Время и бремя выбора. Станет ли правнук Чан Кайши "тайваньским Зеленским"

После местных выборов мэров городов, глав районов, советников муниципалитетов, которые состоялись на непризнанном Тайване 26 ноября 2022 года, перед очень непростым выбором оказались все. И на самом острове, и вокруг него.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
В первую очередь, конечно же, США, которым теперь придется срочно выбирать, когда «поджигать» остров: сейчас, когда там правит проамериканский президент — 66-летняя Цай Инвэнь, которую за общую и довольно агрессивную прозападность называют «азиатским Зеленским». Или же через полтора года, в 2024-м, когда там вполне может стать президентом 44-летний Чан Ваньань, который на состоявшихся выборах стал мэром Тайбэя, столицы Тайваня, может возглавить главную оппозиционную партию Гоминьдан. И за которого США еще предстоит побороться, чтобы и он стал вторым «тайваньским Зеленским». То есть безропотно выполнял все хотелки Вашингтона и работал на ослабление соседнего Китая. Возможно, даже через вооруженный конфликт с Пекином. Нынешнего президента острова американцы уже практически подготовили к такой роли.
Владимир Скачко: кто онИзвестный украинский журналист, публицист, политический аналитик
Ситуация сегодня накалилась до предела, потому что, во-первых, США давно и упорно желают натравить Тайвань (официальное название: Китайская Республика — КР) на соседний Китай (Китайскую Народную Республику — КНР), чтобы поджечь и охватить хаосом Евразию и на востоке. Вдобавок к военному конфликту, который сегодня пылает на другом — западном — конце континента, в Европе. В виде спецвоенной операции (СВО) России по обеспечению своей безопасности в Украине.
Китай же считает Тайвань своей территорией, которая просто охвачена и захвачена сепаратистами, и которую он хочет вернуть в «родную гавань» любым путем. Желательно — мирным, а не получится, то и военным. К этому в Пекине усиленно готовятся, хотя и предпочитают не говорить об этом, а только периодически поигрывают перед островитянами недюжинными и все время растущими военными мускулами из своей боевой авиации и военно-морского флота.
Тайвань как стремящееся к независимости государство, не всегда был таким. Наоборот — с 1949 года, когда на остров эвакуировались с материка сторонники партии Гоминьдан, проигравшей гражданскую войну коммунистам Мао Цзэдуна, по 1971 год именно Тайвань был всемирно признанным Китаем и даже занимал свое место в Совбезе ООН. В 1971-м США предали Тайвань и пошли на сближение с материковым Китаем, чтобы натравить его на тогдашний СССР. Взамен Пекину они предложили признание и место в ООН.
С тех пор эта геополитическая канитель и продолжается. СССР уже почил в Бозе, а США сейчас, теряя свое первенство в мире именно перед ростом могущества Китая, делают все, чтобы не допустить сближения этой китайской экономической мощи с ядерным потенциалом России, бросившей вызов монополярном миру с американской гегемонией во главе.
Во-вторых, выборы 26 ноября сего года резко поменяли политические расклады на Тайване и создали совершенно новую политическую ситуацию. Действующая президент Цай уже подала в отставку с поста председателя правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) и всю вину за провал на выборах взяла на себя. «Я должна отвечать за всё. При таких результатах мы должны глубоко проанализировать свои недоработки», — сказала она журналистам. И причинами поражений она назвала неспособность партии изменить политический ландшафт на местном уровне и отсутствие у ДПП достойных кандидатов. Это, по ее мнению, стало причиной того, что после успеха на парламентских и президентских выборах 2020 года партия провалилась на местных выборах 2022 года.
Это правда и неправда одновременно. Многие обозреватели прямо указали главную причину поражения правящей партии и самой дважды избранной президентом Цай — ее готовность к войне с Китаем, которой явно не хочет большинство жителей острова. Они и выбрали мир.
И вот тут как раз аналогия с Украиной прямая: там в 2019 году тоже голосовали за Владимира Зеленского только потому, что он шел на выборы с главным лозунгом — обеспечить мир в Донбассе и прекратить гражданскую войну.
И наконец, в-третьих, президент Цай сама признала, что у ее партии нет достойных кандидатов, чтобы на равных бороться с оппозицией из партии Чжунго Гоминьдан (буквально: Китайская национальная партия). А вот у оппозиции такой человек есть. Это упомянутый выше Чан Ваньань, который уже заявил, что готов сначала возглавить Гоминьдан, в рядах которой он и занимается политикой и победил в борьбе за мэрство столицы, а потом, не исключено, и побороться за пост президента Тайваня. После победы на большом митинге он уже провозгласил: «Я дам миру возможность ощутить величие Тайбэя».
Пустая это похвальба или претензия на будущее руководство островом — подскажет время. Но Чану прогнозируют прекрасное будущее даже в США, где исполнительный директор института Global Taiwan Institute в Вашингтоне Рассел Сяо уже пророчил: «Если Чан победит, он может вдохнуть новую жизнь в Гоминьдан, станет его новым лицом. А это, в свою очередь, будет иметь серьезные последствия для президентских выборов 2024 года и ситуации в Тайваньском проливе».
И для победы у Чана есть все. Он со своей биографией, как герой — порождение русской былины, скандинавской саги и какого-то фантастического восточного эпоса. Одних только имен у него хватит на несколько людей: по-китайски его имя звучит как Цзян Ваньань, в разные времена и в разных странах его называли Уэйн Чан, Чанг Ваньань, Демос Чан Юйбо. Так все у него было сложно и запутано.
Но он остановился на имени Чан Ваньань, потому что оно хоть и американизировано, но лучше подчеркивает родство, наследственность и преемственность, кровную и политическую, с основателем Тайваня и до самой своей смерти в 1975 году его президентом, генералиссимусом Чан Кайши, с 1925 года бессменным руководителем партии Гоминьдан, соратником еще «отцов Китайской республики» Ян Цюйюня и Сунь Ятсена.
Чан Ваньань — правнук этого самого Чан Кайши (по-китайски — Цзян Цзеши). И внук сына Чан Кайши — Цзян (Чан) Цзинго, который был президентом Тайваня в 1978−1988 года и считается одним из родоначальников и организаторов тайваньского экономического чуда, но до этого он прошел удивительный жизненный путь и одно время был известен как Николай Владимирович Елизаров. Потому что 12 лет жил, воспитывался в семье старшей сестры Владимира Ленина — Анны Елизаровой-Ульяновой, учился и работал в СССР и даже женился там на Фаине Вахревой, которая под китайским именем Цзян Фанлян стала верной спутницей и соратником мужа.
У Цзян Цзинго и Цзян Фанлян было три совместных родных сына — Цзян Сяовэнь (Алан Чан), Цзян Сяоу (Алекс Чан), Цзян Сяоюн (Эдди Чан) и дочь, Цзян Сяочжан. Но все сыновья имели проблемы со здоровьем и умерли вскоре после смерти отца. Однако Николка-Цзинго успел произвести на свет от любовницы по имени Чжан Яжо двух близнецов. Один из них стал Джоном Чжаном (Чангом) и только в марте 2005 год принял фамилию отца и обернулся Джоном Чаном или Цзян Сяоянем.
Этот Джон Чан при отце сделал головокружительную карьеру — начал ее на дипломатической службе, работая в посольстве Китайской Республики в США, потом занимал различные административные должности в Министерстве иностранных дел Китайской Республики, специализируясь на делах Северной Америки, был заместителем министра, а с 1996 по 1997 год — министром иностранных дел, потом вице-премьером и генеральным секретарем президентской канцелярии в 1999 году. Его даже хотели выдвинуть кандидатом в президенты. Но в 1999 году он погорел на сексуальном скандале — подвела мстительная и говорливая любовница. С тех пор он только рядовой парламентарий, во всем поддерживающий сына.
И хотя у Цзян-Елизарова есть 12 внуков и внучек, только сын любвеобильного Джона Чана стал известным политиком. Это есть наш Чан Ваньань, новый мэр Тайбэя, и, возможно, будущий президент Тайваня. Он не знал о своем родстве с Чан Кайши до учебы в старшей школе, когда его отец рассказал ему, братьям и сестрам. После этого вся семья во избежание путаницы и престижа ради и сменила фамилию с Чанг на Чан. Теперь это помогает.
У него для успеха есть все: университетское образование юриста и соответствующий опыт работы в США и на Тайване. Он специализировался в области международных отношений и права. С 2015 года занимается политикой: от Гоминьдана от избирается в Законодательный Юань — однопалатный законодательный орган Тайваня, его парламент. Он молод, красив, технологичен, хозяин соцсетей и повелитель сердец их обитательниц, увлеченных «красавчиком».
Но главное в другом: Гоминьдан тоже не хочет войны с материковым Китаем, потому что разделяет главный принцип Коммунистической партии Китая (КПК) — в мире есть только один Китай. И все споры с 1949 года упирались лишь в сопротивление США и выяснение, кто в кого и на каких идеологических основах будет вливаться или присоединяться. Гоминьдан всегда были ярыми антикоммунистами, но вот их главные принципы, сформулированные еще Сунь Ятсеном (национализм и признание только одного Китая в мире, демократия — основная форма власти и социальное обеспечение всех людей), мало чем отличаются от принципов КНР, сформулированных Дэн Сяопином на рубеже 70 — 80-х годов прошлого века. Кроме «в мире есть только один Китай», это еще и «открытость и реформы», «одна страна — две системы», «преемственность реформ и сменяемость власти».
И сегодня Китай и Тайвань — это мировые лидеры в экономике благодаря удачному проведению реформ и открытости новым веяниям. На Тайване у его жителей давно высокий жизненный уровень, и в материковом, раньше нищем Китае за последние 10 лет при генсеке КПК и президенте Си Цзиньпине создано общество средней зажиточности (сяокан). Ну а формула «одна страна — две системы» позволила Китаю в 1997 году вернуть из Великобритании Гонконг, а в 1999 году — из Португалии Макао, и они сегодня сосуществует в едином Китае как специальные районы со своим законами и экономическим укладом, не противоречащими общекитайским законам.
На таком же принципе и Тайвань мог бы войти (вернуться) в Китай. Мирно и без войны. Если бы, повторяю, не сопротивление США и поддерживаемых ими политических сепаратистских сил Тайваня — той же ныне правящей, но потерпевшей поражение ДПП, отстаивающей полную «тайванизацию» — независимость островного государства от Китая.
Вот если правнук Чан Кайши — Чан Ваньань — и станет президентом Тайваня в 2024 году или раньше, то ему и придется выбирать, как быть — воевать с Пекином или мирно вместе с ним создавать тот самый «единый Китай». Тогда и прояснится, самостоятельный он политик, наследник отца, деда и прадеда, или же над ним уже поработали американцы, и он обычный представитель западной масс культуры. В том числе и политической, заточенной на глобализацию, а не национальные интересы. То есть Зеленский он для несчастного Тайваня или нет — вот в чем отложенный вопрос. А пока он порулит Тайбэем, где живет более 8 млн человек, больше, чем во всей Прибалтике…
Рекомендуем