5 марта Шольц дал интервью ведущему телеканала CNN Фариду Закария. Немецкий канцлер выдал, надо думать, уже согласованный с Вашингтоном набор тезисов.
1. По мнению Шольца, мирные переговоры на Украине начнутся только после того, как Путин осознает, что у него нет шанса выиграть. Условием для начала переговоров должен быть вывод войск с территории Украины.
По его мнению, украинцы «готовы к миру. Что-то должно быть сделано. Это должен сделать Путин».
Тут интересны, как всегда, детали: о «победе» Украины он не говорит. Он говорит о неспособности России достичь каких-то целей. Какие это цели — не указывается.
Вывод войск с территории Украины — это позиция Украины. Россия на это не согласна, поскольку закрепила эти территории как свои. Соответственно, формат границы не может быть условием переговоров.
Представления Шольца о прекращении войны очень расплывчаты. Фарид Закария, при всей дискуссионности его воззрений, суть проблемы представляет не в пример глубже. Правда, решения он тоже (тоже!) не принимает.
2. «Мы сказали Украине, что она может стать членом Евросоюза. Они работают над тем, чтобы добиться прогресса по всем важным для этого критериям».
Позиция ЕС и НАТО относительно членства неизменна на протяжении уже более чем десятилетия — двери широко открыты, но войти в них вы не можете. Лицом не вышли.
Сейчас, впрочем, прогресс действительно есть — состоит он в регрессе самих ЕС и НАТО. Если их решения определяются людьми вроде Шольца, то можно уже и Украину принимать. Зеленский выглядит более солидно.
3. Германия с лёгкостью пережила отказ от российских энергоносителей и уже не зависит от поставок российских газа, нефти и угля.
Во-первых, то, что Шольц легко пережил отказ, не значит, что его легко пережила Германия. Сейчас важнейшая терма экономических обзоров — деиндустриализация Германии, перенос производств в США.
Сейчас аммиачные заводы закрывают BASF и Stickstoffwerke Piesteritz. Сырьё при производстве — газ, без которого Германия легко обходится. Значит, обойдётся без аммиака, рабочих мест и доходов бюджета.
Два завода закрывает ArcelorMittal (притом что стоимость газа в конечной продукции металлургии составляет небольшую величину). Вообще же речь идёт о закрытии сотен производств, в том числе машиностроительных, с переносом части из них в США.
Во-вторых, отказа как такового пока не было — Германия продолжает получать российские энергоносители по твёрдым ценам в рамках контрактов.
В-третьих, Европа сейчас активно закупает энергоносители в третьих странах. В том числе в тех, в которых раньше избытка энергоносителей не наблюдалось...
4. О гарантиях Киеву: «Мы готовы организовать определённого рода гарантии для этой страны на будущий мирный период. Но к этой точке мы ещё не пришли».
Никакой определённости. Хотя чисто ради проформы стоило бы упомянуть украинские предложения в виде Киевского договора по безопасности (кстати, о гарантиях говорили также Дуда и Столтенберг). Но нет. Пока что «гарантии» сводятся к обещанию и дальше накачивать Украину оружием, что только затрудняет поиск компромисса.
5. Кроме того Шольц рассказал, что Германия будет вооружаться сама и предостерёг Китай от поставок вооружений России.
О вооружении Германии: в конце 2022 года Bloomberg сообщил о планах закупки Германией авиационных систем вооружения на базе 35 истребителей F-35A, причём стоимость сделки составляет примерно 10% специального фонда обороны ФРГ. Производитель самолётов — США. См. пункт 3.
В контексте этого невнятного интервью стоит вспомнить, в какой атмосфере вообще существует сейчас германское руководство.
Вот, например, визит Шольца в США 3 марта: удивительно короткая официальная часть, отсутствие итоговой пресс-конференции и краткое сообщение Белого дома о том, что «лидеры двух стран выразили готовность продолжать санкционную политику против России».
Это точно повод для визита первого лица государства? Или всё же повод для визита холопа к барину?
В тот же день Анналена Бербок прилетает в Индию на Международную политологическую конференцию Raisina Dialogue. Разница в том, как встречали её и Сергея Лаврова, бросается в глаза. И возникают вопросы: кто же находится в международной изоляции?
3 марта появилась запись беседы немецкого посла с президентом Намибии Хаге Гейнгоба. На возмущение по поводу китайского засилья в африканской стране последовал ответ: «Всякий раз, когда сюда приходит европеец, его почему-то волнуют китайцы». Для понимания: чуть более столетия назад Намибия называлась «Германская Юго-Западная Африка».
Всё происходящее связано, конечно, с грабежом Европы вообще и Германии в частности со стороны США. Но это не тот случай, когда можно сказать «ничего личного — просто бизнес». Германию целенаправленно унижают.
Во-первых, потому что люди вроде Шольца и Бербок, кажется, просто не понимают, что их унижают.
Во-вторых, похоже на месть за то, что при Меркель Германия при помощи России действительно могла вырваться из-под контроля США.
Государствам, а речь ведь не идёт о действиях, обусловленных настроениями какого-то одного человека, кажется, не должны быть свойственны человеческие чувства вроде мстительности... А поди ж ты.