История

У истоков США: мудрость Карвера, добро Сквонто и голова Метакома

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Звали его Джон Карвер. И если бы в США возобладали идеи, которым руководствовался он, то, может быть и Украина с украинцами, превращенными в бессловесное пушечно мясо, сегодня не изнывали бы от "американских милостей" и не умирали бы за американские интересы на полях СВО. Да американцы может быть, никого бы не бомбили во славу своего величия – оно, величие, было бы в другом…
…Но ровно 402 года назад, в необычно жаркий день 5 апреля 1621 года, он, как всегда, вышел работать на свое поле. Вместе с другими колонистами. Несмотря на то, что был их первым губернатором.
Оказывается, было и на американской земле время, когда губернаторы наравне со всеми возделывали маис. Да-да, возились на земле, а не мылились в президенты США. Потому что тогда и США-то ещё не было…
…В 2020 году пандемия коронавируса и карантинные мероприятия как-то затушевали 400-летие того, что 16 сентября пилигримы отплыли из Голландии и 21 ноября 1620 года причалили к Плимутской скале, положив начало США. И всё же американцы отмечали день начала своей страны. И впервые прозвучали разговоры о том, что этот праздник сейчас надо рассматривать ещё и с точки зрения расизма и преступлений против коренного населения – индейцев, жизнь которых тоже имеет значение. Хотя и не особо имела его все 400 лет до этого.
Но, может быть, именно с этого запоздалого прозрения и начнутся новые США? Увы, многие уже забыли кровь переселения и завоевания, превратили её в прибыльный бизнес. Может быть…
Но, повторяю, 402 года назад прямо там, на поле, этого 56-летнего человека и хватил удар. Он почувствовал сильную головную боль, смог вернуться домой к жене и детям, там впал в кому и умер, не приходя в сознание и не оставив каких-либо письменных указаний. Но ему это и не надо было делать.
Екатерина II против собственного МИДа. Как независимость США облегчила присоединение Крыма
После него колонистам, вошедших в историю как отцы-пилигримы, осталось Мэйфлауэрское соглашение. Первый официальный документ в истории страны, которую, как вы, наверное, догадались, потом и назовут США. В нём пилигримы призывали в свидетели нерушимости означенных на бумаге принципов совместной жизни Господа Бога, которому, как и друг другу, клялись жить самостоятельно, независимо от других, честно и по законам, "которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу колонии". Первую колонию переселенцев из числа английских пуритан, диссидентов, спасавшихся за Атлантикой от религиозных притеснений за критику англиканской церкви, назвали Новый Плимут (Нью-Плимут). Было это 21 ноября 1620 года.
С основания Нового Плимута и ведут свой государственный отсчёт США. До него на американской земле были и другие поселения европейцев, в том числе, и выходцев из Англии. Но только Новый Плимут провозгласил свою независимость от всех, утверждённую в Мэйфлауэрском соглашении. По имени корабля "Мэйфлауэр", который перенёс их через океан и причалил к Плимутской скале. Сегодня автором и первым подписавшим этот документ прямо на корабле в США и считают этого человека – первого губернатора Нового Плимута – Джона Карвера.
Увы, в истории не осталось даже более-менее правдоподобного описания внешности Карвера. О нём пишут, что он был англичанином-пуританином, который спасался от преследований сначала в Голландии, в городе Лейдене, где служил дьяконом в церкви. При этом Карвер занимался ремеслом и торговлей и был богатым человеком, который вложил большую часть своего состояния в путешествие на "Мэйфлауэре".
Его сменщик на посту губернатора, некто Уильям Брэдфорд рассказал потомкам, что колонисты понимали, кого они потеряли, и потому хотели сохранить о нем память. "Он был похоронен как можно лучше, с несколькими выстрелами всех вооруженных людей", – писал Брэдфорд.
Он же упомянул, что жена Карвера, ненадолго пережила мужа и умерла через пять или шесть недель после него. Для них "американская мечта" закончилась очень быстро. На кладбище Coles Hill (Коулс-Хилл) в Плимуте нет сейчас даже символической могильной плиты. Хотя, как писали историки, "в 1855 году эти могилы были обнаружены при прокладке общественного канала на Коулс-Хилл. В одной могиле лежали два скелета, объявленные хирургами мужчиной и женщиной. У человека был особенно благородный лоб; и можно было предположить, что здесь были останки мистера и миссис Карвер". Зато в Плимуте есть улица Карвер-стрит и даже одноименный отель со спа, приносящий прибыль. Видимо, это главнее.
А колонисты не зря чтили Карвера. Кроме Мэйфлауэрского соглашения, он оставил им и первое соглашение о мирном сосуществовании с местными жителями-аборигенами: 22 марта 1621 года губернатор Карвер и Массасойт (на самом деле Оусамеквин, "Желтое Перо"), вождь (сахем) индейцев из конфедерации племен вампаноагов (в переводе с индейского "люди зари", "восточные" или "люди низины"), хозяев и обитателей этих земель, подписали договор о мире и взаимной защите. Этот договор длился более полувека, был нарушен по вине колонистов, которые требовали все больше и больше земель и в конце концов вырезали индейцев. Потомков тех, кто спас их предков в первую холодную и голодную зиму на американской земле и позволил уже 26 ноября 1621 года отпраздновать первый в истории США День благодарения.
Теперь этот день с 1941 года отмечается в последний четверг ноября. А тогда, более 400 лет назад, упомянутый второй губернатор отцов-пилигримов Брэдфорд предложил провести день принесения благодарности Богу. За то, что дал им выжить и собрать первый урожай, позволяющий жить дальше. И на первый праздник тогдашние отцы-пилигримы пригласили вождя Массасойта и еще 90 индейцев вампаноагов. Эта трапеза, разделенная с индейцами, не только стала первым празднованием Дня благодарения, но и говорила о том, что первые пилигримы ещё верили в справедливость и даже жили по ней.
"Случилось то, что случилось": в России назвали одно из последствий продажи АляскиК сегодняшним проблемам с Арктикой привело то, что Российская империя продала Аляску США в 1867 году, при императоре Александре II за 7,2 миллиона долларов, сказал директор Дальневосточного центра экономики развития и интеграции России в АТР Дальневосточного федерального университета Александр Абрамов РИА Новости
Потом все куда-то улетучилось и не может вернуться на американскую землю до сих пор. Может быть, потому, что тогда, в 1621-м, ещё не было более северной колонии Массачусетского залива, будущий губернатор которой некий юрист-проповедник Джон Уинтроп еще на корабле, несущем его в Америку в 1628 году, огласил проповедь "Модель христианского милосердия". В ней этот Уинтроп впервые и назвал будущее поселение колонистов "градом на холме", который призван показать пример другим народам. С тех пор всё в США так и тянется. И вбивается ими в головы прочим землянам: то голливудскими фильмами, то кока-колой с хот-догами, то бомбами с американских самолетов.
Но начинались-то США вполне правильно – с совместной трапезы в знак благодарности. Хотя уже тогда появились первые вопросы. Нет точной информации о том, был ли на первом Дне благодарения другой человек – индеец по имени Сквонто (или Тиксвонтум) из ныне исчезнувшего (истребленного колонистами?) племени патуксетов, союзников вампаноагов.
Многие в США вообще уверены, что День благодарения и празднуется в честь именно этого индейца. Потому что именно он своими советами и передачей элементарного опыта выживания в том суровом крае помог пилигримам пережить первую зиму, а потом и собрать первый урожай. Именно Сквонто научил пилигримов выращивать маис – американскую кукурузу и другие местные сельхозкультуры, повышая их урожайность путем удобрения. Он же показал им хорошие места для рыбалки и охоты.
Сквонто – человек удивительной судьбы даже по тем временам. Он символ завоевания и становления США, сопряженных с верой в справедливость, вероломством и коварством в её осуществлении и посмертным пафосом, который, видимо, должен красивыми фразами затушевать черные неблаговидные дела.
За несколько лет до высадки пилигримов в Плимуте Сквонто был захвачен английскими работорговцами, которые рыскали у побережья Северной Америки в поисках "живого товара". Его хотели продать в рабство в Малаге на юге Испании, но монахи-миссионеры выпросили захваченных индейцев у работорговцев, чтобы обратить их в христианство и уже с их помощью нести веру Христову дальше на континент. От монахов Сквонто попал в услужение английскому, как сейчас сказали бы, предпринимателю, учредителю магазинов торговцу Джону Слейни и несколько лет прислуживал ему в Лондоне, обучившись азам английского языка.
Чудом вернувшись в Америку в 1619 году, Сквонто с такими знаниями служил не только переводчиком, но и главным переговорщиком-коммуникатором между индейцами и английскими колонистами. В том числе – и в Плимуте, чьи губернаторы назначили (или наняли?) Сквонто для переговоров с другими аборигенами. Сквонто даже поселился в Плимуте и помог пилигримам наладить контакты, а потом и заключить упомянутый выше союз с вампаноагами сахема Массасойта. Вампаноаги сначала захватили Сквонто в плен, а потом тоже попросили быть посредником и доверенным лицом в общении с колонистами.
Похоже, именно эта двойственность положения привела к том, что Сквонто совершенно незаслуженно начал терять доверие и индейцев, и англичан. В конце концов сахем Массасойт приставил к нему соглядатая – тоже индейца Хобомока, который, не исключено, и отравил Сквонто. Он умер уже в ноябре 1622 года от непонятной лихорадки. Уже при полном равнодушии к его судьбе англичан, с которыми тот же Хобомок жил в Плимуте аж до 1642 года, даже, по слухам, принял христианство и умер от какой-то европейской болезни, против которой у индейцев не было иммунитета. Но Хобомок "капитализировал" себя.
«Все русские вообще желают свободы». Как история опровергает миф об извечной демократичности украинцев7 февраля 1693 года родилась императрица Анна Иоанновна. Именно при её воцарении в политической элите разгорелись ожесточённая схватка двух «киевлян», существенно повлиявшая на форму правления России на последующие почти два столетия. В той схватке сошлись князь Дмитрий Голицын и архиепископ Феофан Прокопович.
Смерть же Сквонто после предательства вампаноагов и Массасойта не принесла последним ни облегчения, ни спасения. Численность колонистов увеличивалась, их военная мощь в разы превосходила индейскую, и им все время нужны были новые и новые земли, которые они отбирали у индейцев. Силой оружия и насильственной христианизацией. Начались неизбежные войны. Сначала колонисты разбили и почти уничтожили индейцев пекотов в войне 1630-х годов, в которой вампаноаги сохранили нейтралитет. А потом начала очередь и самих вампаноагов. В так называемой "войне короля Филиппа" 1676-1675 годов.
Второй сын "ублажателя пилигримов" Массасойта, Метаком (Метакомет, "Убийца Волков") стал сахемом вампаноагов в 1662 году после смерти старшего брата Вамсутта ("Теплое Сердце"), которого англичане называли "король Александр" в честь Александра Македонского. Самого Метакома они величали "королем Филипом" – за схожесть с королем Испании.
Метаком понимал, что колонисты в конце концов изгонят его народ со своей земли, и начал готовить восстание, пытаясь объединить вокруг себя остальные индейские племена. Кто-то пошёл за ним, кто-то, как сами вампаноаги ранее, остались нейтральными. Силы были слишком неравными: несколько тысяч плохо вооруженных индейцев против обученных и мотивированных добычей и славой войск колонистов, численность которых к тому времени уже превышала 35 тысяч человек.
"Война короля Филиппа" велась с переменным успехом и была необычайно жестокой. В ней погиб каждый пятый белый поселенец-колонист, полностью были уничтожены 12 поселений, которые не ожидали нападений "чернокожих демонов", которые действовали показательно жестко. Но сила солому и даже сухие стебли маиса ломит. Колонисты выгнали индейцев с их насиженных земель и загнали в леса и непроходимые безжизненные болота, где повстанцы страдали от голода и болезней, несмотря на свое умение выживать.
История сохранила свидетельства белой женщины Мэри Роулендсон, которая попала в плен к индейцам, выжила и наблюдала, как им приходилось жить: "они сейчас едят даже то, чем побрезговала бы свинья или собака. (…) Они собирают старые кости и падаль, режут их на куски, а если они полны червей и личинок, то они их ошпаривают над огнём (…) и так едят их. Они едят кишки лошадей, их уши, и все виды диких птиц, которых они могут поймать, а также медведей, бобров, черепах, лягушек, белок, собак, скунсов, гремучих змей и даже кору деревьев; а также всё съестное, что они могут награбить у англичан".
Индейцы были побеждены, а их вождь Метаком, "король Филипп", угодил в засаду и был убит. Застрелен 12 августа 1676 года предателем, индейцем-наёмником Джоном Олдерманом, который мстил вождю за смерть своего родственника. Колонисты в ярости разрубили тело убитого на куски, руку отдали убийце, а голову привезли в Плимут и водрузили на шест. Для устрашения другим. На этом шесте она и провисела 25 лет. По другим данным, оставшиеся верными вождю вампаноаги выкрали голову и захоронили ее где-то на краю болот, близ места его главного укрытия-резиденции Метакома на Маунт-Хоуп.
«Вторая Конституция в мире и первая в Европе». Почему легче покончить с Польшей, чем с «польской анархией»3 мая 1791 года король Польши Станислав Август и его сторонники организовали переворот. Его прикрытием стало принятие Конституции, усиливавшей роль монарха, но она имела силу лишь до ноября 1793-го
Убийца же Олдермен полученную руку убитого им вождя впоследствии продал за 30 шиллингов властям Плимута. Он уже понимал: всё должно приносить прибыль…
…Сегодня имена всех участников этих кровавых событий не стерты в истории США, в их топонимике и, следовательно, в памяти американцев. Имена первых губернаторов Карвера и Бредфорда, Сквонто, Массасойта и даже Метакома носят улицы, местности, реки, горы, горные хребты, какие-то учреждения и ведомства. Американцы гордятся Обществом "Мэйфлауэр" – организацией-клубом потомков первых переселенцев с этого корабля, к которым причисляет себя любой мало-мальски тщеславный житель-старожил США.
Американцы наивны и тщеславны, глуповаты, но преисполнены стихийного мессианства, самоуверенны и безжалостны. Такими их сделала история США. А живи они по заветам Джоан Карвера и понимая смысл Дня благодарения, всё могло бы быть иначе. Но это тема совсем другого разговора.
Рекомендуем