Как сообщает латвийский телеканал TV3, рядом с портовыми складами были замечены украинские бензовозы, которые предназначались для перевозки доставленных в Латвию российских нефтепродуктов. Латвийское СМИ напомнило, что до 5 февраля, когда был введён запрет на импорт топлива из России, его можно был свободно ввозить на территорию Евросоюза. Однако его ввоз на Украину запрещён уже больше года.
По документам страной происхождения топлива является Казахстан, но эти документы якобы оказались поддельными. При этом возбуждать уголовное дело латвийские правоохранительные органы пока не спешат.
Проблема поставок российских нефтепродуктов на Украину, где они идут на нужды ВСУ, стоит уже не первый год. Она приобрела актуальность задолго до начала СВО. Россия традиционно являлась лидером среди стран, поставлявших топливо Киеву, и когда в 2014 году Украина начала карательную операцию на Донбассе, эта ситуация не изменилась. За одно только лето 2015 года объёмы этих поставок были удвоены.
Впоследствии Москва всё-таки запретила продажу нефтепродуктов Украине. Произошло это в 2019 году, однако этот запрет был неполным — профильные российские ведомства по согласованию с компаниями-поставщиками делали из него регулярные исключения, число которых постоянно росло.
Вдобавок к этому огромную роль в снабжении Киева топливом сыграла Белоруссия, которая изготавливала его из российской нефти. В 2021 году дипломатический советник главы ЛНР Родион Мирошник напрямую заявлял, что украинские танки ездят на российском топливе. С украинской стороны о том же говорил Алексей Арестович, сообщавший, что из всех объёмов потребляемых Украиной нефтепродуктов 70% она закупает у Москвы и Минска.
После начала СВО поставки с этих направлений закончились. Однако не так давно выяснилось, что в 2022 году Киев получил сотни тысяч тонн топлива, изготовленного в Болгарии на нефтеперерабатывающем заводе в Бургасе, который принадлежит «Лукойлу». Топливо поставлялось через цепочку посредников, формально компания не несёт ответственности за то, где в конечном итоге оказались произведённые ей нефтепродукты.
При этом экс-министр финансов Болгарии Асен Василев в интервью немецкому изданию Die Welt заявил, что он якобы просил руководство НПЗ направлять на нужды ВСУ все объёмы произведённого дизтоплива, которые превышают потребности внутреннего рынка, а это около 50%. По словам первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина, спикер ГД РФ Вячеслав Володин поручил провести проверку информации о поставках нефтепродуктов с НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас». О её результатах ничего не известно.
И теперь латвийские журналисты публикуют материалы, рассказывающие о продаже российского дизтоплива Киеву.
По мнению заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, речь может идти в том числе и о простой дезинформации. Кроме того, сама ситуация вокруг стоящих в порту Риги танкеров выглядит очень странно, учитывая, что с 5 февраля поставки российских нефтепродуктов в страны ЕС запрещены. «Если точнее, то последние поставки могли быть осуществлены не позже 1 апреля ввиду наличия переходного периода, который длится с 5 февраля. И до этого дня топливо, которое планировалось доставить до 1 апреля, должно было быть куплено и загружено на танкеры», — заявил Фролов в интервью Украина.ру.
«Я очень сомневаюсь, что какие-то нефтепродукты из Российской Федерации могли идти до прибалтийских портов так долго», — отметил эксперт.
По его словам, если речь действительно идёт о российском топливе, то получается, что какие-то компании, которым принадлежат танкеры, нарушили западные санкции. Фролов отметил, что если бы Латвия действовала исходя из установленных Западом норм, то она в первую очередь должна была изъять этот груз и начать расследование в отношении компаний-перевозчиков, а уже потом она была вольна продавать изъятые нефтепродукты кому угодно. Но ничего подобного не произошло, напомнил эксперт.
Фролов обратил внимание на то, что после 24 февраля, когда поставки нефтепродуктов из России и Белоруссии на Украину оказались «несколько затруднены», Киев задействовал два альтернативных маршрута: из Прибалтики и из Румынии. Также определённые объёмы дизельного топлива могут производиться на нефтеперерабатывающих мощностях внутри самой Украины, несмотря на то, что периодически по ним наносятся удары.
Что же касается возможных поставок из Болгарии, то направление этих поставок ничего не говорит о происхождении самого топлива, отметил эксперт. «Теоретически оно может быть произведено в Болгарии, потом кто-то из крупных оптовиков может его купить и дальше везти куда угодно. Производитель топлива в принципе не будет отвечать за направление его движения, у него даже нет никаких инструментов, которые могут на это повлиять», — подчеркнул Фролов.
«Если посмотреть на политику Евросоюза в отношении этого вопроса, то мы увидим, как страны, получившие исключение из эмбарго на российскую нефть, подталкиваются к тому, чтобы продавать получаемые из неё нефтепродукты на Украину. Например, Словакии, Венгрии и Болгарии запрещено продавать сделанное из российского сырья топливо за рубеж за исключением одного направления — украинского. То есть мы можем говорить, что компанию-производителя подталкивают к таким поставкам», — отметил он, добавив, что достоверной информации о том, что подобные поставки действительно ведутся, на данный момент нет.
«Если какие-то российские компании поставляют своё топливо на Украину, то заниматься этим вопросом должен не я, а компетентные органы. Но, повторюсь, в текущих условиях такие новости могут быть просто частью информационной войны», — резюмировал Александр Фролов.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также отметил, что крупные нефтяные игроки поставляют свою продукцию через череду различных посредников и трейдеров, которые формально не имеют к ним отношения. «Это как предъявлять претензии лесам Сибири из-за того, что вырабатываемый ими кислород попал куда-то не туда. Да, возможно, изначально это действительно было российское топливо, а может быть и нет», — заявил он в интервью Украина.ру.
По его словам, РФ как государство в любом случае не имеет к происходящему никакого отношения. «Допустим, танкер с нашей нефтью приходит в Индию. Индийцы делают из него топливо. Кто-нибудь отслеживает, куда оно отправляется? Никто не отслеживает», — подчеркнул Пикин.
Всю ситуацию вокруг танкеров с топливом неизвестного происхождения, стоящих в Риге, он охарактеризовал как «высосанное из пальца ничто».
В свою очередь, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что танкеры могли прибыть в столицу Латвии ещё до введения механизма предельных цен на российские нефтепродукты и запрета на их импорт в Европу, и теперь вряд ли подобные ситуации будут повторяться. «Ну а то, что политически Украина готова покупать российское топливо, и западные страны готовы его продавать, — это просто реалии текущего конфликта», — заявил он в интервью Украина.ру.
Параллельно с историей латвийских СМИ о загадочных танкерах американский журналист Сеймур Херш со ссылкой на источник в разведке США сообщил, что Владимир Зеленский якобы закупает топливо у РФ, тратя на это средства, получаемые от Вашингтона.
Даже если мы имеем дело с сознательной дезинформацией, вбрасываемой накануне предполагаемого большого наступления ВСУ, ситуация вокруг возможных поставок нефтепродуктов российского происхождения на Украину продолжает оставаться непрозрачной и требует детального разъяснения со стороны российских компаний-производителей.