ЕС действительно трясёт кризис, причём одним из поводов проявления кризисных явлений служит отношение к Украине.
После неудачной встречи в рамштайновском формате, на которой не удалось согласовать поставки на Украину уже обещанных танков, польский премьер Матеуш Моравецкий дал интервью Польскому агентству печати (22 января), в котором подверг Германию резкой критике: "отношение Германии неприемлемо. Прошёл почти год с начала войны. Что ещё нужно немцам, чтобы увидеть и начать действовать в соответствии с потенциалом немецкого государства?"
Моравецкий также сказал:
- Именно Польша, в сотрудничестве с США, создала коалицию европейских стран, которые присоединились к оказанию помощи Украине.
- "И как раз тогда, когда кажется, что ситуация в вопросе тяжёлого вооружения для Украины меняется к лучшему, в дело вступает Германия и ставит вопрос под сомнение". А всё почему? Потому что Германия в течение многих лет проводила политику сближения с Россией…
- "Украина и Европа выиграют эту войну – с Германией или без неё. Однако именно от Германии зависит, захочет ли она присоединиться к миссии остановить варварство России или будет пассивно наблюдать за происходящим, обрекая себя на то, чтобы быть записанным не на той стороне истории".
- "Я хотел бы услышать чёткое заявление о том, что Берлин поддерживает их (танков – Авт.) отправку" (что характерно, соответствующее заявление Анналены Бербок воспоследовало, а Владимир Зеленский обиженно ответил, что поставка нескольких десятков танков вопроса не решит).
- "Мы будем создавать "меньшую коалицию" стран, готовых пожертвовать часть своего современного оборудования, современных танков Украине".
Возить немцев лицом по столу можно безвозбранно – достаточно вспомнить, сколько они стерпели унижений от украинской "дипломатии". Но в выступлении Моравецкого содержатся два момента, которые нам представляются принципиально важными.
Во-первых, указание на то, что Германия может быть объявлена "союзником" России, что, само по себе, может иметь самые разнообразные последствия. Вплоть до введения санкций и исключения из Евросоюза. Выглядит дико (особенно последнее – юридического механизма исключения страны из ЕС не существует), но мало ли диких вещей мы видели за последние годы?
Во-вторых, на фоне причисления Германии к числу союзников "империи зла" создание "меньшей коалиции" выглядит как создание альтернативного ЕС – с Украиной, но без Германии.
Само собой разумеется, демарш Моравецкого объясняется польско-немецким конфликтом (Польша продолжает требовать от Германии репараций за II Мировую войну), а также общей вредностью поляков, но скорее всего, замысел ещё более широкий.
Польша является проводником интересов США в ЕС, а украинский кризис даёт шанс на глубокую реконструкцию союза. Скорее даже его разрушение – разделение на "Восточноевропейский союз", в котором ключевую роль будет играть Польша, и членом которого будет Украина. При этом индустриальное ядро ЕС либо рассыплется, либо станет Западноевропейским союзом. Понятно, что жизнь в бедном ВЭС будет так себе, отсюда требования репараций за II Мировую и, возможно, за поддержку России (стремительный манёвр Эммануэля Макрона может означать, что он таки тоже в курсе возможности такой перспективы). В смысле, если Германия уйдёт из ЕС, это не избавит от необходимости его содержать. "Даже здесь нам не удается избежать репараций, Отто", – говорит бывший унтер-офицер вермахта Фриц Гейгер у Стругацких, в гораздо более фантастической ситуации (ему предложили финансово поучаствовать в организации дружеского застолья).
Возможно, предложенная реконструкция слишком хитрая, но в любом случае, в ЕС из-за украинского вопроса развивается кризис, который может привести к его распаду, а это ещё более подорвёт конкурентоспособность европейской промышленности. Германия ведь не только кормит ЕС, но и получает от него что-то, а какие последствия может иметь отказ от общей кредитно-денежной политики мы помним по опыту распада СССР.