По сусекам наскрести они что-то смогут. Понятно, что угрозы серьезные. И нам надо делать соответствующие выводы, считает капитан 1 ранга запаса, заместитель главного редактора журнала «Воин России» Василий Дандыкин.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Ранее Северный флот России начал крупные маневры в водах Арктики. В учениях примут участие 1800 военнослужащих, более десятка кораблей, 40 самолетов и вертолетов, а также машины для наземных операций. Особое внимание будет уделено безопасности российского торгового флота и морских путей, таких как Северо-Восточный проход.
— Василий Алексеевич, кого мы там рассматриваем как потенциального противника?
— НАТО и США. Они не скрывают своего интереса к Северному морскому пути и вообще к Арктике. Они даже не признают наши права на нее. Они считают, что это «международная территория и достояние всего человечества», под которым подразумевается США.
Поэтому они укрепляют свои позиции на Аляске. Речь идет и об увеличении авиации (F-35), и об усилении сухопутной составляющей.
На западе ситуация тоже стала тревожной и неспокойной, когда Финляндия стала членом НАТО. Теперь граница Альянса подошла еще ближе к нам. Под угрозу попадают объекты и базы Северного флота. Швеция немного подальше, но от ее членства в НАТО для нас тоже нет ничего хорошего. А Финляндия уже требует от нас дополнительных усилий.
На территории Финляндии будет размещено все больше американских и натовских структур. Будет больше учений. Флот НАТО уже часто проводит учения на Балтике. Более того, американцы возродили Атлантический флот с явным намеком, что он будет противостоять нашему Северному флоту.
Мы на это отвечаем. Северный флот — это стратегическое объединение, которое включает в себя воздушную и сухопутную компоненту (армейский корпус). Это стратегические и многоцелевые подводные лодки. Это и самые современные фрегаты с ракетами «Циркон», такие как «Адмирал Горшков» и «Адмирал Головко» (он в этом году придет).
Посмотрим, как США себя будут вести. И будем к этому готовиться.
— Если на севере начнется вооруженный конфликт, на каких конкретно направлениях он может произойти и в какой форме?
— Я надеюсь, что его не будет. Но определенные амбиции и попытка реванша есть у той же Финляндии, которая некоторые российские территории считает своими. Вполне может быть задействована сухопутная и морская составляющая. Да, именно у Финляндии военный флот никакой, но рядом Норвегия. И там американцы все время пасутся.
Более того, в Карелии будет дополнительно развернут наш армейский корпус. И воздушная составляющая тоже будет усилена. Потому что Питер теперь будет еще ближе к НАТО. Да, это не ситуация 1939 года, но тоже тревожно.
Теперь граница между РФ и Финляндией будет не мирной, а агрессивной. Там уже заборы городят. Возможно, что будет истерика по поводу создания «Великой Финляндии», как это уже происходит по поводу «Великой Украины».
Нам надо быть настороже. Северный флот нас не подведет.
— Если произойдет военное столкновение между Россией и Западом непосредственно в арктических водах, США и НАТО будут использовать базы на Балтике? Или с Аляски свой флот они тоже смогут подтянуть?
— Аляска — это немного другое направление. Хотя Севморпуть — это частично зона ответственности нашего Тихоокеанского флота.
Пока же все основные корабли и противолодочные рубежи противника находятся на западе. А Северный флот по сути отвечает за весь Севморпуть. С этой целью мы сосредотачиваем там военные ледоколы («Илья Муромец») и ледовые патрульные корабли («Иван Папанин»). И островные гарнизоны («Северный клевер» и «Арктический трилистник») оснащены ракетами.
Так что к защите нашей экономической деятельности и территориальной целостности на Севере мы готовы. И противник об этом знает.
— Наши оппоненты любят задавать каверзный вопрос, мол, почему вы начали СВО против Украины, но не начали СВО против Швеции и Финляндии. Есть вам что-то на это ответить?
— Это совершенно разные дела. Мы знаем, о чем идет речь. Запад просто воспользовался СВО, чтобы затащить Финляндию в НАТО. И сейчас идет небывалая информационная кампания в этой гибридной войне. Мол, если Россия победит Украину, она придет в Финляндию и Швецию. Они даже Зимнюю войну и Полтавскую битву вспоминают. Теперь благополучие Финляндии, ставшее возможным благодаря хорошим отношением с СССР и РФ, станет сном Веры Павловны.
Теперь США городят свое новое НАТО на Юго-Востоке, которое включало бы в себя Японию и Южную Корею. Только там оно направлено против Китая, а здесь против России.
— Кстати, есть ли у нас военная составляющая в Антарктиде?
— Военной составляющей там не может быть. Антарктида имеет нейтральный статус. Но там есть наши полярные станции. Там даже есть украинская станция, которую им передали англичане. В основном это американцы, австралийцы и чилийцы. Слава богу, что этот материк пока вне военной составляющей. Хотя все впереди.
Сейчас интенсивно тают льды, уходят айсберги. Наверняка там много чего есть из полезных ископаемых. Пока же все в Антарктиде уживаются, как на Международной космической станции. А куда деваться?
— Есть ли у нас возможности усилить нашу военную компоненте в Антарктиде, если тот же AUKUS, как говорят некоторые эксперты, будет нацелен на этот континент?
— Маловероятно, что AUKUS направлен против Антарктиды. Это достаточно далеко. А если что-то начнется, думаете, они там начнут наши станции блокировать? Это маловероятно.
Главное — это то, о чем мы говорили вначале. Это Европа, которую США давно подмяли под себя, и это Севморпуть с Арктикой. Это ресурсы. Там множество металлов и углеводородов. И сам путь скоро будет круглогодичным, учитывая таянье льдов и работу наших ледоколов. Это заинтересует и Китая. Это гораздо дешевле и быстрее, чем по Суэцкому каналу.
Поэтому битва за Арктику сидит в головах у американских «ястребов» и их вассалов в Европе.
— Отдельно хочу спросить про Калининград. Эксперты отмечают, что наибольшую опасность для региона представляет ошибка во время учений. Если это вдруг произойдет, насколько быстро нам удастся погасить конфликт между Россией и НАТО?
— Калининград — это эксклав, который для Варшавы словно кость в горле. Поляки не раз заявляли словами отставных генералов и политиков, что это их территория. Хотя немецкие земли им подарил Сталин после 1945 года, в частности, Вроцлав и побережье Балтийского моря.
Поляки сейчас усиливают группировку на границе и проводят учения. Польша заказала сотню «Абрамсов» и закупает южнокорейские танки, пытаясь создать сильнейшую армию в Европе. Пока это не так, но они тратят на это бешеные деньги и все свои усилия.
Кроме того, Калининград столкнулся с проблемой транзита грузов по земле. Мы вынуждены вводить все новые и новые паромы.
Пока группировка Балтийского флота может охладить горячие польские головы. И в плане «Искандеров», и в плане «Калибров», и в плане всех составляющих. В конце концов, может пойти речь и о тактическом ядерном оружии.
Как бы там ни было, легкой прогулки для Польши в Калининграде не предвидится. Но пакостить они будут.
Вообще, когда Швеция вступит в НАТО, Альянс попытается окончательно сделать Балтийское море своим внутренним морем. Эстония уже пытается нам фарватер перегородить. Американцы там тоже стали ходить. Недавно на Балтику заходил их очень большой корабль с «Томагавками». Это будет продолжаться.
Нельзя сбрасывать со счетов флот Нидерландов, Германии и Дании. По сусекам наскрести они что-то смогут. Понятно, что угрозы серьезные. И нам надо делать соответствующие выводы.
— В какой степени наши успехи на Украине смогут уменьшить эти риски?
— Это стержневой вопрос. Запад не ожидал, что он не сможет добиться быстрой победы над Россией, несмотря на поставки оружия, натовских советников и наемников. На Западе считали, что после осеннего наступления ВСУ пойдут дальше, но у них ничего не получилось. У России не кончились ракеты, снаряды и танки.
То, что мы сейчас не стреляем вглубь территории Украины, вообще ни о чем не говорит. Сейчас не бьем, ударим потом. С этим же связаны противоречивые заявления о наступлении ВСУ, которое они обещают провести то весной, то летом. Потому что на кон поставлено очень многое. Поражение на Украине прокси-сил Запада станет для США очень ощутимым.
Что касается Швеции и Финляндии, то у Швеции еще есть шанс одуматься и не вступать в НАТО. А Финляндия точно пожалеет, что потеряла надежного союзника в лице России.