Нефтеперерабатывающий завод РСК Raffinerie в городе Шведт традиционно поставлял 90% бензина, дизельного топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута, используемых в столице Германии. Однако через три месяца после того, как Варшава и Берлин договорились о совместной работе по поставкам нероссийской нефти, НПЗ работает на 50–60% мощности и альтернативные поставки остаются труднодостижимыми. Об этом на днях написало британское агентство Reuters.
В прошлом месяце Россия остановила потоки нефти в Польшу по трубопроводу «Дружба», тем самым лишив Польшу возможности высвобождать поставляемую по морю нефть для НПЗ в Шведте. Польскому государственному нефтяному концерну PKN Orlen теперь необходимо использовать больше мощностей на нефтяном терминале в Гданьске, чтобы снабжать свой собственный нефтеперерабатывающий завод в Плоцке. В результате немецкий НПЗ может рассчитывать не более чем на один танкер в Гданьске в месяц. Это около 1 миллиона метрических тонн нефти в год, или только треть объема, предусмотренного ранее, сообщил Reuters источник в Польше.
Германия прекратила закупать российскую нефть в январе 2023 года, и с тех пор НПЗ в Шведте мощностью 233 000 баррелей в день работает примерно на 55% загрузки. Он перерабатывает около 130 000 баррелей в день, полагаясь на поставки по трубопроводу из порта Росток на севере Германии. По словам источников агентства в Польше и Германии, поставки нефти через Польшу пока свелись только к двум танкерам.
Германия и Польша начали переговоры о доставке нероссийской нефти в Шведт через порт Гданьск в начале весны 2022 года. Основным препятствием для сотрудничества была структура собственности РСК Raffinerie, поскольку российской нефтеперерабатывающей компании «Роснефть» принадлежало 54,17% акций завода. Под давлением Варшавы в сентябре прошлого года Берлин передал НПЗ в Шведте в доверительное управление Федеральному сетевому агентству Германии (Bundesnetzagentur, BNetzA).
Напомню, что тогда правовой основой для введения доверительного управления Минэкономики ФРГ назвало ст. 17 Закона об энергетической безопасности. В соответствии с ним компания, эксплуатирующая критически важную инфраструктуру в энергетике, может быть передана под доверительное управление, если существует риск того, что без этого компания не сможет выполнять свои задачи и/или существует риск нарушения безопасности поставок.
В качестве официальных причин передачи НПЗ в доверительное управление BNetzA Минэкономики ФРГ указало отказ от сотрудничества с «Роснефтью» и принадлежащими ей немецкими предприятиями и организациями — как клиентов, так и основных поставщиков критически важных услуг, включая страхование, банковские, IT-сервисы.
В Минэкономики ФРГ заявили, что это решение закладывает необходимую основу для сохранения НПЗ PCK в городе Шведт. Оно также «сопровождается пакетом мер, стимулирующих трансформацию региона и позволяющих обеспечить НПЗ, который до сих пор зависел от поставок российской нефти по магистральному нефтепроводу "Дружба", сырьём по альтернативным маршрутам», сообщили тогда немецкие власти.
В свою очередь, в «Роснефти» решение Минэкономики ФРГ назвали незаконным. «По сути, оно является экспроприацией акционерной собственности в результате преднамеренно созданной соответствующими санкциями ЕС и действиями немецких и польских регуляторов ситуации, целью которой и являлся захват активов. "Роснефть" видит в этом нарушение всех основополагающих принципов рыночной экономики, цивилизационных основ современного общества, построенного на принципе неприкосновенности частной собственности», — было сказано в заявлении российской компании.
«Роснефть» подала иск к Минэкономики ФРГ, требуя признать его действия в отношении своей собственности национализацией — то есть требуя выплаты соответствующих компенсаций, как это было, к примеру, в случае с переходом в госсобственность Германии энергетического концерна Uniper.
Ныне в Федеральном административном суде в Лейпциге идёт соответствующее разбирательство, и на слушаниях 7 марта выяснилось, что утверждения немецких властей об отказе клиентов и поставщиков РСК Raffinerie в сотрудничестве с НПЗ были, мягко говоря, преувеличенными. В частности, заявления компании British Petroleum об отказе покупать продукцию НПЗ в Шведте, пока среди его акционеров есть «Роснефть», невозможно было реализовать, поскольку тогда без топлива остались бы множество АЗС в Германии, в том числе известная сеть Aral.
Допуская возможность проигрыша в суде, в середине февраля 2023-го Минэкономики ФРГ подготовило проект правовых изменений, разрешающих продажу доли «Роснефти» без предварительной национализации, однако он до сих пор не принят. При этом PKN Orlen, владеющий сетью заправочных станций в Германии, в прошлом году выражал заинтересованность в приобретении доли в НПЗ Шведт, отмечает Reuters.
То есть фактически польская компания, ограничивая поставки нефти на немецкий НПЗ, делает его убыточным, чем снижает стоимость предприятия — и, соответственно, свои затраты на его приобретение. Агентство Reuters также не упоминает о том, что отказ Германии от импорта российской нефти по трубопроводу «Дружба» также в значительной мере произошёл под давлением Польши, по территории которой проходит эта труба. При этом эмбарго на импорт российской нефти в ЕС не распространяется на трубопроводные поставки, чем до недавнего времени пользовался PKN Orlen. В частности, в январе 2023 года польский нефтяной концерн был крупнейшим получателем российской нефти среди всех компаний в ЕС.
Более того, несмотря на стартовавшие 1 марта 2023 года поставки на РСК Raffinerie казахстанской нефти по нефтепроводу «Дружба», польская сторона настаивает, что, мол, транспортировка нефти по территории России является «ненадёжным маршрутом», намекая, что сама может заблокировать трубопроводные поставки этого энергоносителя из Казахстана в Гермаию. При этом расширять нефтяной терминал в Гданьске или увеличивать поставки нефти через него немецкий НПЗ поляки не планируют, требуя увеличения мощности терминала в порту Росток.
«Зная пропускную способность порта Гданьск, потребности Шведта и польских нефтеперерабатывающих заводов, [нужно понимать, что] в системе осталось не так много места, поэтому крайне важно сделать маршрут из Ростока более мощным», — заявил в конце февраля член совета директоров PKN Orlen Роберт Слежинский. Вряд ли случайно, что в польском концерне он отвечает за слияния и поглощения — то есть именно Слежинский ведёт переговоры о возможной покупке немецкого НПЗ в Шведте польским концерном.
Естественно, ведёт с позиции силы, ведь PKN Orlen может полностью перекрыть поставки нефти на РСК Raffinerie через польскую территорию — как через порт Гданьск, так и по трубопроводу «Дружба». И тогда нехватка топлива в Берлине будет ощущаться ещё сильнее.