Канцлер Германии Олаф Шольц отправился 3 марта в Вашингтон для встречи с президентом США Джо Байденом. По словам служащей американской администрации, переговоры глав государств будут касаться украинской проблематики.
Ранее Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам заседания совета глав МИД стран G20 в Нью-Дели заявил, что Запад повысил активность в странах СНГ, потому что не хочет сохранения конструктивных отношений России и Содружества.
— Владимир Сергеевич, переговоры лидеров Германии и США пройдут за закрытыми дверями, главная тема – Украина. При этом даже не запланировано итоговой пресс-конференции. Какие аспекты украинской тематики Шольц и Байден не хотят выносить на публику?
— Совершенно очевидно, что таких вопросов несколько.
Главный из них – это диверсия и подрыв на "Северных потоках – 2". Естественно, что сегодня в эпоху Интернета все версии Сеймура Херша о том, как это произошло, разошлись и обсуждаются по всей Германии, перепечатаны всеми СМИ и известны каждой немецкой домохозяйке.
Поэтому первый аспект в разговоре Байдена и Шольца связан с тем, как это подать, объяснить и услышать какие-то оправдания.
Американцы с самого начала официально заявили о том, что вся версия Сеймура Херша – это выдумка от начала до конца, что в общем где-то расследование продолжается, и этим занимаются европейцы. То есть вот так хитро "отфутболили".
Как все это на словах Байден объяснит Шольцу, естественно, останется между ними и выноситься на публику не будет.
Второе — это, конечно, военная помощь, которая связана с танками и боеприпасами. Стоит также упомянуть финт, который американцы провернули, сказав сначала, что стоит вопрос о передаче ВСУ танков Leopard 2, а Германия вроде бы отказалась.
Потом американцы заявили, что, дескать, немецкие машины поедут вместе с американскими – и тогда Германия согласилась (ну, раз в одной компании, то это другое дело). Немецкие поставки уже начались, и тут выяснилось, что Abrams вряд ли будут поставлять ВСУ ближайшие месяцев, а то и приедут в конце года.
Я думаю, Шольц такого финта не ожидал. Встает вопрос о том, как американцы будут действовать дальше.
Учитывая сегодняшнюю не очень хорошую ситуацию в Германии, возможно, Шольц будет добиваться каких-то компенсаций от США за подрыв "Северного потока – 2", если американцы как-то неформально признают это, или за какие-то другие грехи.
Я, честно говоря, пока не вижу, чтобы Байден в этом направлении пошел – кроме символических шагов.
Америка, наоборот, делает все от нее зависящее, чтобы загнать Германию и даже Польшу в угол и переложить на европейские страны бремя военной, экономической и гуманитарной помощи для Украины. Это совершенно четко просматривается.
Кроме того, в США присутствует оппозиция к дальнейшему расширению и участию [в украинском конфликте]. Администрация Байдена, сейчас, когда начинается активная фаза президентской гонки, понимает, что уже неоднократно попалась на том, что представляет интересы других стран более важными чем интересы собственных избирателей.
Такие вопросы, я думаю, будут обсуждаться Байденом и Шольцем за закрытыми дверями и, возможно, потребуется выработка какого-то соглашения.
— Чем могут закончиться переговоры глав государств?
— Как сказал Байден, Олаф Шольц – это не Ангела Меркель. Байден может надавить очень жестко на канцлера Германии, если Вашингтон пришел к выводу, что Шольц не тот политик, который может занимать какую-то самостоятельную линию, который может открыто бросить вызов США.
Не мытьем так катаньем в общих рамках американского подхода на дальнейшую эскалацию, Америка попытается сделать так, чтобы роль Германии здесь увеличилась.
Не забывайте, что в Германии антивоенное движение или настроения в пользу переговоров [Украины и России] может быть сильнее, чем в какой-либо другой европейской стране. Поэтому любого рода поползновения немецкой стороны в данном направлении для Байдена важно пресечь.
Администрация Белого дома ведет себя достаточно четко – ни о каких переговорах в ближайшем обозримом будущем не может быть и речи. Хотя это может иметь место в США на уровне пустого ни к чему не обязывающего декларирования. Здесь скорее всего будет присутствовать двойные стандарты.
Резюмируя, пока я не вижу ситуации, при которой Германия могла бы защитить свои права или поставить вопрос о том, чтобы себя вести не как младший, а как равный партнер.
— Изначально не планировалось никаких контактов Энтони Блинкена и Сергея Лаврова на полях встречи глав МИД G20. Однако госсекретарь США попросил о контакте российского дипломата, и главы внешнеполитических ведомств пообщались "на ходу". Какая цель была у Блинкена?
— Мы сегодня видим из заявления официального представителя Госдепартамента США Неда Прайса, что американцы не будут извиняться за формат встречи Блинкена и Лаврова.
У меня такое ощущение, что это была не совсем встреча в традиционном дипломатическом ключе. Совершенно очевидно, что американская сторона, если так можно выразиться, хотела показать, кто в доме хозяин: вела себя по-хамски, ультимативно, действуя в ковбойской манере и оказывая давление.
Я думаю тут видна хамская политика Блинкена, США с позиции диктата, с позиции "всё, давайте садитесь за стол переговоров" несмотря на то, что разговор касался СНВ-2 или СНВ-3. Надо понимать, что это хамство проистекает из общих установок администрации Белого дома на отсутствие какого-либо контакта с Москвой.
В сухом остатке есть одна ситуация: между Блинкеном и Лавровым отношения окончательно испортились и вряд ли восстановятся. Нет контактов. Произошло явление, которое я бы сравнил с тем, что произошло на "Северных потоках – 2": дипломатия есть, а вот контактов нет. Так и тут: отношения взорваны – контакт закрыт.
Единственное, по словам Сергея Рябкова, контакты идут по линии секретных переговоров о стратегической стабильности и СНВ-3. Однако, по его словам, это дипломатические контакты – прогресса никакого нет.
С другой стороны, по моему личному мнению, спешить здесь не надо, так как договор кончается в январе 2026 года. Три года – это такой нереальный срок. В принципе, в 2026 году стороны могут взять и продлить договор на неопределенное время, пока не будет подготовлен новый документ или внесены поправки в старую версию. Это все обсуждается, это все не проблема.
Об этом говорилось и в 2021 году, когда Байден пришел к власти, но администрация тогда решила, что времени у нее нет, и давайте продлим еще на 5 лет.
У меня на этот счет есть своя теория, почему это произошло. Инициативу "пробил" Барак Обама, ему этот договор был важен – на нем стоит его подпись и подпись Дмитрия Медведева. Поэтому для американцев, по моему мнению, имели большее значение судьба договора и чьи подписи стоят под ним, а не политические количественные параметры, которые этот документ покрывают.
Речь идет об изменении формата этих переговоров. Сегодня, по всей видимости, эпоха двусторонних договоренностей отошла в прошлое – есть идея посадить за стол переговоров другие страны и обсудить все в многостороннем формате. Американцы настаивают, чтобы участвовал Китай, Россия требует привлечь Великобританию и Францию — вот где основная проблема.
Но всегда переговоры шли только в двустороннем формате, если начинать считать с первого договора ОСВ 1972 года. Многостороннего формата они не знают. Поэтому новые подходы могут привести к тому, что вся эта тематика так и повиснет в воздухе.
— Запад повысил активность в странах СНГ, в том числе в Центральной Азии. Например, мой коллега только что вернулся из Армении и рассказал, что в Ереване в рамках антироссийской акции вышли тысячи человек с плакатами, а когда проводили пророссийский митинг, пришло 30 человек. Насколько вероятно создание экономической и политической блокады России по инициативе США?
— Визит Блинкена в Астану и в Ташкент носил провокационный характер. Формально с финансовой точки зрения американские торговые взаимоотношения с Казахстаном развиваются хорошо.
В 2022 году страны вышли на товарооборот в 3 миллиарда долларов; это примерно 70–80-я позиция среди торговых партнеров США. С Узбекистаном отношения так же развиваются хорошо, но там объемы взаимной торговли меньше.
С точки зрения влияния экономической помощи, Вашингтон пообещал Астане всего лишь 50 миллионов долларов как компенсацию на развитие экономики страны, которая может пострадать от вторичных санкций. Учитывая многомиллиардный товарооборот, скорее всего, это символическая сумма.
Тем не менее, с точки зрения антироссийских заявлений, Блинкен занялся откровенной антироссийской пропагандой. Он совершал личные нападки на российского президента; использовал риторику против нас, заявляя, что Россия совершила агрессию против Украины и это якобы попирание норм международного права.
Здесь нужно иметь ввиду еще один момент: при голосовании за резолюцию ООН, которая была принята 141 государством, страны Центральной Азии (Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) воздержались. Не совсем понятно поведение Туркмении, но скорее всего, она тоже воздержалась. Понимает, риторика США не находит политического эффекта, но американцы на этом играют.
С другой стороны, Блинкен в своих замечаниях где-то перегнул палку. Он не просто призывал к разрыву отношений с Россией, а пугал центрально-азиатские государства, тем, что украинский прецедент распространится на них; что Россия может выдвинуть территориальные претензии Казахстану. Блинкен намекал, что Америка все это учитывает.
Госсекретарь США также призывал Центральную Азию сворачивать отношения с Китаем. Но это не нашло отклик, так как Китай играет большую роль в экономике центрально-азиатского региона – сворачивать отношения с Китаем странам экономически невыгодно.
Блинкен даже выдвинул идею: создавайте свой собственный замкнутый союз пяти стран, и это позволит вам усилить независимость от России и Китая. При этом он намекал, что этот новый среднеазиатский рынок сможет иметь в качестве главных партнеров США или Евросоюз. Но, учитывая географию, здесь сказать что-либо сложно.
Об этом, кстати, в осторожной восточной форме было заявлено казахстанской стороной. Блинкену намекнули, что никаких выходов в акваторию Мирового океана у стран ЦА нет, никаких внешних границ среднеазиатские республики с внешним миром не имеют.
Они находятся в замкнутой ситуации, при которой их жизнь, их отношения с Россией и Китаем восходят в глубь веков. Это естественная форма их существования — и политическая, и социально-экономическая.
Не улетая на Луну, центрально-азиатские республики не смогут сегодня вести полноправные эконмические и политические отношения со странами США и Евросоюза и игнорировать Россию и Китай. Это невозможно.