Европейский банковский индекс EuroStoxx Banks сразу же понизился на 7%, на фоне плохих новостей из-за океана. Индекс Лондонской фондовой биржи опустился на 3,8%, что стало самым большим падением котировок после начала коронавирусной пандемии.
Совокупные потери британских компаний по результатам торгов 15 марта составили 75 миллиардов фунтов — около 90 миллиардеров долларов. Ценные бумаги банка Barclays подешевели на 9%, стоимость акций банка Standard Chartered снизилась на 7,7%.
А котировки немецкого Commerzbank, обеспечивающего инвестициями ведущие компании ФРГ, обвалились более чем на 16%.
Но самым слабым звеном в системе европейских финансовых институций оказался Credit Suisse Bank — один из крупнейших и старейших банков Швейцарии, основанный еще в 1856 году, который всегда считался образцом конфиденциальности и стабильности.
За первую половину марта Credit Suisse потерял 35% стоимости своих акций и фактически оказался на грани банкротства. А это нанесло удар по всей финансовой системе Швейцарии, потому что она балансирует на грани обвала и на глазах теряет свой прежний авторитет.
Эти неприятности отчасти связаны с американским банковским кризисом, который лихорадит европейские биржи.
Однако, проблемы знаменитого банка начались еще в прошлом году, когда его чистый убыток вырос до рекордного уровня — 7,3 миллиарда швейцарских франков. И будущее огромного финансового предприятия, в котором заняты свыше пятидесяти тысяч человек, впервые в истории оказалось под серьезным вопросом.
«В прошлом квартале рентабельность его капитала оказалась отрицательной и составила минус 14%, стоимость его акций упала, а рыночная капитализация на данный момент составляет всего 12 миллиардов долларов», — пишет о ситуации в Credit Suisse Bank британское издание The Economist.
Основной причиной этого кризиса стал массовый отток капиталов.
Только за последние три месяца 2022 года клиенты вывели из Credit Suisse более чем 110 миллиардов швейцарских франков — то есть, около 120 миллиардов долларов — фактически, отказывая ему в доверии. А это оставило банк без необходимых резервов, снижая его прочность перед лицом финансового шторма в Америке.
Бегство вкладчиков является прямым следствием западных санкций, которые ввели с началом украинского конфликта.
По данным издания SonntagsZeitung, руководство Credit Suisse согласилось заморозить российские активы на сумму около 17,6 миллиарда швейцарских франков — свыше 19 миллиардов долларов. А это составляло более трети всех российских активов, зарегистрированных в Швейцарии.
Большая часть замороженных в банке средств — около 13,6 миллиарда — представляют собой активы, не попадающие под санкции непосредственно в Швейцарии. Но их все равно заблокировали по требованию США. На том основании, что эти деньги могли принадлежать фигурантам американского санкционного списка — в частности, Центробанку России.
Швейцарские банкиры уступили внешнему давлению. Хотя они наверняка понимали, что Вашингтон заставляет их выстрелить себе в ногу.
Инвесторы из разных стран мира, которые выбирали Credit Suisse Bank, считая его надежным местом для размещения своих капиталов, увидели, что их деньги могут арестовать в обход швейцарских законов, по щелчку пальцев в американском Госдепе. И кинулись выводить активы, что нанесло банку огромные финансовые потери.
«Второй по величине швейцарский банк пошел на санкционный комплаенс в отношении российских клиентов, которые являлись ключевыми для Credit Suisse в последние тридцать лет. Это началось с дела Магнитского, продолжилось крымскими санкциями и дошло до блокировки части российского ЗВР, после чего банк окончательно стал токсичным для российских и китайских клиентов.
Швейцарские банки испокон веков торговали не столько выгодными условиями, сколько тишиной и стабильностью. Неважно, кто ты, — можно было быть уверенным, что информация о положенных в ячейку деньгах не станет достоянием общественности, а сами средства пролежат столько, сколько требуется. Швейцарцы сами подорвали свою бизнес-модель, согласившись участвовать в общем крестовом походе Запада», — описывает ситуацию телеграм-канал «Хроники пикирующего капитализма».
«То, что происходит с банком Credit Suisse в Швейцарии, подтверждает то, что санкционная политика Европы — а Швейцария, несмотря на декларируемый нейтралитет, к санкциям присоединилась — подорвала доверие инвесторов всего мира к надежности европейских юрисдикций, бегство капиталов из Европы будет только нарастать», — констатирует сенатор Андрей Клишас.
Подставившие Credit Suisse Bank американцы решили выручать его за счет чужих денег — чтобы обвал этого кредитного учреждения не спровоцировал дальнейшее развитие финансовой паники в Великобритании, Евросоюзе и США.
Сначала за этим обратились к инвесторам из Саудовской Аравии, которые контролируют 9,9% акций швейцарского банка. Однако саудовцы не захотели остаться крайними и ответили на не слишком заманчивое предложение достаточно резким, а главное публичным отказом.
28 февраля 2023, 13:02
Чего боятся на Западе и почему не "жахнули" по всем банкам России - Катасонов. ВидеоПосле этого стало известно, что неназванное «крупное правительство» оказывает давление на власти Швейцарии — чтобы они предоставили проблемному банку многомиллиардный кредит. И уже вскоре Национальный банк Швейцарии согласился ссудить Credit Suisse 53,7 миллиарда швейцарских франков.
Эти новости уже привели к повышению курса банковских акций, которые частично отыграли падение. Однако европейские финансисты смотрят на ситуацию без особого оптимизма.
Государственный кредит поможет «поддержать основную деятельность и клиентов Credit Suisse» — то есть отложит его банкротство, позволяя совершать текущие выплаты. Но прибылей все равно не будет, а отток капиталов не остановится.
Наоборот, согласно предварительным оценкам, он усиливается на фоне продолжающейся биржевой паники.
Новые клиенты однозначно не понесут свои деньги в дискредитированный Credit Suisse Bank, которые променял вековую репутацию тихой финансовой гавани на сомнительную славу послушного инструмента в руках у американцев. И он будет терять активы, сокращая штаты и превращаясь во второстепенную банковскую контору.
Остальные швейцарские банки сталкиваются сегодня с той же проблемой и по тем же самым причинам.
Участие в санкционной политике коллективного Запада разрушило швейцарский банковский миф. Отныне эта страна будет ассоциироваться с сыром, шоколадом, часами, короткими штанами и горными лыжами — словом, с чем угодно, но только не с финансовой безопасностью.
Санкции действительно работают — но подчас совершенно неожиданным образом, создавая проблемы тем, кто арестовал чужие активы ради обслуживания чужих политических интересов.