О вопросах, которые волнуют всех, советском подходе в кино и вредоносной русской незлопамятности в интервью Украина.ру рассказал рэпер Птаха (Давид Нуриев).
— Давид, вопрос, с которого хотелось бы начать: 2022 год (условно с начала февраля) подошел к концу, и все подводят итоги. В музыке, российской культуре много изменилось. Как отразились события 2022 конкретно в вашем творчестве? Какие композиции, проекты, творческие коллаборации у вас появились?
— Ну, во-первых, в этом году я начал работать с живой музыкой: с живыми барабанами, с живой гитарой. Я наконец-то смог вернуться в свое, в свой стиль. Я снова начал писать истории, более живые, то есть не просто сухое описание, а эмоциональные истории.
В плане года, который прошел, это все не оказало особого влияния на мое творчество. Единственное, что мы сделали проект Russian Vibe. Парни записали эту песню, и сейчас у нас будет еще один трек — «Дождись», в поддержку наших ребят, которые в СВО, и еще я трек готовлю с парнем по прозвищу Dombay [Руслан Тагиев] тоже о войне, но это не то что они повлияли на меня, а, скорее, я хочу высказаться. Но высказаться по-разному, потому что тема очень глобальная. Но влияния прямого на то, что будет в новых альбомах, «Парусах», например, такого я не могу сказать. А это неальбомные композиции, это сингловые версии.
Russian Vibe уже есть в интернете, там более трех миллионов просмотров. По поводу альбома: есть одна песня, она пока без названия, я пока не понял, как ее назвать, она очень экспрессивная, но там больше эмоциональность 2022—2021 годов, сложенная в один. Вот эта полная бесперспективность, уныние, с какими-то суицидальными наклонностями вперемешку с религией, с какими-то чертами нашего характера, нашей страны. Вот это все: «водочка, селедочка, Дед Мороз».
— А с чем связана эта бесперспективность?
— Ну такой сейчас вайб идет, многие не видят перспективы, потому что не знают, что будет дальше. Такое состояние неизвестности. Неизвестно, что завтра будет — глобальная война или все-таки мир?
— Я правильно поняла, что сингл, о котором вы сказали, будет в поддержку военных?
— Это, скорее, не то что поддержать военных, а просто пацанов, которые сейчас там находятся. На самом деле ведь война — это всегда игра сильных людей. И пацаны, которые там находятся с обеих сторон, не всегда находятся там, потому что есть такое желание. Я вообще не знаю ни одного адекватного, нормального человека со здоровой психикой, который хотел бы пойти и кого-то убивать на войне.
Но есть некие ситуации, когда это приходится делать. И как с нашей стороны, так и с той стороны есть люди, которые проработаны пропагандой, думают, что мы хотим у них все отобрать, убить, всех съесть и так далее… Так и с нашей стороны есть такие моменты, когда люди думают, что все, кто разговаривают на украинском — все нацисты, все ненавидят русских и все такое.
Но само мое отношение к пацанам, которые воюют с нашей стороны, оно, конечно, теплое, и мне хотелось бы их морально поддержать, сказать: «Все нормально будет, пацаны, вы домой вернетесь, мы вас здесь ждем целыми и здоровыми». Это не в поддержку войны или спецоперации — не важно, как мы ее называем, потому что она уже происходит, и поддерживаем мы ее или нет, это уже не важно. Есть, наверное, какие-то определенные разведданные, по которым это все началось, но я не могу сказать, что я считаю, что убивать людей — это хорошо. Но в то же время говорить, что были какие-то другие варианты решения этого вопроса, я не могу, потому что я не знаю. Наверное, меня кто-то осудит, но я не совсем понимаю, потому что я не знаю причину.
— Конечно, во всех интервью у вас спрашивают о клипе Russian Vibe. В одном из них вы говорили, что один из символов этого клипа — необходимость донести правду силой, когда «по-хорошему» не понимают. Эта ваша позиция не изменилась?
— Нет, не поменялась. Просто некоторые доброту воспринимают за слабость и начинают перегибать палку. Вот в этот момент приходится показывать, что правда бывает с кулаками.
— Российские рэп и хип-хоп исполнители сейчас оказались по обе стороны, и те, кто поддерживают СВО, и те, кто высказался против и уехал. Почему такой раскол? Поддерживаете ли вы публичное осуждение, присуждение статуса иноагената уехавшим артистам? Какое поведение считаете порядочным и правильным в этих обстоятельствах? Когда все закончится, как скоро, и смогут ли Noize MC* [Иван Алексеев], Oxxxymiron* [Мирон Фёдоров], Face* [Иван Дрёмин] вернутся в Россию?
— Я могу сказать, что по поводу реакции — у каждого она своя, главное, чтобы не было популизма и такого момента, что я сейчас скажу: «Это правильно», потому что мне государство какие-то «пирожки» даст за это. Какие-то плюшки, бонусы, награды. И в тоже время, если я сейчас скажу: «Это все неправильно», и меня сделают иноагентом, и я уеду туда, как какой-нибудь политический беженец.
Человек имеет право на свое мнение, и артисты совершенно такие же люди, как и все остальные. Мы ничем не отличаемся — две ноги, две руки. Единственное, что некоторые живут в абсолютно своей реальности, они не ставят под сомнение свое мнение и считают, что их мнение должно быть услышано, что оно незыблемо, и люди должны преклоняться. Есть вот такие персонажи у нас.
Вот эти люди с 2020 или с 2019 года бегают по площадям, поддерживают [Алексея] Навального** и так далее, потому что либо им мозг промыли, либо карман наполнили. Конечно, у нас в стране есть проблемы, везде они есть. Но в тот момент, когда идет война… Давайте уже правде в глаза смотреть, это не спецоперация, это уже военные действия, война. Пытаться в этот момент расшатать еще внутри страны что-то — это не от ума и не от воспитания. Эти люди живут в какой-то своей реальности, в которой они думают, что смогут сделать этим что-то хорошее. Нет.
Но и не могу сказать, что в шоу-бизнесе российском есть какое-то объединение изначально, поэтому раскола как такового нет. Нечего раскалывать — каждый сам по себе был, есть и останется. И даже объединяясь в какие-то комьюнити все-равно каждый артист сам по себе. Артисты — такие люди, которым вообще нельзя доверять. Артист всегда может сказать: «Моя хата с краю, ничего не знаю» в самый ответственный момент, потому что это будет влиять на его рейтинги, мнение общественности… Сейчас большая часть этих артистов через полгода-год начнут плакаться и возвращаться обратно. Уже некоторые ноют и хотят обратно домой.
— Они смогут вернуться?
— К сожалению моему, моему большому сожалению, в этом случае наш народ очень добрый, и, когда они придут сюда, сказав «я был неправ», — их простят. К сожалению, в этой стране нет злопамятности. Я до сих пор хожу и слышу — [Светлана] Лобода где-то играет, еще кто-то из артистов… В клубах диджеи ставят, люди танцуют. Они не понимают, что они тем самым оскорбляют себя, позволяют об себя вытирать ноги и продолжают монетизировать музыку данных артистов.
— Вы считаете эту незлопамятность негативной чертой?
— В данном случае — это максимально негативная черта. Я бы, на самом деле, не прощал этих людей. Потому что предавший в такой момент свою страну… Ты или сказал и потом топи уже до конца либо, когда у тебя деньги закончились, и ты такой: «Вот, у меня деньги закончились, простите меня, я не подумал…» А когда ты говорил, чем ты думал? Я бы не прощал, вот честно. Я с этими артистами рядом стоять не буду. Для меня все артисты, которые оскорбили нашу страну, которые говорили гадости про Россию, про русских, про россиян вообще — я никогда им не пожму руку. Это ниже моего достоинства.
— В интервью вы также недавно говорили о неэффективной информационной политике и пропаганде. Что было бы, с вашей точки зрения, эффективно? Как объяснить людям, то, что происходит? В частности, посредством музыки и других направлений в искусстве?
— Посредством искусства и музыки надо доносить до людей реальность. Не пропаганду, а реальность. В данный момент вся пропаганда, которая существует, она работает в формате Советского Союза. Соответственно, рассчитана на бабушек и дедушек, на их поколение, на тех, кто уже взрослый. Никто не работает с молодежью. С молодежью работает оппозиция, соответственно, это те зерна, которые рано или поздно вырастут, и мы получим поколение людей, ненавидящих свою страну.
Это работа через культуру, это поддержка определенных артистов. Это продвижение каких-то ценностей, которые не присущи данной стране. Возьмем, например, [Алишера] Моргенштерна* или еще кого-нибудь такого формата. Кто реально верит, что Моргенштерн* за один день записал песню «Навальный Лёха»**, и в этот момент Моргенштерн* начинает выстреливать. И там несколько артистов, которые были уже на спаде, и в один момент, когда они примыкают к оппозиции, у них начинают резко расти просмотры, огромное количество комментариев, их начинают форсить — просто в один день. Так же не бывает. Люди работают, они знают, куда бабки вкидывать, знают, кого они растят, и их задача — вести пропаганду.
Соответственно, этот артист потом говорит: «Вы все плохие, а мы — хорошие, Навальный хороший, вся эта оппозиционная движуха, а в стране — все плохо. Все плохо, и все, кто поддерживают курс страны — предатели, их купил Кремль». Просто покупать людей не обязательно «в цвет» — подходить и говорить: на тебе миллион долларов, сейчас мы тебе все сделаем. Просто надо грамотно помогать, грамотно работать.
А в наших центрах сидят все-таки взрослые люди, и пока десять утверждений не пройдет, на одного артиста уже десять оппозиционных артистов. Такая вот война.
— В этом контексте, вы говорили, что у людей остаются вопросы, на которые никто не отвечает. Что это за вопросы? Что волнует больше всего вашу аудиторию?
— Прямо моя аудитория задает вопрос: что мы делаем на Украине? Потому что за время проведения специальной военной операции тридцать раз поменяли курс. Сначала это была денацификация, демилитаризация, в итоге главные нацисты как в Раде сидели, так и сидят, и ничего с ними не произошло. А по логике вещей, их первыми надо было устранять. Демилитаризация просто невозможна, потому что, во-первых, весь мир помогает им, англосаксы помогают оружием, а они людей пихают — каждый призыв там, каждая маленькая волна мобилизации, — и даже люди, которые хорошо относятся к России, к русскому языку, их тоже кидают на передовую, и, надев форму, они становятся военными. Соответственно, по идее должны быть уничтожены.
И такие вопросы, они остаются, на них никто не дает ответа. И когда человек пытается задать этот вопрос, ему приписывается дискредитация Вооруженных сил Российской Федерации. Так тоже неправильно. Мы же живем в этой стране, война идет за то, чтобы мы нормально жили, а когда мы задаем вопросы, нам говорят: заткнитесь, сидите молча. Людей это волнует, люди задают вопросы, люди хотят знать, но — тишина.
Включаешь телик, там целый день показывают, как мы всех побеждаем. И все, больше ничего. А мы за этот Бахмут бьемся уже полгода или сколько там?
— Много говорят о феномене русского рэпа в Донбассе. В частности, Захар Прилепин устраивал несколько мероприятий, концертов, местные жители, с которыми мы общаемся, говорят, что именно рэп и хип-хоп — одни из самых слушаемых жанров сейчас там, в зоне боевых действий и на фронте. Как вы думаете, почему?
— Ну потому что рэп — сейчас самая популярная в мире музыка в принципе, вот и всё. Туда же не дедов-бабулек отправляют, туда отправляют молодых пацанов. Молодые пацаны что слушают? Музыку, которая сейчас актуальна. А сейчас актуально что? Рэп.
— Ваш стиль менялся в разные годы, к какому направлению вы сейчас относите свои композиции, что вам ближе? И какие тексты, смысловые акценты вы сейчас первоочередно вкладываете в свои произведения?
— Ну, я так же рэпер, как и был, ничего не поменялось в этом отношении. Единственное, что я добавил живую музыку и начал немного по-другому к музыкальной составляющей относиться.
— Ваше творчество автобиографично?
— Да, у меня автобиографичный рэп. Просто раньше я брал сэмплы и бит и просто читал под него, а сейчас я подхожу более глобально в плане музыки. То есть я развиваюсь, стараюсь сделать музыку более «жирной», как у нас говорится, использовать более развернутую палитру инструментов.
Я много рассказываю о себе. В принципе, все мои песни, за редким исключением, это мой жизненный опыт и ситуации, в которых был либо я, либо мои близкие друзья. Иногда я озвучиваю истории моих близких друзей, потому что я так или иначе в этом замешан. Это все происходит рядом со мной — какие-то переживания, драки, истории, криминальные, любовные и так далее.
— На какую аудиторию вы ориентируетесь в первую очередь? У Вас бывают довольно жесткие тексты, они не для детей и подростков?
— У меня нет какого-то посыла для взрослых или для детей. Моя аудитория — это люди, которые видят мир по-другому. То есть это когда ты взрослый уже с 12−13 лет, когда твой внутренний мир уже взрослый. Когда ты попадаешь в трудно решаемые ситуации, потому что ты еще маленький, а внутри уже взрослый, и жизнь тебя вынудила стать взрослым очень быстро.
— Ваша аудитория — рано повзрослевшие люди с разнообразным жизненным опытом?
— Да, так правильнее всего будет сказать.
— В некоторых ваших песнях отчетливо слышно обвинение в адрес мира индивидуализма, эгоизма, разочарование в нем. Как вы думаете, Россия сейчас на пороге изменений или мы временно солидаризируемся, и потом всё откатится к обособленности?
— Никакие изменения нас не ждут. Мы должны смотреть на реальность, а не на телевизионную картинку, потому что реальность очень отстает от этой картинки, которую нам пытаются показать. И дело даже не в правительстве или спецслужбах. Понятно, там люди сидят своеобразные, но эти люди из нас выходят, они же не с Марса прилетают. И мы теряем сейчас поколение новое. Теряем его неправильным воспитанием, неправильным образованием, полным отсутствием какой-то молодежной политики в стране. Ее реально нет.
Советский Союз чем выигрывал? Всякими там пионерами, сопричастностью. Сейчас каждый сам по себе. Я на днях сидел в торговом центре с женой: сидят две девчонки лет 15−16 и пацан примерно их возраста, и те истории, которые они обсуждали… Я взрослый человек, но такое во взрослом мире не всегда услышишь. Кто с кем спит, кто как с кем спит, где что «вымутить» и так далее.
Я смотрю на них и понимаю, что их родители, скорее всего, просто на работе, у них нет времени заниматься ребенком, а государство не дает возможности достаточно кружков, каких-то организаций. То есть дети предоставлены сами себе. А мы на улицах сейчас имеем что? На улицах мы имеем синтетические наркотики, в интернете — полный беспредел. Я еще думал, что в 90-х был беспредел, но сейчас весь этот беспредел ушел в интернет. Всё, что они читают, видят, слышат — они впитывают, и в итоге что мы получим из этих людей?
Хороших будут уничтожать более сильные и сжирать их просто, морально ломать их, а плохие будут расти. В итоге мы придем к тому, что эти плохие рано или поздно вырастут, окрепнут, станут сильными и добро они в мир не принесут.
— Что вы можете сказать об украинских исполнителях, ваших коллегах, сейчас, во время СВО? В одном из интервью вы говорили об агрессивных выпадах Макса Барских, а кто повел себя достойно? Вы общаетесь с кем-то?
— Честно, я могу вам сказать так: Макс Барских [Николай Бортник] — какой он украинский артист? Вся основная его концертная деятельность была здесь, пел он на русском языке. Такая же история была с Потапом [Алексей Потапенко]. Это же люди, которые весь свой капитал, весь свой хайп получили здесь, в России. И потом эти люди стали вот так относиться к России, оскорблять русских. Причем они не говорили о военных, депутатах или правительстве, они оскорбляли всю страну, абсолютно всех, кто здесь живет, совершенно всех. Это неблагодарность, это свинство, и воспринимать нормально я это не могу.
Адекватно относится к ним я не хочу даже пытаться. Прощать их я не собираюсь. С Максом я переписывался, он говорит: «Я видел, как вы там живете». Что ты там видел? Ты прилетел в город, выступил и уехал, что ты видел в стране?
Что ты вообще знаешь о России? Я понял, что человек живет в своем мире иллюзорном.
— А кроме него вы с кем-нибудь общаетесь?
— Да, но я не буду их называть ради их безопасности, они сейчас живут там. Конечно, я общаюсь, и далеко не все украинские артисты относятся к России плохо, многие просто не понимают, почему так долго, почему уже год прошел и ничего не меняется, почему [Владимир] Зеленский там везде шарится спокойно, ходит, почему в правительстве сидят люди, которые этим всем рулят, и с ними все нормально, а пацаны погибают.
Многие хотят, чтобы уже всё закончилось, был нейтралитет. Им этот Крым не нужен вообще особо. Но я здоровой адекватной реакции в большинстве не видел.
Единственное, что меня радовали поначалу высказывания [Александра] Усика, он высказывался в достаточно правильном формате. Конечно, когда стало уже много погибших, он стал высказываться жестче, и все-равно я вижу, что он старается контролировать, что говорит.
Но многие там не в адеквате находятся. Просто там какая-то, знаете, бесноватость у людей, они сходят с ума, несут какую-то ахинею, вплоть до того, что у нас здесь нет канализации и центрального водоснабжения.
— Что будет в российской культуре после СВО?
— Ничего не будет. У нас либо начнут работать нормально, либо мы снова рухнем.
— Вы имеете в виду развал Советского Союза?
— Да. Я вообще не любитель, когда кого-то запрещают, надо, конечно, по-другому работать, надо смотреть на оппонентов. Не все рэперы или другие артисты, говоря, что в стране есть проблемы, говорят плохо о стране в целом. Часто они говорят именно о конкретной проблеме.
По поводу творчества… Фильмы, вроде, потихонечку начали нормальные снимать.
— Какие, например?
— Например, тот же «Чебурашка» — отличный фильм. Я пошел и удивился — отлично снято. Сейчас выходит фильм, который снимали на МКС [Международная космическая станция], «Вызов». Я видел его рекламу и, судя по ней, это крутой фильм. Еще «Пальма» сняли неплохой фильм про овчарку. Вот у нас там сняли «Аванпост», очень хороший фильм с крутой графикой. Я удивился сначала, что это наши снимали, думал, что не в тот зал пришел. То есть начали потихоньку снимать, а значит начали контролировать выделение денег и куда они деваются. Это правильно, я считаю.
По театрам — конечно, я приветствую самые разные постановки и разные интерпретации каких-то историй, но нельзя перегибать. За театралами тоже надо смотреть, потому театралы персонажами бывают!.. Здесь живут, работают, получают хлеб и все остальное, но притом поливают. И в тоже время нельзя перегибать палку и вечно бегать со всеми этими оскорблениями чувств верующих. Вот как была история с фильмом о Николае Втором, «Матильда». Я посмотрел этот фильм — там ничего такого нет. То есть люди, которые подняли такой сыр-бор, или реально невменяемые, или это чей-то заказ.
Такие инициативы нужно осаживать, но и контролировать. Если мы не найдем эту золотую середину, ничего хорошего не получится. И запрещать все подряд — тоже не вариант. С запретами, они думают, мы вернемся к советскому кино хорошему, но тогда это было актуально, а сейчас — нет. И учитывая количество призывов, вернуться к советским фильмам, я понимаю, что ведь именно эти люди и рулят. Они уже в таком возрасте, когда не воспринимают ничего нового.
Для них все новое — брак, и они все пытаются вернуть нас в то свое представление о Советском Союзе, в свою ностальгию. Они, может, думают, что помолодеют от этого. Я думаю, что все эти процессы будут сложными.
*Лица выполняют функцию иноагентов в РФ.
**Алексей Навальный включен в перечень экстремистов и террористов.