Вот, например, Bloomberg 15 февраля сообщает, что, по словам министра обороны Германии Бориса Писториуса, вместо обещанных 80 танков Leopard 2A6 (два батальона), Германия и Португалия могут предоставить всего 17 машин.
Для справки: в состав украинской механизированной бригады входит танковый батальон в составе 31 машины. 17 танков годятся только для учебного парка.
Ещё более проблемной выглядит ситуация в авиации. Проблема даже не столько в переподготовке лётчиков, сколько в организации аэродромного обслуживания самолётов и вертолётов натовского образца.
Особенно на фоне так и не завершённого расследования гибели главы украинского МВД на французском вертолёте (вероятность механической поломки расценивается как очень высокая).
Потому США ищут возможных поставщиков авиатехники советского образца в местах самых необычных. 11 февраля американское издание The Drive сообщило, что Ирак хочет отказаться от российских Ми-17 в пользу американских вертолётов Bell 412 (следует отметить, что грузоподъёмность российских машин вдвое больше), а также Bell 407М и 505 (это вообще лёгкие вертолёты).
Действительно ли Ирак так уж хочет избавиться от советской техники — неизвестно. Но объективная причина в наличии: нехватка запчастей для техники из России, которая затрудняет её эксплуатацию.
В отчёте офиса Главного инспектора Министерства обороны США утверждается, что запчастей нет «в связи с войной на Украине» (в смысле, в связи с санкциями, введёнными против России), но это неправда, поскольку так же проблема отмечалась в отчёте за I квартал 2021 года в применении к Су-25.
Кроме того, проблемы касались не только российской техники. С сентября 2019 года не летают китайские БПЛА CH-4, а в последнее время небоеспособны и американские Scan Eagle (там, правда, необходимо было всего лишь заменить программное обеспечение).
Возникает закономерный вопрос: не являются ли проблемы с запчастями следствием желания США сбагрить партию старых вертолётов и немного помочь ВСУ? Тем более что авторы The Drive отмечают, что США препятствовали сделке по закупке Ираком турецких вертолётов Т129 (вероятно, это дальние последствия скандала вокруг закупки турками ЗРК С-400).
Вообще же в составе иракских ВВС есть довольно много техники советского типа:
— около 20 вертолётов типа Ми-8/17;
— 13 ударных Ми-35М;
— 15 ударных Ми-28 в модификациях НЭ (ночной, экспортный) и УБ (учебно-боевой);
— 19 Су-25 в вариантах КМ и УБКМ (это по данным справочника The Military Balance за 2020 год, хотя ранее в Ирак было поставлено порядка 50 самолётов такого типа, но они каким-то образом растворились в атмосфере);
— 6 Ан-32Б (по данным The Military Balance, в 2020-м летают два).
Вся эта техника теоретически может быть передана или продана Украине. Даже притом что часть самолётов и вертолётов неполётопригодна и с неизбежностью будет каннибализирована, а с Ми-28 и Ми-35 иракцы вообще не готовы расставаться, речь идёт о количестве бортов, сравнимом с численностью ВВС Украины.
Например, перед началом СВО Украина имела несколько более сотни боевых и универсальных вертолётов (Ирак — около 50) и 17 Су-25.
Как отмечает авторитетный телеграм-канал «Рыбарь», операции по передаче Украине технике могут помешать внутриполитические соображения. В частности, «проиранские и оппозиционные силы, вроде сторонников одиозного аятоллы Муктады ас-Садра… будут пытаться играть на чувствах населения и выставлять конкурентов марионетками США, усугубляя и без того серьёзный политический кризис в стране».
По итогу получится как с европейскими союзниками: американцы иракцев уломают, те пообещают дать Украине всё и сразу, но дадут треть и на протяжении пяти лет. США же и дальше будут искать соответствующую технику в странах третьего мира.
Возможно, не только советскую и российскую, но и китайскую.