Выступая в Киеве 20 февраля, Джо Байден так анонсировал свой грядущий визит на берега Вислы: «Я с нетерпением жду поездки в Польшу, чтобы встретиться с президентом Дудой и лидерами наших союзников на Восточном фланге. Я также выступлю с замечаниями о том, как Соединенные Штаты будут продолжать объединять мир в поддержку народа Украины и основных ценностей, прав человека и достоинства, которые объединяют нас по всему миру».
Это действительно был исчерпывающий анонс мероприятий с участием президента США в Польше 21–22 февраля, которые известны на данный момент. Во вторник, 21 февраля, в 13.00 по Варшавскому времени состоится его встреча с президентом Польши Анджеем Дудой в президентском дворце в Варшаве, в которой также примут участие советники глав государств по национальной безопасности — Джек Салливан и Марчин Пшидач.
По графику она должна продлиться около получаса, после чего назначена встреча американской и польской делегаций во главе с президентами в более широких составах. Пока список её участников с обеих сторон не обнародован. «Президентам решать, какая часть встречи должна быть длиннее или короче. Посмотрим, как пойдет», — сказал 20 февраля Пшидач. По его словам, главный акцент в переговорах будет сделан на двухсторонних отношениях Польши и США, не уточнив их аспекты.
Однако несколькими днями ранее Анджей Дуда заявлял, что будет убеждать Джо Байдена увеличить число американских солдат и военных складов в Польше. Кроме того, в интервью британскому изданию The Financial Times (FT), опубликованном 20 февраля, Дуда сказал, что гарантии безопасности со стороны НАТО «были бы важны» для Украины и морального духа её солдат, поскольку дали бы «ощущение, что НАТО с ними».
FT напоминает, что бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, который вместе с главой Офиса президента Украины Андреем Ермаком стал соавтором официального предложения по послевоенной безопасности Украины, назвал такие гарантии аналогичными тем, которые Израиль получает от США. Однако издание считает, что призыв к гарантиям потребует повышения обязательств США в отношении Киева сверх тех, о которых недавно говорил Байден.
Несмотря на общий восторженный дух комментариев о самом факте визита Байдена в Польшу — тем более что впервые в истории президент США посетил эту страну дважды на протяжении 11 месяцев, — польские политики и политологи воздерживаются от конкретных прогнозов. Как отмечает польская редакция немецкого правительственного портала Deutsche Welle (DW)*, в истории польско-американских отношений было слишком много разочарований, и они на протяжении веков были асимметричными, когда Варшава отдавала больше, чем получала.
«Вступление Польши в НАТО оформило польско-американское братство по оружию. Желая доказать свою полезность для Альянса, власти в Варшаве поддержали вторжение США в Ирак, вопреки позиции Германии и европейских партнеров Франции. Они также позволили создать секретную тюрьму ЦРУ на территории Польши, где пытали подозреваемых в терроризме. Несмотря на всё это, Польша оставалась членом НАТО второго сорта. В соответствии с соглашением 1997 года с Россией (Основополагающий акт Россия — НАТО), Североатлантический союз не размещал на восточном фланге более крупные боевые подразделения», — напоминает DW*.
«Является ли выбор Варшавы, а не Берлина или Парижа для визита по случаю первой годовщины российской агрессии против Украины исполнением польских мечтаний о роли ключевого союзника Вашингтона в Центральной и Восточной Европе после многих лет разочарований? И может быть, даже сменить в этой роли Германию, которая в качестве прифронтового государства во время Холодной войны была самым важным партнером Америки?» — риторически спрашивает немецкое издание и намекает, что, кроме прифронтового статуса, Польша мало что получила.
Но главные дискуссии среди политиков и экспертов ведутся вокруг того, что же скажет Джо Байден после обеда (по графику — в 17:30) 21 февраля, выступая в саду Королевского замка в Варшаве. Кроме приглашённых, послушать президента США теоретически сможет любой, кто до 14:00 зарегистрируется онлайн в специальном формуляре, ссылку на который обнародовало посольство США в Польше и сам американский посол Марк Бжезинский (да-да, сын того самого Збигнева Бжезинского). По информации Польского государственного радио, к вечеру 20 февраля зарегистрировалось «несколько тысяч людей».
При этом до сих пор нет однозначной трактовки, к кому именно будет обращаться президент США. Марчин Пшидач заявил однозначно: к польской нации. Польское радио сообщило, что «Джо Байден обратится как к полякам, так и к украинцам». А координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что 21 февраля Байден во время своего визита в Польшу может обратиться к президенту РФ Владимиру Путину и российскому народу. Действительно, у спичрайтеров Байдена будет время внести правки в его речь на основе послания Владимира Путина, которое начнётся в полдень по Москве — то есть в десять утра по Варшаве.
А экс-премьер Польши, ныне депутат Европарламента Влодзимеж Чимошевич и вовсе считает, что Джо Байден фактически будет обращаться к американцам, поскольку и сам визит, и речь в Варшаве — составная часть президентской кампании 2024 года.
Политики правящей в Польше партии «Право и Справедливость» (ПиС) — президент Анджей Дуда, премьер Матеуш Моравецкий, лидер ПиС Ярослав Качиньский — надеются, что визит Байдена в целом и его выступление в частности поднимет рейтинг их политической силы накануне парламентских выборов, которые должны состояться осенью этого года. В свою очередь, депутат Сейма от оппозиционной «Гражданской коалиции» Павел Коваль считает, что «речь Байдена станет самым важным политическим выступлением нашего времени» и выражением признательности за позицию Польши, — «но не правительству», а обществу.
Обозреватель поддерживающего оппозицию издания Gazeta Wyborcza Бартош Велинский пишет, что Байден пойдет по стопам Джона Кеннеди и Рональда Рейгана, которые говорили о свободе в Западном Берлине в критические моменты Холодной войны. Надежда на то, что Польша может быть самым важным партнером США в Европе, по его мнению, иллюзорна. Позиция Польши ослаблена, считает он, нарушением верховенства права и демонтажем демократических институтов.
Однако подобные ожидания польской оппозиции безосновательны. Если Байден не заметил «демонтажа демократических институтов» на Украине, то польской власти точно нечего бояться. Пока Варшава беспрекословно — и в основном за свой счёт — выполняет команды из Вашингтона, то в её принадлежности к «демократическому миру» сомнений американцы высказывать не будут. И могут даже поддерживать различные проекты, которые регулярно предлагают поляки.
Скажем, Дональд Трамп в 2017 году посетил в Варшаве форум стран «Триморья» — эту инициативу Польша продвигала с особым азартом, ведь она прямо апеллировала к идеям «Междуморья» Юзефа Пилсудского, в которых Польше отводилась особая роль. Ныне эта структура находится в замороженном состоянии, чего не скажешь о «Бухарестской девятке». В это объединение входят страны «восточного фланга» НАТО (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и Эстония).
Хотя формально «девятка» была создана в 2015 году в Бухаресте, начало ей положила встреча глав девяти стран в Варшаве 22 июля 2014 года, созванная в том числе в связи с воссоединением Крыма с Россией. Главная задача организации — противодействие «агрессивной позиции России», углубление военного сотрудничества между странами восточного фланга НАТО, а также обсуждение ключевых вопросов политики безопасности.
Каких-то анонсов чрезвычайного саммита «Бухарестской девятки» на уровне глав государств, который пройдёт 22 февраля в Варшаве при участии Джо Байдена, опубликовано не было.
«Это очень интересный формат, над которым Америка имеет определенное покровительство. У меня складывается впечатление, что решения "девятки" уже приняты и на саммите мы просто о них услышим. Этот саммит также является сигналом того, что НАТО не бездействует, что ситуация вынуждает его предпринимать такие действия в течение года, и это очень хороший сигнал», — заявил польскому государственному агентству РАР доктор Томаш Лаховски с факультета права и администрации Лодзинского университета.
Поскольку саммит девятки начнётся только в 14:00 по варшавскому времени, чисто теоретически в первой половине дня 22 февраля Джо Байден может принять участие в каких-то встречах, которые пока не анонсированы. Собственно, после киевского этапа этого турне президента США уже ничему нельзя удивляться.
* Организация, выполняющая в России функции иноагента.