Национальные правительства этих стран снимут ограничения на импорт пшеницы, рапса, кукурузы и подсолнечника, а затем уже Еврокомиссия, как и полагается в Евросоюзе, введёт аналогичное ограничение для 5 стран на наднациональном уровне.
В дополнение странам-бунтарям выделят 100 миллионов евро на компенсацию убытков фермеров. При этом транзит украинских зерновых и масличных через территорию 5 стран будет восстановлен, так как в украинской агропродукции нуждаются страны Западной Европы.
В авангарде борьбы была Польша, притворявшаяся адвокатом Киева в Евросоюзе и главным спонсором Украины в её борьбе с Россией.
Однако есть один проект, на который борьба Варшавы с украинскими зерновыми и масличными не распространяется, так как он целиком и полностью соответствует польским национальным интересам. Речь идёт о маслопроводе из Украины в польский Гданьск.
Смена подсолнечных лидеров
До СВО 55% украинского с/х экспорта в денежном измерении приходилось на зерновые, ещё 25% занимала масложировая продукция. Киев был значимым субъектом на мировом рынке подсолнечного масла, контролируя до 50% мирового рынка производства подсолнечника и подсолнечного масла.
Выращивать семечку было выгодно: минимальная рентабельность по ней редко опускалась ниже 23%, а в лучшие годы доходила до 39–44% (не считая аномалии 2015 года с 78%). Производство подсолнечника с 1990 года выросло в 5 раз.
Начавшаяся СВО эту картину сильно подпортила. Только в ЛНР остались три маслоэкстракционных завода, которые теперь работают на Россию. Заодно киевская власть лишилась контроля над солидной частью пашни (из 21,8 млн га пашни до СВО, не засеяли в 2023 году 6,8 млн га), на которой как раз прекрасно росли подсолнухи.
Тем не менее, в первую посевную после СВО украинские латифундисты не стали изменять привычке и сохранили площади под подсолнечник: экспорт семечки (не говоря уже о масле) — куда выгоднее продажи зерновых, да и зависимость от логистики не такая сильная.
Однако потеря площадей и маслоэкстракционных заводов не могла не отразиться на месте Украины на мировом рынке подсолнечного масла.
Семечка вместо масло и масло вместо семечки
В 2022/23 маркетинговом года (с 1 июля по 1 июля) Россия обойдёт Украину по экспорту подсолнечного масла.
Если до СВО доля Украины на мировом рынке подсолнечного масла составляла 50%, теперь сократилась до 34%, тогда как доля России выросла с 28% до 35%.
Экспорт подсолнечного масла из Украины по прогнозам Reuters сократится на 45% — до 3,65 млн тонн — по сравнению с рекордным 2019/20 годом. России прогнозируют 3,7 млн тонн экспорта, что на 3% меньше рекордного 2019/20 года.
2022/23 маркетинговые годы стали моментом, когда траектории развития маслопереработки в России и на Украине кардинально разошлись.
Дефицит маслоэкстракционных мощностей на Украине обернулся экспортом семечки: если в 2021 году в ЕС ввезли 21 тысяч тонн семян подсолнечника, то в 2022 году — 2 млн тонн, что в 95 раз больше. Объём собранного урожая сократился с рекордных для 2021 года 17,5 млн тонн до 10 млн тонн.
В России в 2022 году собрали свыше 16,5 млн тонн подсолнечника, и объёмы его производства продолжат расти как за счёт включения в российскую экономику новых регионов, так и благодаря интенсификации производства в "старой" России.
Федеральное правительство в прошлом году выделило 4,8 млрд рублей 43 регионам России для увеличения объёма производства рапса, подсолнечника и льна на 1,74 млн тонн.
В общем, проблем с масличным и подсолнечником в России в ближайшие годы точно не будет.
Параллельно с ростом производства подсолнечника наращивают мощности маслопереработчики: по итогам 2022 года мощность маслопереработки выросла на 6% — самые высокие темпы роста за последние годы — и достигла 29 млн тонн по семечке.
До конца 2023 года запустят ещё 1 млн тонн мощностей, а в ближайшие два года ещё примерно 2–3 млн тонн. Стимулируют рост российской маслопереработки высокие экспортные пошлины на семечку, что делает выгодным не её вывоз, а переработку.
Однако к середине апреля на российских складах хранилось 8 млн тонн семечки (в 2 раза больше, чем год назад) переходящего урожая, и переработать получится в лучшем случае 6,4 млн тонн.
Но есть и общее в развитии переработки подсолнечника на Украине и в России: и там, и там происходит "национализация" отрасли. Из России ушла компания Bunge (производила масло "Олейна"), а на Украине Андрей Веревский — основатель агрохолдинга Kernel — планирует выкупить акции своего агрохолдинга и уйти с Варшавской биржи, превратив свою компанию из публичной в частную.
Курс на экспорт
А теперь вернёмся к маслопроводу.
Меморандум о его строительстве Киев и Варшава подписали 7 сентября 2022 года, тогда же стало известно, что мощность трубы составит 2 млн тонн в год, а длина превысит 600 км.
Отправная точка — район города Ягодин в Волынской области, конечная — порт Гданьска. Когда маслопровод построят, зависимость Киева в части экспорта подсолнечного масла от Польши резко увеличится, заодно порт Гданьска заработает на перевалке украинского масла.
Кроме того, центр экспорта масла для Украины смещается в дельту Дуная. Дунайское судоходство, в отличие от черноморского, не заблокировано — и порты Одессы, Южного и Ильичевска (ныне Черноморск). В порту Южного уже упомянутый Kernel купил терминал для перегрузки подсолнечного масла.
Таким образом главным экспортным рынком для украинского подсолнечного масла станет Евросоюз и иные страны Запада, а для России, напротив – Индия и Китай, которые ранее были главными рынками сбыта для Украины.
В 2022 году Россия экспортировала в Индию продукции АПК на 800 млн долларов, что почти в пять раз превышает показатель за предыдущие пять лет. Основа поставок — подсолнечное масло, на втором месте — масло соевое.
А вот выход на рынок Китая пока сопряжён с трудностями из-за крайне долгого согласования стандартов на масложировую продукцию — Москва и Пекин ведут переговоры уже 4 года.
Стандарт на масложировую продукцию удастся согласовать не раньше 2024 года, что позволит российскому подсолнечному маслу попасть на китайский рынок.
В общем, в 2022 году Россия сместила Украину в мировом рейтинге производителей подсолнечного масла, годом ранее Россия стала мировым лидером в производстве масличного льна (мировой урожай — 3,3 млн тонн, из них 39% собрали в России, рост урожай с 2011 года вырос в три раза).
Через несколько лет Россия отнимет у Украины индийский и китайский рынки, превратив Украину в поставщика масла для Евросоюза.