Для некоторых немецких военных в поддержке Украины самым важным будет именно участие в войне против русских — ведь в Германии фраза «деды воевали» имеет противоположное значение, чем для жителей бывшего СССР.
Германия должна быть готова к дальнейшей эскалации ситуации на Украине, считает канцлер ФРГ Олаф Шольц. Выступая 22 ноября на экономической конференции в Берлине, организованной газетой Süddeutsche Zeitung, он отметил, что результатом урока о необходимости наращивания оборонного потенциала и запасов немецких вооруженных сил стало создание оборонного фонда в размере 100 миллиардов евро.
Напомню, 16 сентября Олаф Шольц заявил, что Германия готова стать лидером европейской безопасности и должна стать «лучше всех оснащённой вооруженной силой» в Европе. «Поскольку мы — самая густонаселенная страна с наибольшим экономическим могуществом и страна в центре континента, наша армия должна стать краеугольным камнем обычной обороны в Европе, наилучшим образом оснащенной силой», — отметил Шольц в речи перед высшими чинами бундесвера.
Он также сказал, что предыдущий министр обороны ошибочно полагал, что Германию окружают друзья. «В то же время мы чётко и на практике показываем, что Германия готова взять на себя ведущую ответственность за безопасность нашего континента», — заявил Шольц. По его словам, спецоперация России на Украине стала поворотным моментом оборонной политики Германии, поскольку страна создала специальный фонд в размере 100 миллиардов евро для модернизации своих вооруженных сил.
Действительно, ещё в конце февраля канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что настало время увеличить финансирование с целью укрепления и переоснащения бундесвера, и для этих целей уже в 2022 году из федерального бюджета необходимо выделить разовый транш в 100 миллиардов евро.
При этом военный бюджет Германии на текущий год и так самый крупный за последние почти 30 лет. Он составляет 50,4 миллиарда евро, с тем чтобы, по словам немецкого министра обороны Кристины Ламбрехт, «восполнить пробелы» прежних времён. В ответ немецкий оборонный концерн Rheinmetall сразу же предложил правительству ФРГ поставки оружия бундесверу на сумму до 42 миллиардов евро. Пакет включает в себя поставки боеприпасов, вертолетов, танков и броневиков, заявил тогда глава компании Армин Паппергер.
Эти планы уже понемногу воплощаются в жизнь. 21 ноября британское агентство Reuters сообщило, что бундестаг (парламент) Германии намерен выделить до 100 миллиардов евро на закупки нового вооружения и военной техники. «Отдел закупок работает на полную мощность. Только в ближайшие дни на утверждение в нижнюю палату парламента для утверждения поступят контракты на 25 миллионов евро», — отметил представитель бундестага. Несколько источников сообщили агентству, что Германия изо всех сил пытается увеличить оборонные закупки или просто заменить оружие и боеприпасы, которые она передала Украине.
Судя по всему, местному оружейному бизнесу удалось преодолеть легендарную немецкую бюрократию, ведь ещё в конце октября 2022 года источник, связанный с процедурами оборонных закупок Германии, сообщил тому же агентству, что «движения почти нет», и пока было размещено очень мало заказов. Такое же мнение Reuters не под запись высказали руководители оборонных предприятий, назвав вялыми действия немецкого правительства по пополнению запасов бундесвера из-за медленных процедур и отсутствия решений на самом высоком уровне.
«Мы ожидали бы увидеть гораздо больше заказов к этому времени», — сказал Reuters один из руководителей оборонной промышленности Германии на условиях анонимности. «На Украине идёт война, но процедуры здесь все еще работают в режиме мирного времени, в то время как инфляция съедает деньги», — сказал другой. А газета Handelsblatt, ссылаясь на неназванных политиков и на источники в оборонной промышленности, в те же дни сообщала, что немецкое правительство вынуждено сократить ряд программ по перевооружению бундесвера, и причиной этого является высокая инфляция и ослабление евро по отношению к доллару.
В итоге запланированное к закупке вооружение оказалось слишком дорогим. По информации издания, это коснулось проектов для ВМС и ВВС. В том числе речь идёт о закупке третьей серии корветов К130, новых самолётов Eurofighter в версии для радиоэлектронной борьбы, фрегатов и самоходных гаубиц для Украины. «Учитывая, что многие проекты рассчитаны на пять-семь лет, инфляция в этом измерении создаёт серьёзную финансовую проблему», — рассказал Handelsblatt источник в среде ВПК. В то же время у Германии и до начала российской спецоперации был дефицит вооружения, в частности систем противовоздушной обороны малой и средней дальности — IRIS-T SLM, которой ещё нет на вооружении бундесвера, но её опытный образец уже передан Киеву.
Также может сократиться заказ на американские истребители пятого поколения F-35, потому как ФРГ рассчитывала бюджет при докризисном отношении доллара к евро. Представители военной промышленности заявили, что теперь, чтобы воплотить запросы бундесвера, 100 миллиардов евро не хватит, необходимо вдвое больше. Среди причин создавшейся ситуации промышленники называли отказ министра финансов Кристиана Линднера оперативно одобрять расходы на закупку вооружений.
Однако ныне, когда процесс выделения денег на закупки оружия подходит к завершению, перед ВПК Германии встала другая проблема. Поскольку немецкие власти намерены максимально быстро восстановить боеспособность бундесвера, они готовы покупать оружие в первую очередь производства США. Но против такого подхода выступают немецкие промышленники: они полагают, что это грозит Германии утратой ключевых технологий, сообщило 10 ноября немецкое деловое издание Wirtschaftswoche.
По его данным, оружейники требуют от бюджетного комитета бундестага решения о закупках вооружений только с чётко сформулированными ответными обязательствами поставщиков. Как заметил управляющий акционер компании Autoflug Мартин Крелль, в заботе о суверенитете Германии необходимо приложить все усилия, чтобы на ближайшие 30−50 лет не попасть в зависимость от американцев. Однако, по информации издания, Кристина Ламбрехт настроена закупать оружие в США вместо развития собственного производства.
При этом в бундесвере разработали план действий на случай войны с Россией, сообщил 20 ноября влиятельный немецкий журнал Spiegel со ссылкой на конфиденциальный документ, подписанный главным инспектором немецких Вооруженных сил Эберхардом Цорном. В соответствии с этим планом, вооруженные силы Германии ждёт полномасштабная «военная оборонительная и оперативная подготовка».
По мнению Цорна, уже недостаточно посылать небольшие специализированные подразделения в представительства НАТО и ООН за рубежом. Вместо этого необходимо всегда держать крупные подразделения, готовые к развертыванию и боевым действиям. Для достижения поставленной цели немецкая армия должна быть оснащена всем необходимым и обучена, то есть значительно усилена.
«Нападение на Германию потенциально может произойти без предупреждения и будет иметь огромные, возможно, даже разрушительные последствия», — пишет Цорн, не приведя никаких доказательств «агрессивных планов» Москвы. По его мнению, Берлину следует взять на себя ведущую роль в Европе и полагаться на собственные вооруженные силы, а не помощь НАТО или ЕС.
Кристина Ламбрехт прокомментировала слова Цорна в интервью газетам Rheinische Post и General Anzeiger, обнародованном 21 ноября. «Мы должны быть готовы защищать Германию и территорию Альянса. Оборона всегда была ключевой задачей бундесвера», — размыто ответила она на вопрос журналистов. Также, по словам Ламбрехт, бундесвер сможет обеспечить оборону Германии в случае необходимости. Она выразила уверенность в том, что Германии помогут партнеры по НАТО. Кроме того, Германия «может и должна стать лучше во всех сферах», особенно в сфере ПВО, где в Европе, по её словам, есть недостатки.
Похоже, ради этой фразы всё интервью и готовилось, потому что дальше Кристина Ламбрехт, вспомнив о недавнем падении ракеты на польской земле, заявила: «Мы предложили Польше поддержку в обеспечении безопасности воздушного пространства — с помощью истребителей Eurofighter и систем противовоздушной обороны Patriot». Естественно, о том, что ракета была украинской, Ламбрехт не упомянула. И в тот же день Министерство обороны Польши приняло предложение Германии усилить систему ПВО страны дополнительными установками Patriot.
«Я с удовлетворением принял предложение министра обороны Германии о размещении в нашей стране дополнительных пусковых установок Patriot. На сегодняшних телефонных переговорах с немецкой стороной предложу разместить систему на границе с Украиной», — отметил польский министр обороны Мариуш Блащак.
Пока непонятно, какое количество батарей Patriot Берлин сможет передать Варшаве, поскольку сейчас на вооружении бундесвера их всего 12 , причём две находятся в Словакии.
Таким образом, как и в 1941 году, немецкие военные опять будут находиться на западных границах Украины. Причём это политическое решение, о котором было объявлено задолго до падения украинской ракеты в Польше. В упомянутом выступлении 16 сентября 2022 года Олаф Шольц заявил, что только «скоординированное увеличение европейских возможностей позволит Европе действовать». Он также сказал, что поддерживает создание «европейской штаб-квартиры», способной «выполнять зарубежные миссии».
Украина тогда не называлась, Шольц вспомнил лишь об эвакуации граждан стран ЕС из Афганистана и о «европейских консультативных или учебных миссиях, например, в Ираке, Мали или Нигере». Однако в ближайшие дни начнёт работать миссия военной помощи ЕС в поддержку Украины (EUMAM Ukraine) с командованиями в Польше и Германии, и Берлин добился, чтобы как минимум 5 тысяч из общих 15 тысяч украинских военных прошли обучение в Германии.
А обучать их есть кому. За 2002−2021 год через немецкую оккупационную миссию в Афганистане (кстати, стоившую налогоплательщикам 12,5 миллиарда евро) прошли около 150 тысяч солдат и офицеров. Конечно, часть из этих людей ныне находятся вне бундесвера, поскольку их не привлекает служба в мирной Европе. Собственно, в предыдущие 20 лет немецкая армия не испытывал проблем с новобранцами именно потому, что те рассчитывали попасть в Афганистан, в зону реальных боевых действий.
И дело было не в повышенном жалованье, а именно в возможности реализовать своё желание повоевать, — и не так уж и важно, против кого. И теперь эти люди вполне могут вернуться в бундесвер сначала как инструкторы, а потом и как «советники» при новых украинских бригадах, подготовленных на немецкой земле. Возможно, именно для этого численность бундесвера планируется увеличить с нынешних 183,7 тысяч до 203 тысяч военнослужащих.
Причём для некоторых немецких военных с боевым опытом важным будет именно участие в войне против русских — ведь в Германии фраза «деды воевали» имеет противоположное значение, чем для жителей бывшего СССР. Потому неудивительно, что в ноябре 2006 года немецкий журнал Stern сообщал, что некоторые немецкие военнослужащие использовали во время военных действий в Афганистане нацистскую символику.
На фотографиях, которые опубликовал журнал, на дверце внедорожника бундесвера из миссии в Афганистане красовались пальма и крест — эмблема Африканского корпуса вермахта. Это, конечно, не так «круто», как эмблемы дивизий СС Hohenstaufen и Dirlewanger на головных уборах чешских офицеров в Афганистане, но ход мыслей схожий. Но в компании боевиков «Азова»* с нацистскими «волчьими крюками» на шевронах немцы с подобными взглядами будут чувствовать себя в своей тарелке.
*Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ.