В центре внимания главы государства были внутренние проблемы Штатов, но внешнеполитические вопросы тоже без внимания не остались. В том числе ситуация вокруг Украины.
«(Начало специальной военной операции РФ на Украине. — Ред.) стало испытанием на века — испытанием для Америки, испытанием для мира», — заявил американский лидер.
А кто вынудил Москву начать СВО? Сам Запад, который, как говорил президент РФ Владимир Путин, пытался создать на Украине антироссийский анклав для развала России, для предотвращения этого и началась спецоперация.
Однако в итоге США в меньшей степени, а Европа значительно сильнее пострадали от последствий очередной порции антироссийских санкций и подталкивания Украины к конфликту с Москвой: затруднена доставка ряда товаров, ограничения в потреблении российских нефти и газа спровоцировали энергокризис в ЕС, что влечёт подорожание себестоимости производимой местными предприятиями продукции, рост тарифов на услуги ЖКХ, сокращение расходов на соцобеспечение собственных граждан из государственных бюджетов ради помощи Киеву.
Внутренние проблемы страны Байден попытался оправдать сложившейся геополитической ситуацией и переложить ответственность на Россию.
«Инфляция стала мировой проблемой, поскольку пандемия нарушила цепочки поставок», (а также из-за того, что СВО. — Ред.) нарушила поставки энергоносителей и продовольствия, заблокировала всё это зерно на Украине», — утверждает президент США.
Только ленивый на Западе не обвинял Россию в том, что специальной военной операцией она якобы провоцирует мировой голод, блокируя в украинских портах пшеницу и кукурузу, хотя на самом деле экспорту зерновых препятствовал Киев.
К тому же предупреждения об угрозе глобального продовольственного кризиса звучали ещё до 2022 года, так, о возможности «голода библейского масштаба» исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли говорил в 2020-м, называя среди причин конфликты, экстремальные погодные явления и экономические потрясения.
Тем не менее для недопущения голода в самых уязвимых регионах представители РФ, Украины, Турции и ООН подписали 22 июля прошлого года в Стамбуле зерновую сделку, но, вопреки заложенной цели, бóльшая часть продовольственного зерна была отправлена не в бедные страны, а в ЕС и Великобританию: 3% против 47%, уточняет МИД РФ.
При этом вторая часть сделки, предусматривающая беспрепятственный экспорт российских удобрений, до сих пор не выполнена.
Что касается поставок энергоносителей, Запад и прежде всего США сами постарались прервать их. Чего стоит одна только история с «Северным потоком — 2», который полностью построили и оставалось лишь повернуть вентиль для запуска в эксплуатацию, однако под давлением американцев власти Германии отозвали лицензию в последний момент.
К тому же не исключено, что за диверсиями на обоих «Северных потоках» может стоять Вашингтон, по крайней мере, как пишет газета The Times, немецкие следователи допускают, что взрыв осуществило западное государство для последующего обвинения России.
«Но мы (США. — Ред.) сейчас в лучшем положении, чем любая страна мира. В нашей стране инфляция снижается», — поспешил заявить Байден, добавил, что стоимость бензина уменьшается.
Впрочем, позже лидер республиканского большинства в палате представителей Стив Скализ, ссылаясь на реальное положение дел в стране и экономические показатели, указал на противоречие в словах Байдена об успехах: «Результаты говорят сами за себя. Инфляция устремилась в небеса, цены на бензин выросли на 40%, преступность вышла из-под контроля, границы широко открыты».
Инфляцию же в Соединённых Штатах, как объяснил политический деятель Роберт Кеннеди, племянник 35-го президента США, на самом деле подстегнула масштабная помощь Украине.
«Откуда идёт инфляция? Они напечатали $ 16 триллионов, чтобы оплатить локдауны, и должны были напечатать $ 100 миллиардов на поддержку Украины. У нас не было таких денег, и бедные люди, средний класс, платят за это через налоги», — говорил он двумя днями ранее в интервью независимому информационно-аналитическому видеошоу в интернете Ким Айверсен.
В целом в речи Байден четыре раза произнёс фамилию Путина, слово «Россия» — ни разу (для сравнения, в прошлогодней речи, прозвучавшей 1 марта, Россия и её лидер упоминались аж 30 раз), «Украина» и «украинский» — 3, даже «Китай»гораздо чаще — 6.
На выступление президента Белый дом пригласил в конгресс 26 гостей, в том числе посла Украины в США Оксану Маркарову.
«Она представляет не только свою страну, но и мужество своего народа. Америка едина в нашей поддержке вашей страны. Мы будем поддерживать вас столько, сколько потребуется», — заявил Байден, обращаясь к ней.
Только вот Америка совсем не едина в поддержке Украины, как утверждает президент, что накануне ярко подтвердила газета The Washington Post, приведя результаты нескольких опросов, продемонстрировавшие недовольство Республиканской партии излишней поддержкой Украины в ходе СВО.
Так, 63% республиканцев против увеличения финансирования и поставок оружия Киеву (за — 32%), их вера в победу Украины в противостоянии с Россией ослабевает (42% представителей партии считают, что Украина выиграет, 43% — что проиграет).
Вишенкой на торте стало исследование Института Гэллапа — 41% республиканцев предпочли скорейшее завершение украинского конфликта, даже если Киеву придётся уступить России занятые ею регионы, хотя с небольшим перевесом большинство членов партии выбрали вариант и дальше поддерживать усилия Украины по освобождению территории.
Себе в заслугу Байден, выступая в конгрессе, поставил объединение западного сообщества для поддержки Украины.
«Мы объединили НАТО и создали глобальную коалицию (для противодействия российской СВО. — Ред.). Мы были вместе с украинским народом», — заявил президент.
Ну как создали… Вынудили своих партнёров по интеграционным объединениям — НАТО, G7, — не входящие в них государства ЕС и страны, не способные противостоять давлению извне, поддержать американскую позицию по украинскому вопросу.
Тем не менее нашлись политические лидеры, не побоявшиеся пойти против, назвать истинным виновником конфликта на Украине Запад и лично США, постараться сохранить сотрудничество с Россией. А среди тех, кто вступил на путь помощи Киеву, чем дальше, тем больше силятся разногласия, прежде всего по поводу типов и количества предоставляемого ВСУ вооружения.
Загвоздка заключается ещё и в том, что, отдавая оружие, снаряды, боеприпасы украинской армии, западные страны опустошают запасы собственных армий, тем самым снижая национальную боеспособность.
Спустя несколько часов республиканцы выступили с речью, ставшей ответом на ежегодное послание Байдена, озвучить её партия доверила губернатору штата Арканзас Саре Сандерс, бывшей пресс-секретарём Белого дома в период президентства Дональда Трампа.
«За пределами наших границ — от Афганистана до Украины, от Северной Кореи до Ирана — слабость президента Байдена подвергает риску нашу страну и мир.
<...> Разделительная линия в Америке ныне пролегает не между правыми и левыми. Выбор стоит между нормальным и безумным. Байден и демократы провалились. Вы знаете это, и они знают это. Пришло время перемен», — заявила она в телеобращении.
Сандерс заявила, что не поверила практически ничему сказанному Байденом.
В свою очередь, член палаты представителей республиканка Марджори Тейлор Грин посредством Twitter упрекнула американского президента в многомиллиардной помощи Украине.
«Байден любит защищать границу Украины, но отказывается сделать что-либо, чтобы остановить поток в США производимого в Китае и импортируемого мексиканскими картелями фентанила, каждый день убивающего американцев. Террористы пересекают нашу границу. А он хочет продолжать отправлять миллиарды каждый месяц на Украину», — написала Грин.
С удовольствием разразился бы твитами и Трамп, но ему в микроблог вход закрыт, поэтому отреагировал на выступление своего преемника в своей социальной сети Truth Social: «У нас не было бы войны с Россией и Украины, если бы я был президентом. Я мог бы закончить это за 24 часа — это то, что должно произойти!»
Эту фразу бывший американский лидер произносит не впервые, и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков с Трампом согласился: если бы президент США действительно захотел положить конец украинскому конфликту, то мог бы сделать это очень быстро — не за день, не за два.
Достаточно соответствующего указания, но нынешняя администрация Белого дома не хочет использовать находящийся у неё в руках ключ от киевского режима.