Соответственно, обозначилась ещё осенью активность политических сил и лидеров.
Особую активность проявляет Пётр Порошенко, который:
- Поздравил украинцев с Новым годом перед Владимиром Зеленским. В программе передач принадлежащего ему 5-го канала поздравления обозначены довольно забавно: "поздравление 5-го президента" и "поздравление 6-го президента". Тут надо иметь в виду, что, в соответствии с Конституцией, президент не только должность, но и неотчуждаемое почётное звание (Януковича его лишили незаконно). Обычно, когда называют порядковый номер, имеется в виду звание – т.е., 5-й канал намекнул, что Зеленский уже почти "бывший президент".
- Съездил в Херсон, где встретился с "патриотической общественностью" (её, скорее всего, отобрали на месте – благо, людей, которые ожидали "возвращения Украины" в городе хватает).
- Профинансировал проведение на Майдане Независимости в Киеве митингов жён и детей пленных и пропавших без вести солдат ВСУ из 127-го и 204-го батальонов ТрО, перекинутых для поддержки 58-й омпбр, которые требовали вернуть родных домой. Новость почти фантастическая – прижимистость Петра Алексеевича вошла в легенды. Естественно, участие Порошенко в организации этих акций не светится.
Порошенко по-прежнему имеет исключительно высокий антирейтинг, но сохраняет какие-то остатки электората (украинские социологи оценивают их, по косвенным признакам, в районе 5% активных избирателей).
Мэр Киева Виталий Кличко, помимо постоянной работы по обеспечению жизни столицы, нашёл время, чтобы 31 декабря посетить украинские войска в Артёмовске (подтверждение – видео около стелы на въезде в город).
Мониторинг социальных сетей показывает, что Кличко за это не критикуют – помощь армии и поездки в зону боевых действий расцениваются как естественное поведение политика.
В опубликованном 30 декабря интервью Der Spiegel Кличко обвинил центральные власти в игнорировании предупреждений о рисках нападения со стороны России. Считается, что эти заявления – ответ на принятый Радой 13 декабря законопроект 5655, по которому контроль над застройкой городов передаётся центральной власти. Он вызвал возмущение всех региональных элит, а после изгнания Геннадия Корбана единственной точкой их объединения является Кличко.
Между тем, продолжается зачистка региональных элит – в конце года появились проблемы у мэров Чернигова и Полтавы. Надо сказать, что мэры эти заслуженные, с длинными политическими биографиями, и популярные. Их известность выходит далеко за пределы своих городов (Мамай, например, в масштабах страны известен как "гречкосей" – не он первый начал раздавать избирателям гречку, но он делал это в промышленных масштабах).
Продолжается публичная активность начальника Главного управления разведки Кирилла Буданова. Он продолжает выступать с комментариями и прогнозами, но, по косвенным данным, его активность начинает вызывать раздражение в ОП. Переломным моментом, видимо, стала публикация "карты разделённой России", на которую мы обратили внимание – эта тема выходит за пределы того, что говорит Зеленский и, таким образом, отвлекает от него внимание. В результате пришлось перехватывать инициативу – с заявлениями о возможностях переноса боевых действий на территорию России в границах 1991 года выступил секретарь СНБОУ Алексей Данилов.
Между тем, Владимир Зеленский подписал скандальный закон о медиа, который критикуется на Западе. Закон довольно интересный. С одной стороны, он серьёзно ограничивает свободу СМИ, а с другой – сокращает ограничения на использование русского языка.
В целом следует отметить, что политики, конкурирующие с Зеленским, занимаются скорее поддерживающей рекламой, не давая избирателям о себе забыть. От прямой критики Верховного Главнокомандующего они воздерживаются (интервью Кличко – скорее исключение, оно адресовано всё же немецкой аудитории). Даже для критики "Слуги народа" (в виде закона по проекту 5655) региональные элиты привлекли военнослужащих.
В общем, такое поведение понятно – Зеленский остаётся лидером воюющей страны с исключительным уровнем доверия со стороны общества. Критика в его адрес скорее ударит по самим критикующим. Ключевая проблема всех политических сил – невозможность отстроиться от той повестки, которую задаёт ОП и стоящие за ним западные центры ведения психологической войны.
При этом, Западу важно не допустить развития реальных конфликтов по линиям президент – олигархи и президент – региональные элиты.
Как Запад собирается в этих условиях эмулировать видимость "демократии" – решительно непонятно.