Самые масштабные за последние 25 лет международные военные учения «Аврора-23» начались 17 апреля в Швеции. В маневрах примут участие 14 стран и 26 тысяч человек личного состава. Об этом сообщается на сайте министерства обороны страны.
— Владимир Петрович, в Швеции начались крупные учения «Аврора-23». Ранее в мае 2022 года страна вместе с Финляндией подала заявку на вступление в НАТО. Если Стокгольм вступит в НАТО, то по сути Балтийское море станет внутренним для альянса. Какие в результате этого могут возникнуть угрозы для России? Может ли Москва сделать какие-то упреждающие действия на будущее?
— Вы знаете, Швеция — подруга еще та… Она не может отойти от битвы под Полтавой, и там до такой степени осталась обида, что Швеция Россию во всем хочет укусить. И Финляндия такая же. Но если вспомнить историю, они нам здорово помогли становиться молодой российской республикой: какие-то вещи давали, паровозы и все остальное.
Вообще, конечно, самая подлая страна на нашем земном шаре — это НАТО. Это целая страна, по сути дела, которая кроме беды больше ничего не приносит. Какое-нибудь где-нибудь созидание есть? Нет. Только расширение, только угроза. Правда, флаг подняли, дескать, мы оборонительный военно-политический союз. Теперь взялись за Дальний Восток, Австралию, Японию.
Соединенные Штаты Америки буквально изгадили весь земной шар, обосрали все континенты, извините за такие слова, но иначе не скажешь. Это правда! Куда ни ткнись — везде от них зло. Ядерное оружие по людям первыми применили США. Химическое оружие во Вьетнаме использовали они же. Случись где в точке мира какая-нибудь заваруха по их плану или не по их правилам — мгновенно туда силы бросают.
Сейчас Америка спрашивает: чей Крым? Он принадлежал СССР. Потом Россия передала его Украине не вполне законно и вернула себе вполне законно.
Так что я думаю, пугаться [действий Швеции] не стоит, хотя у нас там, конечно, есть небольшой анклав, я имею в виду Калининградскую область с Балтийским флотом. Он у нас разделен на два участка. Там есть Финский залив, который называют Маркизовой лужей, очень узкий. Во время Великой Отечественной войны (ВОВ), насколько мне помнится, 40 тысяч мин выставили немцы против нашего флота либо много подводных лодок, форсируя минные заграждения для выхода на Балтику.
Плюс после окончания Второй мировой войны Балтийское море еще и загадили химическим оружием (иприт, люизит и другие) в районе Борнхольма. [В 1946—1948 годах найденное в зонах оккупации союзников химическое оружие англичане и американцы затопили в четырех прибрежных европейских акваториях.] Так что руководимый Соединенными Штатами Америки земной шар может лопнуть и жизнь на земле прекратится. Поэтому наш путь правильный. Надо, в конце концов, утихомирить их.
Повитуха сия Европы, она же германская акушерка, с аристократической приставкой «фон» [председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен] скоро возглавит НАТО. А она же страшная русофобка. Я думаю, что она этим не ограничится и точно протянет свои лапки на Дальний Восток — окутает все, чтобы угодить дядюшке Сэму.
Так что и Швецию в итоге примут в НАТО. Хоть пока что сами некоторые члены альянса против — Венгрия и Турция. Но у Турции свои проблемы: выборы и кто победит на них.
— Какую роль Швеция может сыграть в европейской военной политике?
— Швеция всегда имела свои вооруженные силы. Я долго служил на Балтике и помню их самолеты, в том числе истребители «Вигген», которые летали по схеме «утка» [аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата горизонтальное оперение расположено впереди основного крыла].
Однажды шведский самолет так низко летел, что задел крылом воду, упал и, конечно, разбился. Мы подняли голову молодого, красивого летчика в шлеме и передали им. Тогда шведы делали облеты [испытательные полёты летательного аппарата перед вводом в эксплуатацию] нашего корабля «Петр Великий», который там проходил испытания.
Они осуществляют разведывательные операции на Балтике. У Швеции есть корабль Orion, который ведет радиотехническую разведку вместе с немецкими судами Alster и Oste. Сейчас подключается туда и Польша. Так что, конечно, они там будут иметь глаза и уши, будут все просвечивать и контролировать. И, конечно, нам будет очень сложно из-за этого.
Эстония вдобавок шлет угрозы России, что увеличит территориальные воды, и таким образом там не будет свободного прохода в Санкт-Петербург — он перекроется, и это будет очень плохо. Опять-таки, Эстония пойдет на обострение ситуации и, наверное, на боевые действия. Мы же не можем Калининградскую область бросить на произвол судьбы.
— Еще одна страна НАТО Норвегия объявила 13 апреля о высылке 15 российских дипломатов, назвав их «сотрудниками разведки». Осло активно поставляет оружие Украине, регулярно участвует в арктических учениях НАТО. Как вы можете прокомментировать линию поведения Норвегии в северных морях и в Арктике?
— Норвегия очень интересная земля, в том числе по конфигурации. Я как-то шел на крейсере по Атлантике мимо Норвегии на север. Осло находится в проливе Скагеррак; самая северная точка страны — это Нордкап; плюс Шпицберген. Поэтому государство живет в суровых [географических] условиях, но, вы знаете, она обустроена. Самая лучшая страна, на мой взгляд, по уровню жизни и ВВП на душу населения — Норвегия. [ВВП на душу населения за 2021 год — 89 154,28 долларов].
Норвегия была под Гитлером, там базировался линкор Tirpitz, который нарушал коммуникации на Атлантике. С этой стороны война продвигалась на Мурманск, но, слава богу, им ничего не удалось сделать.
Скандинавские страны, Норвегия, Финляндия, Швеция, если на карту посмотреть, действительно, как будто клещами охватывают с севера Россию. В центре — Прибалтика, Балтийское море, существующая Европа. Украина — предполье, которое страны Запада используют, чтобы себя немножко обезопасить: дескать, ребятки, повоюйте, а мы пока планы построим на будущее. Турция закрывает всю эту географическую анаконду с юга — охват полный. [Предполье — это территория, которая дает возможность обороняющейся стороне для подготовки новой линии обороны.]
Теперь нам надо силы растягивать вдоль всей этой линии. Ранее Россия как будто мирным образом существовала с Финляндией — мы даже Ленинградский округ сократили. А сейчас, после ее вступления в НАТО, придется все создавать по новой, увеличивать силы и средства, строить и так далее.
И не нужно недооценивать противника. Как некоторые у нас говорят: подумаешь, американские авианосцы — у нас бойцы, у нас ударные ребята. Так нельзя! Авианосец или авианосное соединение имеет такую глубину обороны, к которой нам не приблизится ни из-под воды, ни с надводного положения, ни с воздуха. Его можно только ядерным оружием раздолбать.
— Ранее Северный флот России начал крупные военно-морские маневры в водах Арктики, а Тихоокеанский флот вышел в море в рамках внезапной проверки боеготовности. Что могут значить такие действия ВМФ России? От кого готовимся обороняться?
— Тут дело в другом. Сергей Шойгу пришел, как будто бы не военный человек, да? Но мне он очень нравится как министр обороны; он уловил ахиллесову пяту, где у нас самое слабое место — в боевой готовности. Поэтому Шойгу начал проверять и наращивать эту боевую готовность.
Самое ценное, самый высокий уровень здесь, когда кнопку нажимаешь и все силы (флот, эскадра или дивизии) приходят в действие по ранее намеченному плану, независимо от того, в каком положении они находятся. И днем, и ночью. Ремонт идет или учения, или еще что — неважно. То есть определенное количество сил держится в боевой готовности и встает не по предупреждению «завтра мы вас поднимем по тревоге». А именно нажимается кнопка — все заправлены, все заряжены и идут в свои районы по боевому предназначению.
Мне это очень нравится, и я за такие проверки [маневры в Арктике]. Они не носят угрожающий характер, они позволяют понять, на что мы сами способны. Вспомните, на нас всегда нападали внезапно. Возьмите Наполеона, Гитлера, которые напали на нас внезапно, хотя все знали о ситуации, но тем не менее война не была объявлена.
Теперь мы должны исключить эффект неожиданности, чтобы нас врасплох не застали. Тем более сейчас, когда мы обложены [Западом] полностью со всех сторон.
— Китай проявляет интерес к Арктике. Может ли КНР потенциально стать нашим неким тылом?
— Сейчас все стесняются говорить прямо: ой-ой, нет-нет. Мое мнение такое — надо делать военно-политический союз с Китаем, чтоб не опоздать. Как только сейчас двинется американский дедушка на создание натовских различных интеграций, нам необходимо создавать свой союз, которым можно воспрепятствовать Западу на всех направлениях.
Есть много разных мыслей, кого туда [в российско-китайский союз] подтягивать, куда расширяться, какие возможности там есть, но мы же не лаптем щи хлебать хотим, а должны быть защищены, должны нормальным образом иметь свое место на земле.
Дело в том, что Китай — это Восток; а Восток — дело тонкое. История с Китаем у нас была и положительная, и отрицательная. Мы помним остров Даманский, Культурную революцию в Китае и руководство Мао Цзэдуна, при котором эти события происходили. Конечно, тут нужно ухо держать востро.
Здесь есть такая политическая заноза, из-за которой и председатель партии КНР, и наш президент пока все это дело не торопят, не заявляют об этом, а действуют осторожно. Но наше дело правое — победа будет за нами. Честь имею!
Дело в том, что Китай — это Восток; а Восток — дело тонкое. История с Китаем у нас была и положительная, и отрицательная. Мы помним остров Даманский, Культурную революцию в Китае и руководство Мао Цзэдуна, при котором эти события происходили. Конечно, тут нужно ухо держать востро.
Здесь есть такая политическая заноза, из-за которой и председатель партии КНР, и наш президент пока все это дело не торопят, не заявляют об этом, а действуют осторожно. Но наше дело правое — победа будет за нами. Честь имею!