновать, волноваться (о чём-либо).
Варвара Михайловна Булгакова в юности
Варвара Михайловна с золотой медалью окончила Орловскую частную женскую гимназию (с программой мужских гимназий) и получила право преподавания в качестве домашней наставницы.
После этого она назначается в Брянскую женскую прогимназию, затем в 1888-90 годах работает в Карачевской женской прогимназии на должностях классной надзирательницы и учительницы французского языка.
В это же время она знакомится с преподавателем Киевской духовной академии Афанасием Булгаковым. Булгаков окончил в Орле духовное училище и семинарию (хотя священником не стал) и часто бывал в городе.
1 июля 1890 года происходит обряд венчания, совершенный отцом невесты, М.В. Покровским, в Карачевской соборной церкви Казанской Божьей Матери.
3 мая 2020, 07:33"Вокруг Булгакова"
«Вокруг Булгакова»: Афанасий Иванович – отец Михаила АфанасьевичаПовествование о биографии любого заметного человека обычно начинается с рассказа о его родителях. Отец Михаила Булгакова был личностью яркой, и он оказал огромное влияние на творчество сына. Сам он, правда, в его книгах не упоминается (разве что косвенно в «Театральном романе»)Семья переехала в Киев. Живя на съёмных квартирах (это норма для того времени – средства на оплату жилья выделял работодатель) Варвара Михайловна родила и воспитала семь своих детей, а также двоих племянников.
По воспоминаниям и детей, и друзей семьи Варвара Михайловна была женщиной энергичной и весёлой. Именно благодаря ей в доме часто звучала классическая музыка, были домашние оркестр и театр. Она завела традицию на каждое Рождество писать для детей рассказ или сказку (по сути, "Белая гвардия" является развитием идеи такой рождественской сказки).
Важным элементом домашнего обихода было трудовое воспитание. Вот что писала Надежда Афанасьевна Булгакова-Земская: "её идея, превосходная идея, была: нельзя допускать, чтобы дети бездельничали. И мама давала нам работу. Например, летом на даче моя обязанность была заниматься до обеда с младшими братьями. Если не было работы, Варвара Михайловна её придумывала. Однажды она дала задание девочкам перештопать все носки братьев. А братьям об этом рассказал М.А. Булгаков в своём шуточном стихотворении: “Ты иди песок сыпь в ямы, Ты ж из ям песок таскай”".
14 марта 1907 года Афанасий Иванович умер. К счастью, после его смерти семье был выделен большой пенсион (ради этого смертельно больного Булгакова произвели в профессора) в результате чего материальное положение семьи парадоксальным образом улучшилось.
"Я хочу дать вам всем настоящее образование. Я не могу дать вам приданое или капитал. Но я могу дать вам единственный капитал, который у вас будет, — это образование..." И, надо сказать, Варваре Михайловне это удалось. Она, в частности, неоднократно подавала прошения об освобождении мальчиков от платы за обучение. Не её вина, что младший, Иван, воспользоваться полученным образованием не смог (впрочем, он сделал вполне успешную музыкальную карьеру).
Варвара Михайловна Булгакова
Помимо получения пенсиона Варвара Михайловна с 1908 года работала казначеем во Фрёбелевском обществе (организация, которая занималась подготовкой воспитательниц для детских садов и для дома). Именно там она познакомилась с тётей Татьяны Лаппа и предложила девушке в качестве провожатого по Киеву своего сына Михаила. Потом она в этом поступке раскаивалась, но благословение молодым всё же дала.
Ещё в 1906 году Варвара Михайловна познакомилась с доктором Иваном Воскресенским – по поводу печальному, он, проживая неподалёку (дом 38 по Андреевскому спуску) участвовал в лечении её мужа, а потом и в излечении от наркомании её сына. В мае 1918 года она вышла за него замуж, несмотря на то, что он был младше её на 8 лет.
Воскресенский был любимым учеником "святого доктора" Феофила Яновского и однокурсником Валентина Войно-Ясенецкого, которого мы знаем как лауреата Сталинской премии за до сих пор актуальные "Очерки гнойной хирургии" и как Святого Луку Крымского, чьи лики можно увидеть на иконах во многих церквях.
24 мая 2020, 13:02"Вокруг Булгакова"
«Вокруг Булгакова»: пять врачей «Белой гвардии»В «Белой гвардии» действительно пять врачей – Алексей Турбин, Курицкий/Курицький и три врача (два из них не названы), которые лечили раненного Турбина. Впрочем, сам Турбин именно как врач на страницах романа практически не фигурирует, а прототип его – сам Булгаков. А вот о четырёх остальных врачах и об их прототипах стоит поговоритьМихаил Афанасьевич этот брак не одобрял и даже в "Белой гвардии" определил годом смерти матери Турбиных 1918-й.
Реально же Варвара Михайловна умерла от тифа в Киеве 1 февраля 1922 года. Её смерть, как признавался сам писатель, послужила толчком к созданию "Белой гвардии".
Вспоминая о матери, Булгаков в письме от 24 апреля 1932 года к своему другу Павлу Попову писал: "С детства я терпеть не мог стихов (не о Пушкине говорю, Пушкин — не стихи!) и, если сочинял, то исключительно сатирические, вызывая отвращение тетки и горе мамы, которая мечтала об одном, чтобы её сыновья стали инженерами путей сообщения. Мне неизвестно, знает ли покойная, что младший стал солистом-балалаечником во Франции, средний — ученым-бактериологом все в той же Франции, а старший — никем стать не пожелал. Я полагаю, что она знает. И временами, когда в горьких снах я вижу абажур, клавиши, Фауста и её (а вижу её во сне в последнее время вот уже третий раз. Зачем она меня тревожит?), — мне хочется сказать: поедемте со мною в Художественный театр. Покажу Вам пьесу. И это все, что могу предъявить. Мир, мама?"