Что известно о взрывах газопроводов
В ночь на 26 сентября 2022 г. с береговой площадки Nord Stream 2 AG зафиксировали падение давления на одной из двух ниток "Северного потока — 2". Тогда же были оповещены береговые службы Германии, Дании, Швеции, Финляндии и России. ЧП произошло в исключительной экономической зоне Дании юго-восточнее острова Борнхольм. Вечером того же дня давление упало и на обеих нитках "Северного потока — 1". Датское энергетическое агентство сообщило, что в море попало большое количество газа. Шведские сейсмологи зарегистрировали 26 сентября два взрыва на маршрутах залегания трубопроводов.
28 сентября Генпрокуратура России инициировала дело об акте международного терроризма. В тот же день в Германии предположили, что трубы газопровода могут навсегда стать непригодными для использования из-за ЧП. Президент РФ Владимир Путин 30 сентября заявил, что взрыв был диверсией, направленной на уничтожение общеевропейской энергетической инфраструктуры. Россия сразу же призвала к проведению полноценного международного расследования инцидента. Впрочем, любые предложения Москвы о сотрудничестве в данном направлении отвергались Западом.
В середине октября европейские СМИ опубликовали сделанные под водой фотографии поврежденного газопровода. Спустя месяц после взрывов к осмотру места происшествия были допущены специалисты "Газпрома" и Nord Stream. Факт диверсии был подтвержден шведскими спецслужбами 18 ноября, на месте взрывов были найдены следы взрывчатки. Подавляющее большинство западных СМИ распространяли исключительно версию о том, что за терактом якобы стоит Россия, при этом каких-либо убедительных доказательств этому не приводилось.
21 февраля нынешнего года по инициативе РФ состоялось заседание Совбеза ООН по данному вопросу. Но к каким-то существенным подвижкам в расследовании инцидента мероприятие не привело, поскольку в этом не заинтересованы США и их европейские сателлиты.
Расследование Херша: газопроводы взорвали США по приказу Байдена
8 февраля 2023 г. американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш, опубликовал результаты собственного расследования.
В нем делается однозначный вывод, что за взрывом на стратегических газопроводах стоят США, которые воспользовались для этого учениями НАТО летом 2022 г. Согласно информации Херша, ссылающегося на анонимный источник, приказ о проведении такой операции отдал президент страны Джо Байден. Планировали ее осуществление еще с сентября 2021 года, а проработка деталей заняла девять месяцев. В итоге приняли предложения ЦРУ, апеллировавшей к опыту американской операции Ivy Bells ("Цветы плюща"), когда в 1971 году водолазы США в Охотском море сумели прикрепить специальное прослушивающее устройство на подводные кабели связи советского флота.
По данным Херша, в июне прошлого года водолазы военно-морских сил США, под прикрытием учений Baltops 22, с борта норвежского минного тральщика, на мелководье Балтийского моря в нескольких милях от датского острова Борнхольм, установили на четырех фрагментах газопровода взрывчатку С4 на основе гексогена. Изначально взрыв должен был произойти через двое суток. Но затем американцы решили, что такой срок слишком мал, ведь Вашингтон может оказаться под подозрением. В итоге взрывные устройства были активированы с помощью гидролокационного буя, который в сентябре сбросил в заданном районе норвежский самолет наблюдения Boeing Р8 "Посейдон". Как результат - три из четырех трубопроводов были выведены из строя. Две взрывчатки из восьми пришли в негодность из-за долгого нахождения в воде.
В качестве мотива журналист называет стремление властей США не дать Германии остаться в стороне от антироссийских санкций, разорвав энергетическую связь между ФРГ и РФ. Тем самым Штаты также стимулировали Берлин поставлять оружие Украине. В пользу этой версии, по мнению репортера, говорит заявление госсекретаря Энтони Блинкена, о том, что "Россия больше не сможет использовать свой газ как оружие".
Спустя неделю после выхода в свет статьи Херша, появился еще один довод в пользу его версии. Анонимный участник учений НАТО Baltops-22 написал письмо американскому журналисту Джону Дугану. В нем утверждается, что отправитель видел, как на место учений 15 июня прошлого года вертолет доставил группу американцев в гражданской одежде, которых встретил вице-адмирал 6-го флота США и люди в штатском. При себе у прибывших было нехарактерное для военных профессиональное оборудование для глубоководных погружений. Затем они провели беседу с вице-адмиралом, после чего вышли в море и начали погружения на глубину, которые в общей сложности длились 6 часов.
Естественно, официально США заявили о своей непричастности к взрывам. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби отметил, что в расследовании Херша "нет ни крупицы правды". Однако оно явно сделало переполох среди западных элит, ведь резонанс, вызванный публикацией, ударил по репутации Байдена и Шольца. Полноценно опровергнуть расследование и дать ответы на заданные неудобные вопросы официальные власти США и ФРГ не смогли.
Западные СМИ намекают на "украинский след"
Однако спустя месяц в крупнейших западных СМИ внезапно появились публикации, авторы которых утверждали об украинском следе во взрывах на газопроводах. Первой намекнула на причастность Киева американская газета New York Times: мол, ниточки тянутся к некой "проукраинской группировке".
Затем немецкая Die Zeit опубликовала пространный материал о том, что немецкие следователи склоняются к украинскому следу. По версии немецких журналистов, операцию провели шесть людей на яхте, нанятой двумя людьми украинского происхождения через фирму с главным офисом в Польше. Обязанности распределялись следующим образом: капитан, два водолаза, два ассистента, помогавшие водолазам при выходе на поверхность, женщина-врач.
Эти люди по этой версии и привезли взрывчатку к месту преступления, а потом разместили её "под водой, на уязвимых участках труб". Команда террористов, по данным Die Zeit, вышла в море 6 сентября 2022 года из порта Росток. Всё необходимое оборудование для их секретной миссии преступники заранее подготовили: оно было привезено в порт на грузовике, так говорится в материалах расследования. Далее яхту видели у берегов коммуны Вик-на Дарсе на севере ФРГ, а затем побывала и вблизи датского острова Кристиансё, расположенного к северо-востоку от Борнхольма.
Подобная публикация уже бросила тень на Киев, позволяя обвинить Зеленского и Ко в международном терроризме. Поэтому он лично опроверг причастность Украины к инциденту. Но в конце публикации немецкой газеты авторы сделали оговорку, что речь может идти об операции "под фальшивым флагом". Мол следы, ведущие на Украину, могли умышленно оставить для отвода подозрений от истинного заказчика преступления.
К слову, в New York Times также допускали, что группировка, взорвавшая СП-1 и СП-2 вовсе не обязательно связана с официальными украинскими властями, а в ней якобы принимали участие россияне, выступающие против политики Владимира Путина. Эту же версию также распространили журналисты американского издания Washington Post, британского The Times. В статье последней газеты организатором взрывов назван некий украинский "частный спонсор", иными словами украинский бизнесмен, но, опять же, не связанный с Зеленским.
Почему "украинский след" является несостоятельным
Получается, что диверсию такого масштаба провела группа любителей, а доставка взрывчатки и перемещение судна вблизи стратегических объектов, которыми являются газопроводы, не отслеживались спецслужбами. В подобное развитие событий верится с трудом. Немаловажно, что Украина сама по себе не обладает техническими средствами, требующимися для проведения операции подобного масштаба, в первую очередь подводными аппаратами.
Как власти РФ, так и экспертное сообщество склоняются к тому, что подобные публикации призваны повести общественность по ложному следу, отведя подозрение от западных разведок. Для того, чтобы осуществить подрыв, необходимо значительное количество взрывчатки, которое невозможно легко приобрести и доставить к нужному месту.
"Для того, чтобы не говорить всуе о заказчиках, придумали неких людей, которые якобы взяли небольшую яхту, частным способом приплыли, подорвали и уплыли. Все это лично у меня вызывает много вопросов...
Любой морской порт является объектом стратегического значения, он всегда курируется специалистами по вопросам безопасности: всеми видами спецслужб, либо полицейским органом, или контрразведкой. Невозможно при таком сплошном физическом и техническом контроле пропустить очень странных людей, которые фрахтуют некое судно, перевозят какие-то вещи в контейнере и так далее. Взорвать газопровод такого объема ручной гранатой размером с яблоко или даже противотанковой миной невозможно. Нужны сотни килограммов взрывчатого вещества - это огромные мешки, коробки, почти контейнер. Такая взрывчатка - не мыло, которое продается в магазине.
Если, например, 500 кг взрывчатого вещества любого вида необходимо доставить в Европу, нужно проделать огромную работу. Нужно его найти в таком количестве, что непросто, потому что обычная криминальная полиция контролирует каналы приобретения или перевозки таких веществ и оружия. В любой нормальной цивилизованной стране эта работа ведется на постоянной основе. Таможенные органы тоже выявляют контрабандный провоз таких вещей", - рассказал в интервью Украине.ру подполковник ФСБ в запасе, эксперт в области разведывательно-диверсионной деятельности на объектах транспорта Сергей Храпач.
Он добавил, что подобная операция требует масштабных усилий, которые не могли остаться незамеченными представителями спецслужб.
"Во-первых, подобрать исполнителей, обеспечить их денежными средствами, взрывчатыми веществами, специальным оборудованием, которое позволит спуститься на дно. Во-вторых, нужно было организовать выход судна из порта с соответствующими документами и достижение им определенной точки. В-третьих, экстремисты должны были разгрузиться, подорвать газопровод и испариться. С точки зрения технологий криминалистической и оперативно-служебной этот процесс невозможно было не заметить и не пресечь если бы было такое желание", - подчеркнул эксперт.
В том, что теракт не может являться делом рук водолазов-любителей убежден член Союза десантников Крыма, исследователь моря, спортсмен - дайвер, член Крымского дайвинг - центра "ВарягЪ" Дмитрий Джигалов. Он предположил, что для поиска трубопроводов и закладки взрывчатки, использовали подводный аппарат, запущенный с подлодки.
"И там же ещё должны были быть мощные аккумуляторы, которые дали возможность ждать, возможно, несколько месяцев до момента взрыва. Это ещё усложняет задачу. Найти точное место, погрузиться, прикрепить взрывчатку, аккумуляторы. Это работа не для одного - двух людей и не на несколько часов", - сказал эксперт.
Что же касается судна, то трек яхты, на которой диверсанты якобы прибыли к месту подрыва, хранится несколько месяцев или лет. При желании любой человек может его найти на профильных сайтах. Следовательно, без участия ведущих спецслужб мира, таких как ЦРУ или Ми-6 подобное невыполнимо.
Выводы
Исходя из вышеописанного, можно сделать следующие выводы:
1. Запад изначально не был настроен на сотрудничество с РФ в расследовании взрывов на газопроводах, предложения Москвы о сотрудничестве в данном направлении отвергалось, исходя из политической конъюнктуры. Более того, западные СМИ длительное время обвиняли в организации теракта Россию без каких-либо существенных доказательств.
2. Расследование американского журналиста Саймура Херша, произвело огромный резонанс в мире. В нем указывается, что подрыв СП-1 и СП-2 произведен США по приказу президента Джо Байдена под прикрытием учений НАТО. Целью Вашингтона являлся разрыв энергетического сотрудничества РФ и Германии, а также стимулирование Берлина к поставкам оружия на Украину.
3. Чтобы не выйти на самих себя, отведя подозрения от Байдена и Шольца, в западных СМИ вбросили информацию об "украинском следе", причем не связанном с киевской властью. Она весьма неубедительна. Украина не обладает достаточным арсеналом технических средств для проведения операции такого масштаба. В первую очередь подводных лодок, средств разведки и дронов, которые, предположительно, использовали для доставки взрывчатки на объекты.
4. Организаторы и исполнители теракта не могли быть какими-то непрофессионалами или частными лицами, не связанными с ведущими западными спецслужбами (ЦРУ, Ми-6). Доставить значительное количество взрывчатки, провести разведку, установить ее, а затем уйти незаметно было бы невозможно без их участия. И, конечно, санкционировать подобное могли только высшие государственные лица.