Дмитрий Goblin Пучков об Украине, предателях и фильмах про СВО

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Министерство культуры России выделит деньги на фильмы про СВО во второй половине 2023 года. 30 ноября на сайте ведомства был опубликован перечень приоритетных тем господдержки кинопроизводства в следующем году.
О патриотизме, предателях и современном кинематографе в эксклюзивном интервью изданию Украина.ру размышлял российский блогер, писатель, переводчик Дмитрий Пучков, известный под псевдонимом «старший оперуполномоченный Goblin».
— Дмитрий Юрьевич, вы родом из Кировограда (сейчас Кропивницкий). Давно ли были в родном городе? У вас там кто-то остался?
— Папа был военным, он там служил. Я проживал на территории воинской части через дорогу от Кировоградской школы высшей лётной подготовки. В 1969 году меня, восьмилетнего, оттуда увезли. После этого я два раза в детстве ездил туда. Взрослым не был ни разу.
— Был ли в вашем профессиональном опыте случай, когда при переводе нужно было выразить отношение к России? Например, где-то в американском фильме было сказано «Россия страна идиотов» — как бы вы это перевели на русский язык?
— Задача переводчика — переводить, а не заниматься цензурой. Как говорят наши балбесы: а я не хочу, чтобы мои дети слышали, как ругаются матом. Ну, так не прикасайся к таким фильмам.
Отличный пример — «Криминальное чтиво». Матом там не ругаются, зато сцена гомосексуального анального секса присутствует. Получается, это детям можно смотреть, а матом ругаться нельзя? Это у людей в голове серьёзные психологические проблемы.
Я повторюсь, что задача переводчика — переводить, а не выступать в качестве цензора и уж тем более никак не вмешиваться в авторский замысел. Я к этому подхожу с другой стороны.
Дмитрий Пучков: кто онРоссийский блогер, публицист, переводчик
Теперь есть Интернет. Я регулярно записываю сам с собой свои ролики. При их переводе, если вижу там что-то подобное тому, о чём говорите вы, то я делаю отдельный ролик. В нем я поясняю, как мне это видится и что я об этом думаю. Получается гораздо доходчивее и полезнее.
— Warner Bros. запретила показывать свои фильмы на российских телеканалах. Какое будущее ждет западный кинематограф в России?
— Тут вопрос двоякий. У нас вся сеть кинотеатров заточена под показ именно американского кино. Российские кинотеатры зарабатывают, грубо говоря, не менее 70% прибыли с показа американских фильмов.
Если не показывать американское кино в России, то в массе наши кинотеатры просто «передо́хнут». Им не с чего будет платить аренду, не то что зарабатывать. То есть это [запрет Warner Bros.] очень-очень плохо для нашего кинотеатрального бизнеса.
Но ситуация сложилась так. Поэтому да, все будет тотально закрываться и уходить в никуда. Это всё-таки капитализм: всё за деньги. Государство спонсировать кинотеатры, просто так давать им деньги, не будет, и они тихо-мирно перемрут.
— Даст ли сокращение западного киноконтента возможность оживиться российским режиссерам?
— Их никто и не затирает — эти отечественные фильмы и режиссёров. Просто конкурировать невозможно с американцами.
Если выходит, например, какой-нибудь «Аватар 2» или, прости господи, «Гарри Поттер», то все бегут смотреть именно эти картины. Денег у населения не так много, в кино в основном ходят молодые подростки — для них очень важно, на какой именно фильм они пойдут.
Западное кино — это, в первую очередь, развлечение, некий аттракцион. Как будто ты сел на роллер-костер (roller coaster), они тебя закрутили-завертели, вверх ногами, через воду или ещё как; ух, ах — ты выскочил, ни в голове, ни в других местах ничего не осталось. Но удовольствие получил.
(Один из самых распространённых аттракционов — «американские горки», вагонетки, движущиеся по рельсам с резкими спусками и поворотами. В США этот аттракцион обычно именуют «роллер-костер» (roller coaster), но иногда можно услышать и название «русские горки» (russian mountains). Любопытно, что термин «русские горки» используется не только в американском английском, но и во многих европейских языках.)
А наше кино что такое? Например, какой-нибудь «Иван Денисович» — откровенная, извините за такое сравнение, идеологическая блевотина, антисоветчина. Или какая-нибудь «Цитадель» (видимо, имеется ввиду фильм «Утомлённые солнцем 2: Цитадель»). — Ред.).
Детям это неинтересно, они такое не смотрят. Но поскольку наши творцы заняты исключительно антисоветчиной, снимая подобные «помои», то в кино никто не ходит.
Других фильмов у нас пока просто нет. Когда задают вопрос кинорежиссёрам, прежде всего Сергею Соловьёву (царствие ему небесное), чему вы учите студентов во ВГИКе, он отвечает: в первую очередь я учу их быть нонконформистами. Вот такое они там детям в головы заливают.
В результате на выходе эти дети профнепригодны. Они не владеют ремеслом, не говоря уже о том, что в голове идеологические «помои», которые они выливают на экраны.
Партия и правительство, так сказать, (это шутка) решили обозначить восемь контор, которые государство будет финансировать для производства кино. Условно говоря, они в год должны изготовить 50 фильмов, а режиссёров, способных снимать художественные фильмы, у нас на тот момент было 14 человек, из них два документалиста. Могут ли они 50 фильмов в год заснять? Нет, не могут.
Подготовка не велась, как и остальное — все это уничтожено. Люди там работают крайне странные. Обратите внимание, началась специальная военная операция (СВО) — у нас кто-то снимает какие-то фильмы про Украину?! Нет. Даже заявок таких нет.
Больше вам скажу: основная часть этих персонажей давно убежали на Запад и сидят там. О каком патриотичном, приличном хотя бы кино может идти речь? Годы нужны, десятилетия.
— К слову о спецоперации в российском кино. Насколько удачно отражают события на Украине, например, картины «Солнцепек», «Донбасс. Окраина», «Лучшие в аду»?
— Очень слабые. Я понимаю людей, которые это снимают и что они хотят сказать. Но с точки зрения художественной картины очень слабые. «Лучшие в аду» — это вообще за гранью добра и зла. Вы что тут, компьютерные игры экранизируете или что?!
Там ни смысла, ничего нет абсолютно. Я повторюсь: это как экранизация компьютерной игры. Кто с кем воюет, за что воюет, к чему все это показывают? Я правильно понимаю, чтобы забраться на девятиэтажный дом и посмотреть на три пушки, необходимо положить 30 человек мёртвыми?
Отлично. Идея просто потрясает. Вот такие мы тут самураи.
Какие вы самураи?! Я могу понять, адреналиновые наркоманы. Это да. Ну так это обществу не надо. Среди нас адреналиновых наркоманов исчезающе мало. А как вы воспитываете детей? Ваши дети-то хотят идти за страну родную воевать? Нет.
А посмотрев кино «Лучшие в аду», захотят? Если они психически нормальные, естественно, нет.
— В последние годы в России выходит много отечественных лент, в том числе на тему Великой Отечественной войны. Если сравнивать военные фильмы 20 века с современным кинематографом, где лучше отображен дух патриотизма? С чем это связано?
— В Советском Союзе была коммунистическая идеология, за которую, собственно, люди и шли воевать. Для кого-то это покажется странным, но в общем-то, советские люди воевали за коммунистический Советский Союз, во главе которого стоял Иосиф Виссарионович Сталин. Он был верховным главнокомандующим. Вот за это они воевали.
Что сейчас показывают в кино? Во-первых, конечно, репрессии. Знаете, как в христианстве: за две тысячи лет не было ничего, кроме инквизиций. Так и в советской власти: [в кино] не было ничего, кроме репрессий.
То есть выходящее кино, в первую очередь, глубоко антисоветское. Попробуйте мне тогда объяснить, кто были мои предки, — вот эти вот кровавые сталинские псы или всё-таки герои, которые отдали жизнь за родную страну?
Получается, не бьётся. В кино у вас «помои» сплошные, а люди выходят на «Бессмертный полк» с портретами своих предков. Так кто предки-то эти: кровавые сталинские упыри или все-таки люди, которые защищали родину?
Тут определиться невозможно. Но наши кинодеятели давно определились. У них главная задача — поливать историю родной страны и наших предков дерьмом, бегать по фестивалям зарубежным со своими «иванами денисовичами». Там за это похвалят, там за это премии дадут.
Соответственно [по мнению таких кинодеятелей], именно в эту сторону и надо работать. Работают они за деньги. Участие и победа в фестивалях — это деньги. Поэтому вот под это только и заточены [современные военные фильмы]. Так что да, разница чудовищная.
— Дмитрий Юрьевич, а нельзя ли через киберспорт как-то прививать патриотизм молодому поколению? Например, создать компьютерные видеоигры, где экстерьеры будут показывать узнаваемые объекты Донбасса или времен Великой Отечественной войны, а миссию будут выполнять всем известные персонажи.
— Можно, конечно. Но это долго, за пять минут не делается. Если 30 лет в голову детям испражнялись, непрерывно преподавая Солженицына в школе, то это дерьмо вымыть надо сначала. А потом заложить туда что-то другое.
Это государственные программы. Это сиюсекундно не делается. Но делать надо, тут я с вами согласен.
— Если бы у вас была возможность показать историю Украины, например, последнего года, с учётом вашего подхода, как бы это выглядело?
— Как документальное кино. Кино о том, как к власти на Украине пришли нацисты, как страны Запада установили нацистский режим там и готовились к войне с Россией. Примерно так, как и есть. Я не считаю, что надо что-то выдумывать и приукрашивать.
— В прессе пишут, что вы попробовали разные профессии: таксиста, шлифовщика, токаря, кузнеца, слесаря, сантехника, электрика, кинолога, библиотекаря, помощника бурильщика, инженера-гидрогеолога. Были милиционером, писали заметки о компьютерах, переводили фильмы. Все это правда? Если да, то какая профессия была самой любимой?
— Я это делал не потому, что мне хотелось что-то попробовать или было интересно на что-то посмотреть. У меня болел ребёнок, я был вынужден менять места жительства и, соответственно, менять профессии.
Это крайне отрицательно сказывается на трудовой биографии. Когда кадровик в компании смотрит в вашу трудовую книжку — да ты летун, ты нигде работать не можешь больше года. Это плохо.
— Но это же всё равно жизненный опыт...
Конечно да. Я первый раз в отпуск ходил в 27 лет, а второй — в 33 года. Это тоже, знаете, тяжело несколько. Ну а веселее всего было, наверное, в милиции, в уголовном розыске — на свежем воздухе с интересными людьми. Вот как-то так.
— Дмитрий Юрьевич, вы, наверное, просмотрели сотни, если не тысячи фильмов. Какой у вас самый любимый новогодний фильм, который традиционно пересматриваете?
— Это всё, на мой взгляд, зависит от возраста. В 20 лет нравится одно; в 30 — другое; в 40 — третье; в 60 лет не нравится уже вообще ничего.
— Какие новогодние фильмы нравятся вам сейчас?
— Ничего не нравится — хорошего не снимают. Но традиционно мы смотрим на Новый год художественный фильм «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом. У нас с друзьями есть присказка: пока Ганс Грубер не упадёт с «Накатоми Плаза», Новый год не начнётся.
Рекомендуем