Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Валентин Владимирович, начнем с защиты осужденных киевским режимом. Есть ли вообще какие-то шансы на справедливость для них до нашей победы?
– К сожалению, я вынужден признать, что шансов на справедливость у наших военнопленных и у осужденных граждан Украины, которые осуждаются по политически мотивированным уголовным делам, нет.
Мы наблюдаем тотальное нарушение прав человека на территории Украины, поэтому говорить о том, что люди могут пользоваться достаточно качественной защитой адвокатов, и рассчитывать на оправдательные приговоры в суде не приходится.
– Что до тех, кто был осужден - гражданские активисты, правозащитники, журналисты - может быть, Европа могла бы помочь?
– К сожалению, очень много людей с начала СВО попали в тюрьмы, попали в следственные изоляторы Украины, и эти люди получали подозрения в коллаборационистской деятельности. Кстати, ваш покорный слуга также имеет подозрение в коллаборационистской деятельности. Очень многие люди получили подозрение в государственной измене.
Хочу отметить, что по этим обвинениям сроки заключения достаточно серьезные, поэтому люди находятся в местах лишения свободы, в местах предварительного содержания без возможности выйти на свободу. Многие из них уже получили приговоры и отправились отбывать наказание.
Мною был создан, еще с одним моим коллегой, очень интересным человеком, Международный фонд защиты соотечественников - в виде интернет-сайта, на котором мы собираем и публикуем списки тех людей, которые находятся в плену, в тюрьме.
Эти списки мы передаем [омбудсмену РФ] Татьяне Николаевне Москальковой для того, чтобы она имела представление о том количестве людей, которые находятся сейчас в сложном положении в Украине. И, возможно, при каких-то переговорах использовала данные списки для того, чтобы понимать, каких людей нужно забирать.
К сожалению, рассчитывать на справедливость для этих людей в Украине не приходится. И пока Российская Федерация не закончит данный конфликт победой, то есть, не изменит режим, который сейчас на территории Украины – нам, к сожалению, не приходится рассчитывать на справедливость на этой территории.
– К слову – об обменах. Насколько сложно добиться включения человека в списки на обмен украинской стороны. Многие еще с периода АТО сидят, с начала кампании, и почему-то никак не попадают в эти списки.
– Сейчас я хочу сказать о том, что гражданские лица фактически не попадают в списки на обмен. С началом проведения СВО обмены мы, как правило, наблюдаем только военнопленными, то есть, лицами, которые удерживаются сторонами конфликта, непосредственно участвующими на линии боевого соприкосновения.
Мы видели много обменов военнослужащими, раненными военнослужащими, возможно, теми людьми, которые выполняют боевые задачи в зоне СВО. Однако обмены гражданскими не проводятся.
К сожалению, это позиция украинской стороны. Мы с вами наблюдаем очень интересные загадочные формулы обмена, когда мы вынуждены, я имею в виду Россию, отдавать большее количество людей для того, чтобы получить меньшее количество. Однако это все тонкости процесса.
Самое главное здесь, что гражданскими лицами фактически стороны не обмениваются. И это связано, скорее всего, с тем, что Украина не желает никаких уступок делать Российской Федерации. Те лица, которые гражданские задерживаются, они, к сожалению, вынуждены отбывать наказание и в обмены не попадают.
Хотя, если мы вспомним начало этой всей трагедии – 2014 год, то в определенный период достаточно активно проходили обмены гражданскими лицами, и ДНР и ЛНР включали такие людей в списки на обмен.
Я общался с [омбудсменами ДНР и ЛНР] Дарьей Морозовой, с Ольгой Кобцевой, они достаточно успешно проводили такие обмены, и обмены именно теми лицами, которые находились в условиях заключения в Украине. Естественно же, на Украину отправлялись те ребята, которые воевали против нас.
– Какие есть проблемы при фиксации военных преступлений и при фиксации нарушений? Обращение с нашими военнопленными не просто оставляет желать лучшего, а является, по сути, военным преступлением.
– Да, к сожалению, вынужден отметить, что украинская сторона, по сути, зверски относится к нашим ребятам, которые попадают в плен. Никакие конвенции Украиной сейчас как таковой не соблюдаются.
Для украинских военнослужащих жизнь и здоровье наших ребят не имеет никакой ценности. Я говорю не о боевой обстановке, я говорю о том, когда люди уж попадают в плен, не имеют при себе оружие и по сути не представляют опасности для противоборствующей стороны.
Мы прекрасно понимаем, что по международным конвенциям четко определено отношение к таким людям. Они могут содержаться в условиях заключения под стражу, в условиях ограничения свободы, однако минимальное отношение человеческое к ним гарантировано теми сторонами, которые подписали конвенцию, в том числе и Украиной.
Этого мы не наблюдаем с начала СВО, и это говорит о том, что, к сожалению, Украина сейчас представляет собой действительно достаточно серьезную угрозу для всего мира - в плане выполнения обязательств, на которые она подписалась в правовом поле.
По поводу фиксации военных преступлений, которые совершаются в отношении военнопленных – здесь момент достаточно сложный, поскольку данные преступления совершаются на территории, которая находится вне досягаемости для правовых, правоохранительных органов. Фиксации, скорее всего, проводится возможными подручными средствами. Мы о совершенных преступлениях узнаем из видео, как правило, которые попадают в сеть.
В данном случае нужно фиксировать те улики, которые есть на видео. В дальнейшем проводить опросы тех свидетелей, которые находятся на видео, и естественно, собирать информацию, передавать ее в Следственный комитет РФ и там ее уже определенным образом квалифицировать и выводить определенные материалы.
К сожалению, до окончания горячей фазы конфликта, до нашей победы - привлечь к ответственности кого-либо за совершенное преступление, не удастся.
– Мобилизация на Украине. Сколько законов нарушается при подобной раздаче повесток? И как можно уберечься от незаконной мобилизации?
– Такая ужасная раздача повесток, которые мы наблюдаем сейчас на территории Украины, является античеловечной по своей сути. Много видео мы наблюдаем уже не только о вручении повесток, а о вооруженном захвате людей на улицах, в домах, в зданиях - и о препровождении этих людей якобы на воинскую службу.
Естественно, это является античеловечным, нарушает целый ряд законов и Конституцию Украины, однако там уже не имеет значения для власти, каким образом будет поставлен в строй тот или иной человек. Задача - собрать как можно больше живой силы для того, чтобы удержать фронт или закрыть бреши во фронте.
Естественно, такая раздача повесток не может не вызвать и общественный резонанс. Мы уже видим, что достаточно большая часть общества в Украине протестует против проведения боевых действий, против раздачи повесток.
Единственный способ уберечься от этого – это, наверное, спрятаться, и не попадаться на улице тем людям, которые разносят такие повестки. К сожалению, другого способа нет.