«Западники затеяли шумиху в Совете Безопасности ООН в связи с якобы имевшими место поставками иранских беспилотников в Россию. Как водится, все в стиле highly likely. Фактов привести не могут, да и не пытаются», — сказал Лавров, отвечая на вопрос журналистов.
В последние дни уходящего года украинские спикеры активно форсируют тему иранских дронов, стараясь усилить внешнеполитическое давление на Тегеран по линии международных организаций. Представители официального Киева недвусмысленно призывают Запад к ударам по промышленной инфраструктуре Исламской республики.
Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк недавно потребовал ликвидировать иранские военные заводы, где налажено изготовление дронов, и арестовать причастных к этому производству поставщиков.
«Иран, планирующий увеличить поставки ракет, беспилотников для России, нагло унижает институт международных санкций… Важно отказаться от неработающих санкций, недействующей концепции резолюций ООН и перейти к более действенным инструментам — ликвидации заводов, аресту поставщиков», — написал Подоляк в твиттере.
Эти угрозы вызвали в Иране немедленный ответ со стороны пресс-службы Министерства иностранных дел.
«Мы подчеркиваем, что обвинения против Ирана и других стран, безусловно, не помогут украинскому народу и лидерам… Мы считаем безответственной угрожающую риторику, от какого бы органа она ни исходила, и возлагаем ответственность за юридические и политические последствия таких заявлений на правительство Украины», — высказался об этом официальный представитель МИД Исламской республики Насер Канаани.
Остальные иранцы высказывались по этой теме в более недипломатическом духе, предупреждая о последствиях военных провокаций на территории их страны.
«Советник Зеленского хочет атаковать иранские заводы по производству БПЛА. Малейшее действие, угрожающее безопасности иранского народа, вернет Киев в доиндустриальную эпоху», — заявил иранский политический обозреватель Реза Аббаси.
Впрочем, несмотря на обмены резкими фразами в соцсетях, бомбардировки Ирана представляются пока маловероятными. Потому что это приведет к очередной большой войне на Ближнем Востоке, резко усиливая глобальную нестабильность, вместе с прогрессирующей рецессией в мировой экономике.
По мнению большинства аналитиков, в случае американского удара Тегеран заблокирует морское сообщение в Ормузском проливе, что приведет к моментальному подорожанию энергоносителей.
Мировые цены на нефть и газ вырастут в несколько раз. А такой сценарий менее всего выгоден сейчас США и Европе. Потому что он подорвет попытки контролировать ценообразование на нефтяном и газовом рынках, одновременно усиливая инфляцию.
Конфликт может разрастись на многие страны. Исламская республика потенциально способна ответить на американские авиационные атаки асимметричными ударами по американским войскам, которые расположены в Ираке, Сирии, Саудовской Аравии и Бахрейне.
А руководство Израиля воздерживается от бомбардировок иранских заводов не в силу доброй воли, а из опасений ответных обстрелов с территории Ливана и Сектора Газа.
Однако Вашингтон наверняка попытается повлиять на производство иранских дронов с помощью других, невоенных средств.
Как написала газета The New York Times, представители американской разведки представили в Белом Доме специальную программу, направленную на то, чтобы лишить Иран возможности производить беспилотники.
По сообщению издания, в ходе изучения обломков иранских дронов американские специалисты обнаружили в них микроэлектронику, изготовленную на территории США. И теперь американцы попытаются перекрыть каналы, по которым она доставляется на заводы Иранской республики.
Реалистичность подобных планов является для специалистов неочевидной. Они признают, что Иран давно научился жить в условиях санкционной блокады Запада, наладив различные каналы для поставок необходимого оборудования и ресурсов, получая их через посредничество дружественных государств.
Ведь не секрет, что США годами пытались заблокировать эти источники, но так и не достигли в этом больших успехов.
Технологические возможности иранской промышленности только возросли, и она явно не сидит на голодном пайке. Это подтверждают сами американцы.
Телеканал CNN сообщил, что Иран якобы собирается передать Москве около тысячи единиц современных вооружений. Причем в их списке были указаны не только беспилотники, но и баллистические ракеты класса «земля — земля» и ударные беспилотники.
Согласно утверждениям британского информационного агентства Reuters, эти поставки были согласованы на уровне первого вице-президента Ирана Мохаммада Мохбера, который посетил с визитом Москву, и Россия может получить от Тегерана баллистические ракеты повышенной точности — включая Fatah-110 и Zolfgar, которые считаются наиболее эффективными в иранском ракетном арсенале.
Подобная информация вызывает на Украине серьезную обеспокоенность, потому что там опасаются дальнейшего возрастания нагрузки на средства противовоздушной обороны.
«По дальности одна ракета 300 километров, другая ракета — 700. Это баллистические ракеты. Сбивать их теоретически можно, но фактически это очень трудно сделать теми средствами, которые у нас есть на вооружении. У нас есть средства противовоздушной обороны, а не противоракетной», – проконтролировал тему гипотетических поставок иранских ракет официальный представитель ВСУ Юрий Игнат.
На Западе считают, что в обмен на свои вооружения Иран получит российские истребители Су-35.
Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби подтвердил, что иранские пилоты начали процесс обучения на самолетах такого типа.
А другие американские чиновники заговорили о том, что Тегеран и Москва собираются заключить новый альянс в военно-технической сфере, которые дополнит укрепление двухсторонних экономических связей.
«То, что начинает проявляться, — это зачатки полноценного оборонного партнерства между Россией и Ираном. Это партнерство представляет угрозу не только для Украины, но и для соседей Ирана в регионе. Мы поделились этой информацией с партнерами на Ближнем Востоке и во всем мире», — заявил глава ЦРУ Уильям Бернс.
Можно ожидать, что это приведет к очередным угрозам в адрес Ирана, привнося в ближневосточную политику относительно новый для нее украинский фактор.