Официальный Тель-Авив до сих пор отказывается поставлять оружие для украинской армии – несмотря на многочисленные запросы, поступающие из Киева, где хотели бы получить израильские зенитно-ракетные комплексы и другие типы современных вооружений.
Израильское правительство оказывает Украине формальные знаки поддержки, и в целом выступает в фарватере политики коллективного Запада. Однако все ограничивается общими фразами.
Владимиру Зеленскому пришлось обиженно заявить, что Израиль "ничего не дает Украине".
Отвечая на претензии украинского президента, израильские элиты высказали свою позицию в американском аналитическом журнале The National Interest.
Это влиятельное издание, идеологический рупор так называемых неоконсерваторов, опубликовало статью под заголовком "Израиль по-прежнему не должен поставлять оружие Украине", которая стала для украинской власти настоящим холодным душем.
Авторами публикации выступили бывший заместитель министра иностранных дел Израиля и бывший посол Израиля в США Дэнни Аялон, а также политолог Чак Фрейлих, сотрудничавший с израильской системой национальной безопасности.
Они приводят семь основных причин, которые заставляют "проявлять осторожность" в отношении украинского конфликта – то есть не передавать Киеву израильское оружие.
Первой, а возможно и основной причиной для такой осторожности, является активизация российско-иранского сотрудничества.
Авторы статьи в National Interest указывают, что Москва и Тегеран поставляют друг другу вооружения, сотрудничают в киберпространстве и резко усилили экономические контакты.
По мнению украинских радикалов, израильское правительство должно ответить на это враждебными шагами против России. Однако Тель-Авив смотрит на ситуацию с позиций политического реализма.
В Израиле понимают, что антироссийская политика только усилила бы российско-иранские связи, и это служит важным стимулом для того, чтобы отказаться от поставок вооружений для ВСУ.
Второй причиной является российское военное присутствие в Сирии, где находятся современные зенитно-ракетные комплексы, способные ограничить боевое применение израильской авиации.
"Потребности военного времени вынудили Россию вывести часть своих сил из Сирии, но это не коснулось комплексов ПРО С-400. В случае их использования против израильской авиации способность Израиля противостоять наращиванию иранского влияния в регионе будет сильно ограничена.
Пока Россия воздерживается от такого применения С-400, но это может измениться в любой момент", – напоминают авторы публикации.
Третья причина увязывается авторами с гипотетическими ядерными разработками, которые якобы проводится Тегераном.
"Разозленная Россия может даже оказать Ирану конкретную помощь в его ядерной программе. Израиль не может позволить себе так сильно оттолкнуть Москву", – пишет об этом National Interestю.
Четвертой причиной является нехватка вооружений, которую испытывают сегодня сами израильтяне. Запасы Армии обороны Израиля отнюдь не безграничны, и в ЦАХАЛе сами нуждаются в поставках новых современных боеприпасов.
"Израиль не является мировой державой с крупными запасами вооружений, не имеет значительных военных резервов и не может передавать критически важные боевые системы Украине, не ставя под угрозу собственную безопасность.
Фактом является то, что у нас есть минимально необходимое количество батарей "Железный купол", и мы страдаем от нехватки ракет-перехватчиков", – констатирует эту проблему статья.
Пятая причина для осторожности в отношениях с Москвой состоит в том, что Российская Федерация имеет давние и тесные исторические связи с Израилем.
Авторы публикации напоминают, что около 15% населения Израиля имеют корни в бывшем СССР, а на территории России проживают не менее 600 тысяч евреев. И это обстоятельство тоже удерживает израильских политиков от антироссийской политики.
В качестве шестой причины указано российское влияние на Ближнем Востоке, где постепенно снижается политический вес Америки.
"Если Вашингтон не изменит политику частичного ухода с Ближнего Востока, которую проводят четыре последних американских президента, Москва останется важнейшим игроком в регионе.
Помимо поддержки Ирана, Россия поставляет Турции и Египту современное оружие и ядерные энергетические реакторы, которые могут превратиться в военные ядерные программы, предлагает аналогичные сделки Саудовской Аравии и другим странам, является важным игроком в ОПЕК+ и Ливии, и т.д.", – напоминают Фрейлих и Аялон.
Они считают, что в этих условиях Израиль не может отказываться от конструктивных отношений с Россией, потому что это было бы чревато слишком большими рисками – причем, не только в отношениях с Сирией и Ираном.
Наконец, статья называет седьмую причину, которая не дает поставлять оружие Киеву.
"Франция, Германия, Япония и другие ведущие государства оказали Украине лишь ограниченную помощь, причем с существенным опозданием и серьезными колебаниями. Даже Соединенные Штаты наложили строгие ограничения на поставляемые ими виды вооружений, например, самолеты, ракеты, системы ПВО, а до недавнего времени и танки. Израиль не должен быть в авангарде этого вопроса.
Большинство людей в мире понимает, что стратегические обстоятельства Израиля требуют от него болезненных компромиссов между моральными и стратегическими соображениями", – заключает статья в журнале National Interest.
По мнению ее авторов, позиция Тель-Авива может измениться в нескольких случаях – "если, например, Россия решит ограничить свободу воздушного маневра Израиля в Сирии. Или начнет поставлять Ирану определенные системы вооружений, в том числе С-400. Или если Москва займет явно обструкционистскую позицию в переговорах по иранской ядерной программе. Или окажет этой программе прямую помощь".
Однако пока подобных действий не наблюдается, в Израиле не хотят выступать с антироссийских позиций, несмотря на просьбы и упреки, прозвучавшие из администрации украинского президента.
Тезисы Аялона и Френдлиха недвусмысленно указывают на то, что Израиль заинтересован в соблюдении сложившегося сейчас статус-кво – хрупкого баланса, установившегося между основным политическими игроками на Ближнем Востоке.
Поэтому израильское правительство игнорирует давление со стороны Киева и собирается участвовать в антироссийских демаршах – чтобы не навредить своим собственным интересам.
"Украина всеми силами хочет втянуть Израиль в конфликт на своей стороне. Это понятно, но наша страна должна исходить прежде всего из своих стратегических национальных интересов, а не эмоций", – откровенно пишут об этом авторы.
Остается лишь сожалеть, что украинские политики давно перестали думать о национальных интересах своей страны, которые требуют разрядки и мира.