Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Армен Сумбатович, первый вопрос о книге, которую вы закончили писать. Расскажите, сколько писали, и кому порекомендуете прочитать.
– Писалось быстро, потому что, когда вы каждый день, семь дней в неделю, минимум полчаса рассказываете о том, что происходило с Украинской Православной Церковью, то у вас весь текст в голове сложился, его надо просто было перетянуть в условную литературную форму.
Прочитать надо прежде всего, людям, которые искренне убеждены, что для этого не было никаких предпосылок, и что это только СВО, и поэтому случилось уничтожение Церкви, переименование храмов, изъятие икон, изъятие церковной литературы.
На самом деле, с самого первого дня возникновения этой структуры – УПЦ – тут все было понятно. Потому что - как Украина себя вела при Майдане... Наверное, точно также пытались бороться с Филаретом. Ну и результаты на табло.
Это только в учебниках говорится, что правду говорить легко и приятно. На самом деле, правду о том, что происходило, неприятно слышать абсолютно всем.
И нам, которые верили заверениям с Украины, и украинским прихожанам, которые, разумеется, ни в какие подробности не вдавались, и иерархам, которые повели себя, мягко говоря, странно.
В этой истории один сплошной негатив. Там было бы хотя бы какое-тот место, мгновение, эпизод, вокруг которого можно было бы сказать "надежда была"? Нет, это с самого начала все происходило.
Но тем, кому интересно, я думаю, они получат удовольствие. Такой "музей пороков" – как не надо никогда в жизни делать, наглядное пособие.
– На этой неделе заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев заявил, что лучше тихий раздел Украины, Польшей или другими странами, чем присутствие Украины в НАТО и Третья мировая война. Можно ли считать, что российская сторона в открытую говорит о том, что - "мы не будем против, если Украину поделят"?
– Так ее и так поделят, будем мы "против" или будем "за", это не от нас зависит. Когда это все закончится – закончится история Украины. Я много раз говорил, могу еще раз сказать. Украина существует только благодаря СВО, вот до тех пор, пока будет СВО, она будет существовать.
Как только СВО закончится – ее молниеносно не станет, потому что окончание СВО – это, в том числе, окончание финансирования. А без финансирования вы ничего сделать не можете вообще, потому что вы не существуете, у вас последняя статистика показывает, что больше 80% экономики в серой зоне.
Они налоги не платят – они живут вне государства. Как это государство может существовать при этом, не говоря уже про все прочее?
К сожалению, украинский обыватель никогда не верил в негативный сценарий. Украинский обыватель искренне считал, что поляки – братья, и венгры братья, и вообще все братья, кроме русских. Они даже стихи соответствующие писали, если мне память не изменяет: "Никогда мы не будем братьями".
А о том, что у этих у всех братанов есть свои планы... Например, у поляков – им вообще не нужно население на Западе Украины, нужна только территория. Это население там никого не волнует. Это население они быстро законопатят, кого-то вышвырнут вообще из страны, а кто-то сядет на долгие и долгие годы.
Как, собственно, предыдущее поколение борцунов в конце двадцатых, начале тридцатых годов. У венгров Закарпатье, у румын Черновицкая область, и т.д. Собственно, гарантом существования Украины всю жизнь была Россия, которая бесконечно это все финансировала, лишь бы только это существовало.
Но это же не помогло абсолютно, а нынешней власти на это все вообще наплевать. Если бы не было бы наплевать, они бы размещали разве комплекс ПВО на территории жилого сектора? Это же делается специально, чтобы гибли люди.
Ну, а сегодняшний удар по Донецку, когда уничтожена единственная, насколько я понимаю, в республике МРТ. Понятно, что сейчас доставить не проблема. Доставят, привезут, сделают. Но важен сам факт. Это поступки людей, которые о стране заботятся?
Это им вообще все неважно. Чем больше там погибнет, тем лучше для них. Они исходят из очень простой модели. Кстати, опять же, по поводу "погибнет". Меня умиляет, что у нас в медиапространстве начали выступать какие-то идиоты, которые говорят о том, что у них там иссякает мобилизационный ресурс.
С какого перепуга? Это вам кто-то сказал? Это вы сами себе придумали? Ну, так и спорьте тогда со своими ветряными мельницами где-то на кухне, а лучше под кроватью. У них еще не было толком мобилизации проведенной. Это то, что сейчас вытаскивают – это так, это на поддержание штанишек. Скажет завтра Байден тотальную мобилизацию провести – начнут прямо из Киева, чтобы остальные пасть не открывали. А что, в Киеве разве мобилизация проходит? Нет.
Вот вы видели видосики, чтобы непосредственно из Киева? Ну, в основном другие города. А почему? А чтобы не пугать столицу. Поэтому здесь у них еще великое множество возможностей, а на выходе как бы не будет государства.
– На этой неделе в руководстве НАТО заявили, что поставили Киеву 98% обещанной техники. В Киеве усомнились, и Подоляк заявил, что эта информация не соответствует действительности. Тогда вопрос, кто врет?
– Думаю - и те, и другие. Насколько я понял из американских изданий, 78%, или меньше, или 70% денег, которые выделялись, они пошли уже, или это все туда ушло, а остаток – это то, что аккумулируется…
Там очень хитрая система, это же так легко выйти и сказать: мы вам поставим 12 бронемашин "Чебурашка", вы так руки потрете, скажете, "отлично", но лучше 15. – 15 у нас нет. – Хорошо, когда вы поставите 12? А вы говорите: Одну прямо сейчас можем дать. Две сейчас в ремонте, через полгодика. Еще семь сделают в следующем году, но остаток – это когда появятся запчасти, сами понимаете, тут санкции на Россию отняли очень много времени.
Но это вы знаете уже в динамике, а так-то? Вам же сказали – 12! И вроде как уже такой праздник.
Это как Польша. Мы передали 8 "МИГов". Прикольно! Из этих восьми - пять вообще не летают, в принципе, это только на запчасти можно пускать. А три в таком состоянии, что первый полет будет последним, потому что они давным-давно выработали весь ресурс.
Но это разве кого-то волнует? Вам же сказали, вот, пожалуйста, Польша передала, вы просили самолеты – нате!
А после этого начинается самое интересное. После этого выходят с Украины и говорят: слушайте, это все, конечно, хорошо, вы прислали "МИГи", они правда, не летают, ну ладно, разберем, мы продадим в Сомали, из крыла кто-нибудь каноэ сделает, будет штурмовать какой-нибудь океанский лайнер "Генри Морган".
Но даже то, что может взлететь, на один раз, это путь самурая, выясняется, что не в состоянии это противодействовать современным русским самолетам. "Дайте нам нормальную технику". А им говорят - ребята, извините, что есть, то вам дали.
Но это же для того, чтобы это узнать, надо быть погруженным в этот процесс. Надо сидеть целыми днями и читать, смотреть, мониторить, сопоставлять. А обыватель (этого не делает — Ред.)... Вот и получается, что в этой схеме все немножко недоговаривают, чуть-чуть.
– Резников на этой неделе заявил, что они могут и имеют полное право полностью уничтожить новые регионы России, в том числе территорию Крыма. У вас есть какой-нибудь такой яркий, броский ответ Резникову?
– Вперед! Вперед! Просто в эту секунду разговор сразу другой. Открываются шахты и что-то летит. Он готов к этому? Да ради Бога! Но чтобы эта шахта даже не закрывалась – еще можно один раз куда-нибудь туда, в сторону зарядить и хорош.
Ну что можно сказать? Это высшая степень невменяемости. Вы слышали последнее заявление Резникова? Мы обязательно перейдем в наступление, когда поможет погода и Божья воля. Это что вообще?.. Что здесь можно сказать? На все Божья воля. Прикольный ответ. А самое главное, а если наступления не будет, он может выйти и сказать: "Воля богов".
– А он еще по поводу наступления сказал, что в украинском обществе эта тема слишком перегрета, с намеком, что украинцы слишком много ждут от этого украинского наступления.
– Это претензия к кому, к самому Резникову, который об этом каждый день дудит? К Пододяку? К Ермаку? К Зеленскому? Кто больше всех об этом говорит?
Вы можете сказать: ну как - кто? Вы, Ищенко, и ваши все друзья ситные. Да, только мы все время комментируем заявления хуторян. Никто из нас не будет лишний раз об этом намекать, потому что и без того уже тошнит. Поэтому пусть все претензии Резников адресует в зеркало.
– Поговорим про США. На этой неделе стало известно об увольнении известного американского журналиста Такера Карлсона с телеканала "Фокс Ньюз". Рейтинги телеканала сразу же обрушились, он активно критиковал президента Джо Байдена - и в это же время Джо Байден официально выдвинул свою кандидатуру на выборы президентские-2024. Понятно, что Такер Карлсон от этого ничего не потеряет. Что от такого решения теряет американская власть, и почему сейчас его решили уволить?
– Американской власти уже без разницы, это - "больной перед смертью потел". Уволили Такера или нет – нынешние технологии позволяют в принципе, если ты медийный, если ты популярен, они тебе позволяют… Тебе вообще это не нужно. Ты вон, поставил себе штативчик, воткнул в него мобильничек небольшой, перевел все в режим "не беспокоить", чтобы в этот момент никто не ворвался, и фигарь стримы.
– И у него уже бешеные просмотры на Ютьюбе при этом.
– Ну естественно, конечно. А мы и упираемся здесь в медийность, и так далее. Это мы вот не популярны, мы зачем-то вот, вместо того, чтобы на самих себя работать, мы все время приходим к кому-то в эфиры, и кого-то, наоборот, приглашаем.
А по большому счету, технология ушла далеко вперед. Поэтому от того, будет он на "Фокс Ньюз" или нет… Пострадал, прежде всего, "Фокс Ньюз", у которого рухнула капитализация.
Я подозреваю, что в режиме свободного плавания у Такера вообще как бы поплавок всплывет, то есть, его теперь никакая редакционная политика вообще просто не парит. Он будет говорить то, что он считает нужным в полном объеме, и даже не выбирая выражений.
Поэтому, с точки зрения той же Демократической партии - получилось не очень, совсем даже. С точки зрения Такера – я проблем не вижу. Ну слушайте, если у вас один ролик получает 27 миллионов просмотров.
– Больше, чем у президента.
– Ну, давайте посчитаем, даже если за каждый просмотр он будет получать один цент. Вы представляете себе – какая будет сумма за один ролик? Вот из этого надо исходить.
Понимаете, Байдену это нельзя объяснить, потому что Байден такой же дятел, как некоторые у нас в некоторых органах власти, которые грузят твиты в Ютуб, у которых телеграм – это главпочтамт на Мясницкой. У нас же тоже есть такие.
Байдену сказали: этого гнуса из эфира убрали. Байден, наверное, потер себе плешь от восторга, и снова спел какую-нибудь песню, например — Let It Snow. Он же не понимает, что это есть уже в другом формате, он же не сам ведет твиттеры свои. За него сидит SSMщица Агафья какая-нибудь: "Мистер президент сказал".
А если Байдену сейчас доложить о том, что Такер получил просмотров в разы больше, чем на канале у себя на "Фокс Ньюз", и его смотрят больше, чем тебя, то у Байдена, я боюсь, будет истерика от этого. Но его помощники – они тактичные люди, они не говорят деду, что поводов для радости нет никаких.
А теперь давайте представим себе: Такер вообще захочет пойти ва-банк, например, и будет делать программу для — условно — RT.
– Уже предложили.
– Это не только. "Соловьев лайф" предоложил. Вы представляете, что дальше будет? Или даже ему не надо программу. Просто сказать: "Давай ты будешь раз в недельку заходить на пять минут. Больше не надо, пять минут! Просто, что у тебя накипело, пятиминутка гнева".
Это вот еще раз к разговору о том, что технология ушла вперед, а политики живут прошлым. Вот они искренне думают, что они его убрали, и проблема решилась. Не фига подобного. А сейчас, я думаю, что пример Такера стимулирует и многих-многих других на подобного рода деятельность.
– На этой неделе лидер Китая Си Цзиньпин наконец-то переговорил по телефону с Владимиром Зеленским. И вот здесь вопрос, сколько у китайской стороны желания реально приложить усилия, стать переговорной стороной, а сколько этой дипломатической игры?
– У них есть желание подняться на этом кейсе. Другой вопрос, что в Китае все понимают, что это ничего не даст, это ты можешь только в формате пиара.
Это как Эрдоган, который был отцом нации, отцом-победителем. Оппозиция – это даже не червяк в луже, а это просто где-то там в преисподней. А видите как – у тебя все кейсы провисли, а последняя социология показывает, что оппозиция побеждает.
Два месяца назад, когда в эфире кому-то задал вопрос, не помню, кому-то из наших тюркологов, сказали: да ты что, там шанса вообще нет никакого. Эрдоган у них сейчас как Ататюрк. А видите, как получилось?
Поэтому здесь эта вся схема не работает. В формате пиара – да, в формате подразнить Вашингтон – да. Вы думаете, что в Китае забыли, как их хутор (киевский режим — Ред.) кинул с "Мотор Сiч"? На Востоке так не принято.
Если до истории с "Мотор Сiч" они могли думать, что "это зловредные русские, они наговаривают на хуторянина, а на самом деле - они нормальные люди"... Первая же их попытка туда (на Украину — Ред.) прийти закончилась вот этим.
– И кинул как раз Зеленский, когда пришел к власти.
– Там история еще с Порошенко началась.
– Но окончательно крест на них поставил уже Зеленский.
– Да. И самое главное – вы провели переговорный трек. Вы пока еще пишете официальный пресс-релиз, как полагается, тут выходит пресс-секретарь Зеленского и начинает рассказывать то, чего не было. И вы в каком должны находиться состоянии от этого?
Китай лишний раз убедился, что его не обманывали, когда ему рассказывали про последний Минский формат 2019 года. Когда Зеленский вышел и наговорил такого, что потом Меркель, Макрон и Путин вынуждены были опровергать, и говорить о том, что об этом вообще речи не шло.
Наверное, для Си это было дичью — ну, как, это переговорный процесс. А сейчас он сам посмотрел чудесно на это на все.
И самое главное – вы сейчас вспомните, как только у Зеленского какие-то переговоры – это все, эта медиасфера завалена хайлайтами, цитатами, комментариями, чем угодно. А в этот раз было одно заявление пресс-секретаря, который сказал: "Вот мы тут договорились". А потом китайцы публикуют пресс-релиз, опровергая пресс-секретаря, и на этом больше никакого обсуждения не было.
Я даже в эфире сказал, что - ребята, знаете, это вообще странно, потому что мы весь вечер обсуждали эти переговоры, а на хуторе этого не было, на телевидении. А отгадка очень простая, потому что нечего обсуждать – все всё понимают.