Киножурналист и глава отборочной комиссии ММКФ Иван Кудрявцев в интервью изданию Украина.ру рассказал о новом, молодом герое мирового кино, мужественных режиссерах из «недружественных» стран и о том, что не все так однозначно с китайскими и индийскими фильмами.
Накануне в Москве прошла пресс-конференция Московского международного кинофестиваля (ММКФ), главой отборочной комиссии которого является Иван Кудрявцев.
— Иван, на конференции вы рассказали, что одна из главных тенденций в российском и мировом кино сегодня — проблемы подростков, детей, взаимопонимания между поколениями. Кажется, она даже отчасти вытеснила другие темы, которые последнее десятилетие главенствовали в кино. Многие фильмы и сериалы освещают довольно острые и тяжелые темы: употребление наркотиков, подростковая преступность…
— Я бы отметил как новый тренд, что сегодняшний герой мирового кино молодеет. В развитие этого тренда появились фильмы, которые мы смотрим глазами ребенка, вот что пытаются сделать режиссеры. Возможно именно пандемия, когда миллиарды людей оказались заперты дома лицом к лицу с самыми близкими, породила такой способ режиссерской рефлексии, как взгляд глазами ребенка.
Этих фильмов появилось очень много, они побудили нас к созданию отдельной программы «Трудный возраст» (на ММКФ), эти фильмы россыпью представлены в других программах, от конкурсных до неконкурсных. И даже фильм-открытие «Снегирь» Бориса Хлебникова об этом. Мы смотрим глазами подростка на эту команду рыбацкого корабля, практически пиратскую команду. И с точки зрения подростка, для нас дико то, как они общаются, ведут себя, выглядят. То, что для этих мужиков, членов экипажа корабля — норма, для детей, которые оказываются на борту — это какая-то странная дикость. Они, как птенцы, сначала друг к другу жмутся, потом стараются адаптироваться. Этим взглядом сейчас кино манит, прельщает, и самое удивительное то, с какой синхронностью этот тренд проявился в таких разных странах и регионах.
Мы видим его в кино Латинской Америки, Азии, мусульманских стран. Плюс та технологическая революция, которая сейчас происходит, она будет приводить к новым межпоколенческим противоречиям, усложнению диалога: это все заставляет прямо сейчас, честно и открыто взглянуть на мир глазами идущих за нами поколений.
Это безумно интересно, и Московский фестиваль, наверное, первым среди мировых смотров к этому так подробно обращается. Кроме того, фестиваль открывает студенческую аккредитацию, которую получат 500 студентов из десяти главных творческих вузов страны, которые первыми подали заявки. Это направление мы будет расширять, в том числе и в сторону профориентации, чтобы ММКФ помогал ребятам определиться с будущей профессией.
— Какой он, этот помолодевший лирический герой российского и мирового кино?
— Если рисовать коллективный портрет, то это человек с добрым сердцем. Человек немного отстраненный, глядящий на мир с искренним, неподдельным любопытством, пытливый, но вернемся еще раз к слову «отстраненный». Он застенчив, он робок, но это не значит, что ему неинтересно: он не будет навязываться на диалог, и порой для него активная попытка диалога с ним может быть шоком.
Это связано и с тем, что мы все сидим все время в телефоне, отучаемся общаться вживую. В общем, это герой, чье доверие нужно заслужить, и чье доверие стоит заслужить, потому что если его не заслужить, можно его навсегда потерять. Это значит — потерять будущее. И страх потери будущего пронизывает многие картины, которые мы смотрим, а попытка не потерять его — это лейтмотив очень многих, десятков картин.
Когда пойдете смотреть «Снегиря» Бориса Хлебникова, обратите внимание на диалог [актера Александра] Робака с Максимом — героем Макара Хлебникова, когда Робак рассказывает ему о своих дочерях и признается, что совсем их не понимает. В этом диалоге, наверное, сжата до предела основная идея, которая занимает сейчас умы режиссеров по всему миру.
— Фильмы с такими сюжетами, с темами наркотиков или экстремизма, играют предостерегающую роль?
— Конечно, и предостерегающую, и терапевтическую. Проговоренное, как правило, становится осознанным, а осознать — это сделать первый шаг к решению проблемы. Эти фильмы нужно смотреть. Эта тема — тема наркомании и поломанного диалога между поколениями — получает развитие, например, в «Единице Монтевидео» (режиссер —Татьяна Лютаева) с Алексеем Серебряковым в главной роли в программе «Русские премьеры» у нас.
— Можно ли сказать, что получается такой своеобразный смысловой мостик из позднего советского кино начала перестройки к сегодняшнему дню?
— Это интересный тезис и наблюдение, вы абсолютно правы.
— Когда вы описывали сейчас этот образ, мне в голову пришел фильм «Курьер» (режиссер — Карен Шахназаров)…
— Да, фильм «Курьер» и фильм «Чучело» (режиссер — Ролан Быков). Это всё почему-то снова возвращается. Обратите внимание, эта тема никогда никуда не уходила, просто в какие-то моменты становилась острее. Фильм «400 ударов» (режиссер — Франсуа Трюффо) ведь тоже об этом, но гораздо раньше, чем «Курьер». Просто раз в несколько десятилетий, на сломе эпох, это обостряется, и сейчас как раз такой момент.
— А какие западные фильмы или сериалы можно выделить в этой тематике?
— Отвечу первым, что пришло мне в голову: фильм «Уэнсдэй Адамс» (режиссер — Тим Бёртон). Конечно, это комикс, развлечение, на первый взгляд, да, может быть, и на второй. Но если посмотреть глубже, Уэнсдэй Адамс — это икона поколения, это инициативная, умная, очень колючая, но в глубине души очень добрая девочка. Очень добрая девочка с очень мощной броней. Вот, кстати, и получается тоже штрих к коллективному портрету героя.
— В ММКФ в этом году принимает участие большое количество стран…
— К нам приедут сотни кинематографистов из десятков стран мира: будут кинематографисты и из дружественных, и из так называемых недружественных стран. Конечно, для последних приехать сюда — это поступок. Как и в прошлом году, в августе. Мы аплодируем их творческому и гражданскому мужеству, смелости и думаем, что сейчас про мало какой фестиваль в мире можно сказать, что участие в нем — это поступок.
А с ММКФ сейчас во многом так. Конечно, у них возникает много трудностей: это трудности с логистикой, так как нарушено прямое авиасообщение с Европой и все вынуждены летать через Каспийский регион, со стоимостью билетов, сложностью согласования графиков. Но спрос на участие высокий, количество новых стран в этом году приближается к трем десяткам.
— На пресс-конференции вы перечисляли такие новые страны как Норвегия, Монголия, Дания…
– Да, Швеция тоже.
— Украинские фильмы вернутся на ММКФ?
— У украинского участия в ММКФ давняя, богатая и славная история.
Я уверен, что однажды все это вернется, потому что диалог невозможно обрубить и прекратить. Невозможно разорвать народ на куски. Можно пытаться до бесконечности: мучительно и кроваво пытаться, но до конца не получится никогда. Культура, кино, произведения искусства уже много раз доказали тщетность этих попыток рвать по живому. Я жду и верю, что на Московском кинофестивале снова появятся украинские картины, и участие в ММКФ для украинских кинематографистов не будет опасным.
— По какому принципу вообще отбираются фильмы для конкурсной программы, что является знаком качества?
— Смотрите, знаком качества, конечно, является художественный уровень картины — понятие, которое складывается из множества факторов: режиссерское мастерство, драматургическое совершенство фильма, уровень актерских работ, монтаж, операторская работа, работа художника-постановщика, насколько убедительный и достоверный мир являет нам картина, работает ли фильм, захватывает ли он чисто зрительски отборщика, который просто зритель, но должен быть насмотренным, искушенным в кино. Ты должен уметь смотреть на экран не только левым и правым глазом, но и своим внутренним взором, и глазами разных сегментов аудитории. И если тебе нравится всё, что ты видишь, — ты предлагаешь фильм к отбору.
— У всех у нас есть множество стереотипов о национальном кино той или иной страны. Это актуально до сих пор или такой взгляд — рудимент, и кино подчинилось глобализации?
— Нет, фильмы сохраняют свой колорит и свою самобытность. Нашему взгляду и нашим стереотипам о мировомй кино свойственна некая инертность: мы по-прежнему думаем, что во всех индийских фильмах поют и танцуют; во всех китайских фильмах — старики с седыми бровями и свободной шелковой одежде сражаются на мечах и летают под сводами замков, как в сказке; мы думаем, что в иранском фильме грустный мужчина должен ехать в поезде, а грустная женщина — мешать ложкой чай; в японском или корейском кино должна происходить какая-то лютая жесть…
Но кино смеётся над стереотипами, всё меняется дико стремительно. Китайские фильмы совсем не те, которые мы помним 10 лет назад, а целая вселенная индийского кино — да, там по-прежнему есть фильмы, где поют и танцуют, но точно также есть и совсем другие фильмы, происходит что-то интересное, и фильм не скатывается в клип на самом интересном месте. Потому я и говорю, как важно видеть, что к нашему фестивалю добавляются новые страны, на 10% расширилось географическое представительство.
Мир кино сегодня меняется очень динамично, появляются новые центры кинематографии, новые очаги кипучей творческой мысли и вдохновения — им нет числа. Это происходит, потому что технологии становятся все доступнее, а образование проникает все глубже. Самый правильный путь сейчас, как мне кажется: всматриваться в эти новые очаги, новые вспыхивающие на небосклоне светила.
— Если обобщить, какие еще актуальные тенденции сегодня в российском искусстве: музыке, театре? Что пересекается или разнится с кинематографом?
— Это сложный искусствоведческий вопрос. Я могу сказать, над чем сейчас все будут думать, что будет определять повестку. Это будет тема технологической революции, которая приведет к очень большим, глобальным потрясениям и одновременно к новому прорыву в жизни и истории человечества.
1 января 2023, 16:47Культура
"Тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами!" - Гоголь и украинские святки в московском театреВ декабре, накануне праздников Московский государственный академический театр "Русская песня" под руководством народной артистки России Надежды Бабкиной несколько раз играл "Ночь перед Рождеством" по мотивам легендарной повести Николая Гоголя. В зале – всегда аншлаг.— Звучит зловеще!
— Как и все большие перемены. Это будет сопряжено с тем, что человек будет переосмысливать свою ценность и свой вклад в жизнь, потому что целые профессии будут отменяться машинами, снова встанет вопрос «маленького человека». Но «маленького» не только в его безмолвном противостоянии с большими человеческими суперсущностями, но и «маленького» в его противостоянии миру технологий, машин.
Ваш вопрос вдохновил меня на такую мысль: наверное, тема «маленького человека» обострится вновь, потому что маленьким станет вообще весь человек. Каждый почувствует себя маленьким на этой земле. Это и страшно, и грустно, и иногда, может быть, будет весело, но в любом случае это — очень интересно.