Многие наблюдатели отметили некоторую противоречивость основных посылов варшавской речи.
Например, философ и политолог Алексей Чадаев отмечает, что речь, кажется, "писали две разные команды (причём может даже из разных стран), а потом в последний момент их на своде склеили в одну".
В речи сталкиваются две противоположные концепции – условно "американская" и условно "украинская": "один подход – это война только Путина, и вся проблема в нём и его режиме. Другой подход – виновата Россия и все русские по кругу, и они обязательно, гады, заплатят".
Первой концепции соответствует, вероятно, такой период: "США и страны Европы не стремятся установить контроль над Россией или уничтожить её. Запад не планировал нападать на Россию, как сегодня сказал Путин. Миллионы российских граждан, которые хотят жить в мире со своими соседями – это не враги. Эта война никогда не была необходимой. Это трагедия. Войну выбрал президент Путин. Каждый новый день войны – это его выбор".
С одной стороны, вроде бы да, можно было бы согласиться с тем, что в речи есть посыл – "русские не виноваты, а виноват Путин".
С другой стороны, именно такому восприятию мешает начало периода: Запад не стремится установить контроль над Россией или уничтожить её, он только хочет нанести ей поражение. Это несколько противоречит заявлениям западных деятелей.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг: "если Украина не одержит победу как независимое, суверенное государство, тогда, конечно, вопрос членства совсем не будет на столе, потому что у нас не будет больше кандидата на членство в лице Украине".
По форме это скорее отказ Украине в членстве в НАТО и поражение должно быть нанесено Украиной, но в конечном итоге ключевое слово тут – победа над Россией. Не над режимом.
Более чётко высказался канцлер ФРГ Олаф Шольц: "чтобы война закончилась, Россия должна проиграть. Вот почему постоянно поставляем Украине большое количество вооружений при тесных консультациях с нашими партнерами".
В законченном виде: "поражение России стало одновременно польской и европейской причиной для существования" (премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, видимо, руководствуется максимой "что у Байдена на уме, то у поляка на языке").
Как в американском мультфильме "Монстры против пришельцев": "я пришёл с миром, у меня нет зла… и вы все умрёте". Интересно, они что там – собственную голливудскую продукцию не смотрят?
Это не говоря уже о недоверии к заявлениям Запада, о чём написал Борис Рожин:
"Когда США говорили, что хотят выполнения Минских соглашений – они готовились к войне и не собирались выполнять Минские соглашения.
Когда США говорили, что они не заинтересованы в расширении НАТО – они готовили расширение НАТО, еще со времен обещаний Горбачёву.
Когда США говорили, что они борются с нацизмом и исламским терроризмом – они использовались исламских террористов и европейских нацистов.
Поэтому, когда США говорят, что не стремятся взять под контроль и уничтожить Россию это следует читать как "Мы хотим взять под контроль и уничтожить Россию". Примечательно, что во время речи Байдена шёл обстрел российских городов американским оружием. Это для самых тупых, кто не понял реальных целей США в этой войне".
Учитывая эти обстоятельства, "украинская" часть выступления – относительно новых санкций, которые должны заставить россиян заплатить за войну, относительно расследования военных преступлений и относительно военной помощи Украине, – не противоречит "американской" части, а конкретизирует и дополняет её.
Да, "виноват Путин, а русские – не враги", но санкции должны заставить страдать именно россиян, за "военные преступления" намерены судить россиян, и американские бомбы будут падать на головы россиянам (США не разрешают Украине использовать американские бомбы на территории России в границах 1991 года, но это потому, что они боятся эскалации, а не потому, что "русские не враги").
Смысл призыва очевиден: русские сами должны сбросить режим Путина (у американцев такая операция получается не всегда) и сами пойти в рабство к "не врагам", которые не хотят контроля (они не хотят сами брать контроль – они хотят, чтобы контроль им дали, как это сделали украинцы).
В самой краткой форме: "Русские! Сдавайтесь, вас ждёт горячий чай, сухая одежда и наше радушие!" (с).