Вашингтон планирует передать Украине самонаводящиеся ракеты GLSDB с дальностью в 150 км. Идут разговоры о поставках истребителей F-16. Украинские власти также просят у США армейский тактический ракетный комплекс ATACMS с дальностью действия до 300 км.
Ранее Пентагон уже сделал заявление о том, что поддержит "украинцев в возвращении своей территории любыми средствами и любым оружием, которое они используют".
— Дмитрий Витальевич, о чем говорит планируемая передача дальнобойных ракет, истребителей, танков и других вооружений Украине?
— Эскалация набирает свои обороты шаг за шагом, потому что Запад горит сумасшедшим желанием выиграть этот прокси-конфликт, как минимум нанеся большое поражение России. С этой целью Украине передаются всё более и более сложные виды вооружения.
По факту мы имеем решённый вопрос с поставками лёгкой и тяжёлой бронетехники: БМП, БТР и танки. Это говорит о том, что ВСУ будут формировать некий ударный кулак – для контрнаступления или наступления.
По моим предположениям, все бронемашины и танки, которые передают Киеву, фактически соответствуют трём бригадам: двум механизированным и одной бронетанковой. Из них будет сформирован целый корпус [ВСУ], воюющий только на иностранной технике.
Естественно, вся эта бронетехника не может действовать в отрыве от других средств и сил ВСУ. Необходимы средства ПВО, средства дальнего поражения для ударов по путям снабжения и центрам управления войск противника – то есть нас.
Для этой цели, для поражения путей снабжения, штабов, центров управления, складов с боеприпасами, передаются не ракеты большой дальности, а планирующие бомбы наземного старта (GLSDB – Ground-Launched Small Diameter Bomb) производства Boeing, которые летят до 150 км.
Их хотели списать, и тогда в сотрудничество с другими военными компаниями к этой бомбе прикрепили реактивный двигатель и поместили её в установку HIMARS.
То есть получилась небольшая ракета, которая выкидывает бомбу на высоту, а дальше она раскрывает крылья и планирует. Такие снаряды неприятны тем, что могут лететь по сложной траектории и подходить к цели сзади, что значительно усложняет работу ПВО.
Это, конечно, не тактические ракеты ATACMS, которые имеют дальность и мощность заряда побольше, но все же.
Второй неприятный момент заключается в том, что стоят такие летающие бомбы дешево. Цена ATACMS около $1 миллионов долларов, а ракет GLSDB– примерно $150-170 тыс. И их достаточно большое количество [у Запада].
Планируемое снабжение ВСУ всеми этими вооружениями, в том числе самолетами (если Франция действительно расщедрится), говорит о том, что готовится хорошая войсковая операция всеми силами и средствами Украины и Запада. С мощной поддержкой авиации и артиллерии.
Чем дольше идет СВО, тем больше становится дальность ракет, поставленных ВСУ.
Из США выехали дополнительно 60 БМП Bradley – это серьёзное оружие. Огромное количество натовской техники находится на границе с Польшей – возможно, тоже уже перетекает на Украину из первой кавалерийской дивизии.
Речь идет не о том, что, вот, держите немного танков, немного ракет и как хотите интегрируйте их в украинское военное искусство. ВСУ готовятся воевать полностью по стандартам НАТО, по кальке, которая существует у альянса для ведения серьёзных боевых действий.
— Означает ли это перенос боевых действий на территорию России?
— Смогут ли они бить по нашей территории, я не знаю. Здесь, конечно, всё зависит от нашего военного и политического руководства – как будут проведены очередные красные линии. Будет ли какой-то мощный адекватный ответ или их будет множество.
Мы уже один раз продемонстрировали ВСУ применение "Кинжала", который разрушил атомное хранилище, причем – обычной боеголовкой. Нам есть чем ответить, есть что разрушить. Но пока Россия ведет сдержанную политику, грубо говоря, позволяя противнику двигаться дальше и дальше.
Исторически, если прокси-война выходит на чью-то территорию, ее принято выносить на обратную территорию. Если предположить, что украинцы американским оружием будут бить по России, в этой ситуации нормальная реакция – найти способ ударить российским оружием по базам США, необязательно на их территории.
— Насколько серьезно вооруженные силы России могут изменить стратегию спецоперации и тактику боевых действий в связи с планируемым наступлением ВСУ с новым оружием? Ведь и враг будет менять тактику тоже.
— Тактика у врага – обычная. Такая же, как была раньше при наступлении под Харьковом. Хотя там она носила характер более лёгких мобильных групп – так называемая тактика тысячи порезов.
Бригады механизированных "Страйкеров" работают так же: это быстрые мобильные группы, которые в том числе проводят разведку, выдают целеуказания и тому подобное.
Я хочу сказать, что танки и БМП не пойдут маршем по территории к фронту – так уже давно никто не воюет. Поэтому глобальных изменений не будет, но усиления боевых действий ожидать можно.
Как к этому готовятся у нас. Во-первых, прежде всего в спокойной обстановке подготовили мобилизационный резерв – 300 тысяч солдат. Это очень серьёзная цифра. Во-вторых, на фронт эшелонами идёт военная техника, танки. Предприятия Ростеха работают в три смены 6 дней в неделю – работа ведётся, работа серьёзная.
Поэтому я думаю, что мы не будем испытывать недостатка в оружии. Что же касается стратегических тактических решений, то, надеюсь, что все будет хорошо.
Многое зависит от того, как поведут себя наши ВС РФ. Пока что мы наступаем, рубежи отодвигаем, идет массовое артиллерийское подавление ВСУ, что немаловажно. У нас есть временной лаг до мая месяца. Раньше ВСУ сформировать мощные ударные подразделения не смогут.
— Украина просит НАТО передать ей ядерное оружие. Недавно в США заявили о готовности применить такого рода оружие для защиты Южной Кореи. США, как ранее сказал Йенс Столтенберг, не позволят России победить на Украине. Может ли Вашингтон пойти на использование ядерного удара против России руками Украины?
— Нет и нет. Против Кореи США ядерное оружие тоже не применят. Это политическая игра.
Расскажу более подробно о том, как в Америке, Китае и России подходят к этому вопросу. Например, Москва и Пекин могут применить ядерную бомбу, если ударили по ним.
Грубо говоря, первый вариант – ракеты упали на нашей территории; второй – снаряды летят к нам (это называется встречный удар). Третий вариант – когда война идет обычными средствами, но результаты ее привели к реальной угрозе существования государства, например, враг стоит под Москвой.
Там есть оговорки, в случае, когда идут попытки нанесения ударов в том числе обычным оружием по компонентам ядерного сдерживания (подлодки, самолёты, пункты управления), что, кстати, было уже сделано.
У американцев их доктрина действует иначе. Концепция Вашингтона, в отличие от доктрин Китая и России, предусматривает нанесение превентивного ядерного удара. Например, бьемся мы бьемся обычным оружием, но нам что-то не нравится – давайте, пожалуй, применим ядерную бомбу.
Причем сделать они это могут как бы наперед. То есть им никто конкретно не угрожает, но они где-то ведут свою военную кампанию, которая на их взгляд не очень удачно складывается. И тогда они реализуют свое право применить ядерное оружие. Такая, скажем, гиперагрессивная доктрина у США. Такого нет ни у кого, кроме них.
Но Америка очень чувствительна к собственным поражениям. Война никогда не шла на территории США – обычно гробы [американских солдат] привозили только откуда-то.
Если говорить про лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, то с ним шутки плохи, у него есть испытанное ядерное оружие, есть баллистические ракеты. Более того, на ближайшее время запланирован запуск корейской ракеты, которая закидывает на стратегическую дальность 3-4 тонны боеголовок.
То есть там может быть такое количество боеголовок, что разнесет половину Соединённых Штатов. При этом КНДР не ограничена никакими договорами. Доктрина республики предусматривает, что все решения относительно ядерного оружия решает Ким Чен Ын, у него кнопка.
Для понимания, в России и США президенты просто так не могут нажать кнопку – это решение принимается коллегиально. А Ким Чен Ын может. Ядерное оружие Северной Кореи даже при наличии американских ПВО по прикидкам разных специалистов может разнести половину Америки. Однозначно исчезнут военные базы на острове Гуам и Гавайях.
Поэтому говорить американцы могут что угодно, но воевать с Северной Кореей они не будут.
— Какой сценарий применения ядерного оружия в рамках украинского конфликта возможен?
— Мы, как я уже сказал, пока ведем очень сдержанную политику, отрицаем применение ядерного оружия, в том числе просто так. Хотя США нас постоянно подталкивают к этому, дескать, русские сейчас применят тактические ядерные бомбы.
Мы, конечно, очень сдержанные люди, но я думаю, что возможно, через какое-то ограниченное время будут внесены поправки в нашу доктрину, которые предположат, что корень всех бед – США.
По ядерному оружию Россия – страна номер один на планете, потому что оно у нас, в отличие от США, новое. У Америки в хорошем состоянии только подводные лодки находятся, а наземная часть триады – в достаточно в плохом состоянии (я имею в виду минитменов).
Бомбы, которые расположены в Европе, тоже не в очень хорошей кондиции с точки зрения модификации носителя. Поэтому если США решит атаковать ядерным оружием даже в рамках прокси-войны, ответ России будет смертельным.
Сравните карты Америки и России по плотности населения. У Соединённых Штатов – 70% населения сконцентрировано вдоль двух побережий. У нас же концентрация людей в европейской части России – гораздо меньше. Точно так же сосредоточен экономический потенциал.
Получается, чтобы уничтожить экономический потенциал и нанести максимальный ущерб США, России нужно гораздо меньшее количество зарядов, чем понадобится американцам для удара по нашей рассредоточенной стране. Можно снести европейскую часть России, но сложно будет поразить слишком большие расстояния Сибири – бомб не хватит, грубо говоря.
У нас в этой ситуации определенное преимущество и риск. Американцы – бешеные, но не дураки. Для них война – это бизнес, они неплохо зарабатывают на этом. Но проблема в том, что мертвым деньги не нужны.
В случае передачи ядерного оружия Украине, США нарушат кучу договоров, в том числе о нераспространении вооружений такого рода, под которыми подписались. Америка сейчас уже на эту тему сильно нервничает, просит Россию продлить действие по договору СНВ, приглашает инспекторов к осмотру.
[СНВ-III – договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, в том числе ядерных вооружений]
— Отдельные российские эксперты призывают к применению тактического ядерного оружия в конфликте с Украиной. Однако многие люди даже не представляют себе, что это такое и зачем это надо. Расскажите, пожалуйста.
— Объясню в двух словах. Есть просто снаряд, а есть тактическая бомба, у которой мощность – 50 килотонн. Мощность взрыва до воздействие ударной волны падает обратно пропорционально квадрату расстояния. Соответственно, в зоне одного километра всё разнесёт, через два километра слегка потрепет, в зоне трех километров не будет ничего.
Это оружие предназначено для уничтожения групповых целей. Например, идут танки на марше, целая бригада идет немецкой свиньей – это цель для тактического ядерного оружия.
Сейчас современные танки или войска ездят рассредоточено. Смысл современной войны – это рассредоточение. Для поражения тактической бомбой это неудобно: будет затрачено много энергии на выходе, а достигнутых целей будет мало. Получается, бить ядерным оружием по рассредоточенным целям – что стрелять из пушки по воробьям.
Поэтому смысла в применении тактического ядерного оружия с военной точки зрения нет. С другой стороны, это может вызвать огромный политический резонанс, и от нас отвернутся союзники, те же Индия с Китаем.
Возвращаясь к фразе Ллойда Остина [о применении ядерного оружия в Корее], я думаю, она прозвучала в рамках того, что США сейчас вывозят свои артиллерийские запасы из Израиля на случай войны на Ближнем Востоке, из Южной Кореи – на случай конфликта с Северной Кореей. Это делается с достаточной степенью публичности, потому что такие огромные вооружения не скроешь.
Возможно, это было сделано для некоего такого успокоения Южной Кореи – не бойтесь, что увозим от вас оружие, мы всё равно будем вас защищать и если что хлопнем нейтронной бомбой. Дураку понятно, что не хлопнут, потому что американцы всегда "кидают" своих союзников, как только возникает опасность для США.