Ольга Байша — доцент Института медиа Высшей школы экономики (Москва). Защитила докторскую диссертацию в Университете Колорадо, США. Темы научного интереса: мифология прогресса, дискурс цивилизационного популизма, управление миром с помощью гегемонистских идей.
— Ольга, у вас готовится к печати в британском издательстве уже вторая книга о президенте Украины Владимире Зеленском. Расскажите, о чём книга?
— Да, действительно, в июне в издательстве Routledge выходит моя книга о Зеленском «Война, мир и популистский дискурс в Украине».
Если быть точной, книга не совсем о Зеленском, а о тех альтернативных значениях происходящего, которые были стёрты с поля политической репрезентации Украины с помощью убийств, арестов и преследований оппозиционных журналистов.
В книге я привожу выдержки из работ Олеся Бузины, Руслана Коцабы, Татьяны Монтян, Дмитрия Васильца, Юрия Ткачёва, Дмитрия Джангирова и ряда других оппозиционеров.
Это помогает мне проиллюстрировать простой факт, что Украина не свободная и не демократическая страна. И, соответственно, ни свободу, ни демократию она защищать не может.
Этот миф, озвучиваемый Зеленским, западные СМИ сделали гегемонистским для решения известных геополитических задач.
— Как получилось, что западное издательство издает подобные книги, тем более сейчас, когда из Зеленского делают героя, сражающегося за демократию и свободу?
— Если честно, я сама удивлена, что эта книга «прошла». Думаю, это связано с тремя факторами.
Во-первых, моя предыдущая работа о Зеленском (в ней я анализировала его предвыборную кампанию на грани виртуального и реального), была с интересом принята в академическом мире: было много положительных отзывов, её довольно активно закупали библиотеки.
Во-вторых, рецензию на мою новую книгу писал Оливер Джозеф Бойд-Барретт — ученый с мировым именем. Он оценил книгу как «оглушительную».
Во-вторых, рецензию на мою новую книгу писал Оливер Джозеф Бойд-Барретт — ученый с мировым именем. Он оценил книгу как «оглушительную».
Ну, и в-третьих, в академической среде всегда немного больше пространства для критической мысли.
— В вашем интервью, которое было опубликовано на известном левом западном сайте GrayZone, вы сравниваете Зеленского с Пиночетом. Это интервью тоже было опубликовано на Западе. Как это произошло?
— После моей первой книге о Зеленском я получила несколько запросов на интервью от западных СМИ. Нужно понимать, что все эти СМИ очень специфичны, — это то, что называется альтернативные медиа.
В противовес мейнстримовским СМИ они публикуют альтернативные взгляды на происходящее в мире. Одно из этих изданий — GrayZone — агитатор и пропагандист левых идей.
То, насколько GrayZone популярно, я осознала уже на следующий день после публикации моего интервью. Мне тут же написали мои бывшие профессора из университета Колорадо, сообщившие, что активно распространяют материал среди коллег и студентов.
Интервью было переведено на несколько языков, о чем я узнала уже от своих бывших американских однокурсников, работающих сегодня в разных странах. Среди думающих людей в мире запрос на альтернативную информацию колоссальный.
— Можно ли сделать вывод, что все американские профессора — это думающие люди, которые хотят слышать правду об Украине?
— Нет, далеко не все американские профессора — думающие в том смысле, о котором мы говорим.
Программа критических медиаисследований университета Колорадо, где я писала свою докторскую диссертацию, – очень особенная. Достаточно сказать, что на этой программе обязательными к изучению являются работы по идеологии Маркса, Ленина и, конечно, Антонио Грамши — основателя Компартии Италии, философа, теоретика марксизма, написавшего в тюрьме свои знаменитые «Тюремные тетради».
Я говорю «конечно», потому что невозможно представить управление идеологической сферой сегодня без понимания теории гегемонии Грамши. Говоря просто, она о том, что современное общество управляется с помощью идей.
Вера людей в «нормальность» или безальтернативность какой-либо идеи — это мощный рычаг управления их поведением. Либералы украинского Майдана свято верили в то, что не существует другого цивилизационного пути, кроме как на Запад.
Именно эта вера является абсолютным условием того, чтобы западная гегемония в глобальном масштабе оставалась несокрушимой.
— То есть чтобы эту гегемонию сокрушить, нужно продвигать другие идеи?
— Именно так. На это должна быть нацелена вся информационная политика государства.