Министр обороны Германии Кристина Ламбрехт заявила, что страна должна быть готова к потенциальному нападению на фоне российского вторжения на Украину. Об этом пишет издание DW.
Что население ФРГ думает об эскалации против России и украинском конфликте, изданию Украина.ру рассказал немецкий журналист Артур Лейер.
— Артур, немецкий журнал Spiegel опубликовал изложение секретного отчета Министерства обороны Германии. В нем генеральный инспектор вооруженных сил Германии, генерал Эберхард Цорн заявляет, что Германия должна быть готова на случай, если она окажется втянутой в навязанную Россией войну. Какие основания есть у Германии пойти войной на Россию? Реально ли это?
— Здесь важно обратить внимание на формулировку «подготовка к навязанной войне». То есть Германия не собирается воевать против России — это более дефензивное (оборонительное) действие, означающее, что, если Берлину навяжут войну, нужно быть к этому готовыми.
Но, конечно, это очень опасный факт, потому что слова «навязанная война» можно интерпретировать по-разному.
— Например?
— Германия является членом НАТО. Если что-то произойдёт в Прибалтике или в Польше, как мы недавно увидели на примере упавших якобы российских ракет, какие обязательства лягут на Берлин? Какие действия должна в таком случае делать Германия? И кто будет решать, что такое навязанная война?
Кроме того, Цорн заявляет, что у Германии лидирующая роль, она должна быть первопроходцем в Европе и укреплять свои вооруженные силы. Получается, речь в документе идет не только о прямом нападении на территорию Германии, а сюда можно включить, наверное, разные ситуации. Это очень опасно [для России].
— «Атаки на Германию со стороны России могут произойти без предупреждения и с огромным ущербом», предупреждает Цорн. А какие к этому есть предпосылки? Разве Россия проявляет где-то агрессию против Берлина?
— Это вопрос сложный. Можно его обсуждать с точки зрения международных договоренностей и юридических соглашений, а можно — с другой. Если смотреть прямо, у Германии и НАТО нет никаких основания думать, что им угрожает Россия. Этого даже близко нет.
Наоборот, по моим данным, правительство России очень хорошо понимает опасность прямого конфликта с НАТО или США. Москва, я думаю, делает все возможное, чтобы не эскалировать этот конфликт.
Проблема в следующем. Несмотря на то что Украина не является членом НАТО и ЕС, многие страны Европы, в том числе Германия, увязли в этом конфликте. Я имею в виду поставки Берлином оружия, которые могут привести к тому, что Германия станет напрямую участником конфликта на Украине. Это означает, что опять немецкое оружие будет убивать российских солдат — как во Второй мировой войне.
Мы не знаем, как дальше будет развиваться ситуация. Пока что мы узнаем из СМИ, что на Украине работают западные инструкторы и погибают американские, канадские и английские наёмники. О гражданах Германии такой информации я не видел. Но кто может гарантировать, что она не появится?
— А какие настроения в отношении Украины и России вы наблюдаете у немцев?
— Вся нынешняя эскалация, включая поставки оружия на Украину, вооружение немецкой армии, точно не в интересах населения Германии. Я здесь живу всю жизнь и невооруженным глазом вижу, какой спад происходит: рушится инфраструктура, нерегулярно ходят поезда, а то и вообще не приезжают…
Во многих областях куча «дырок», где нужны инвестиции. Но нет, они (власти. — Ред.) решили около 100 миллиардов евро выделить на вооружение немецкой армии, поставляют оружие Киеву и так далее.
Конечно, все это касается и экономики Германии, которая раньше прогрессировала благодаря хорошим отношениям с Россией. Многие наши [немецкие] эксперты связывают главный момент подъёма экономики Германии с поставками дешевой энергии из России, которая всегда поставлялась без проблем.
Кроме того, недавно произошел взрыв «Северного потока», по которому сейчас разбирается шведская разведка. Еще не все ясно, но, в принципе, уже установили, что это точно был взрыв, а не авария.
Вывод отсюда я могу заключить такой: политика, проводимая правительством Германии, идет не в интересах народа. Может быть, вы мне назовете хоть одну причину, почему экономическая агрессия, в принципе даже уже война, против России должна хорошо влиять на нас, на немецкий народ?
И наконец, теперь выходит этот новый документ [секретный отчет Минобороны Германии], о котором мы сейчас говорим. Если вдруг дойдёт до прямых военных действий Германии против России, это будет такая катастрофа, которая может полностью выйти из-под контроля и привести к Третьей мировой войне.
— В документе говорится, что немецкая армия призвана сыграть первостепенную роль в восточном крыле НАТО в вынужденной войне с Москвой. Германия закупает вооружения у США, а первая дивизия должна быть готова уже к 2025 году. Но при этом Берлин заявляет, что он сами по себе, не с НАТО. Как это понимать?
— Здесь вопрос: так это или нет? Потому что мы тоже наблюдаем, что в правительстве Германии, в промышленности, экономике и других областях не все так однозначно.
Например, зелёная партия (GRÜNE), которая входит в коалиционное правительство Германии вместе с социал-демократической (SPD) и свободной демократической (FDP) партиями, — самая агрессивная в отношении России. Зелёная партия во главе с министром иностранных дел Германии Анналеной Бербок, несмотря на все потери страны, выступает за дальнейшую эскалацию и за полный разрыв оставшихся связей с Москвой.
На другой стороне стоит канцлер Олаф Шольц, политик социал-демократической партии. Здесь прослеживаются, наоборот, попытки канцлера остановить эскалацию [против России]. Та же линия у партий прослеживается и в отношение Китая, куда сейчас с визитом полетел Шольц.
Непонятно, какие цели преследует канцлер: возможно, пытается не полностью уничтожить связи немецкого бизнеса и промышленности с Россией, особенно что касается энергетики.
Конечно, мы не знаем, что будет в дальнейшем и удастся ли снять напряжение с Россией и Китаем, потому что на Шольца идет сильное давление со стороны местных СМИ.
Например, журнал Spiegel, название которого переводится на русский как «зеркало», разделяет леволиберальные взгляды и работает по направлению трансатлантических идей. То есть выступает против России и Китая как главных врагов Германии и поддерживает союзника в лице США.
В целом тренд негативный, и есть много знаков, что дальнейшее противостояние Германии и России может усугубляться. Однако в Германии — в правительстве, даже в СМИ частично — есть силы, которые пытаются не эскалировать полностью ситуацию против России и Китая.
Я точно уверен, что в интересах большинства населения Германии хорошие, мирные экономические и политические отношения с Россией, а не конфликт. Предстоящее 80-летие со дня Сталинградской битвы, которое будет в феврале 2023 года, — очень хороший шанс для этой части немцев, показать, к чему может привести эскалация против Москвы. Ни в коем случае нельзя повторять войну Германии против России.
— Раз Германия милитаризируется, она создает сама прецедент войны. Чем может ответить Россия? Должна ли?
— Проблема в том, что Россия не полностью свободна в своих действиях. Президент России правильно сказал, что распад СССР — главная геополитическая катастрофа XX века. Я думаю, это правильная оценка, потому что 90-е привели к тому, что Россия находится все время в defensive [в оборонительной позиции].
Неограниченность продвижения НАТО на восток, все ближе и ближе к границам России, и послужила причиной конфликта на Украине в 2014 и 2022 годах. В Прибалтике НАТО уже много лет стоит прямо на границе. Все это очень серьёзно, если учитывать военную угрозу и современную ракетную технику, с помощью которой можно направить любую, в том числе ядерную ракету в сторону Москвы.
Давайте вспомним Кубинский ракетный кризис [Карибский кризис], который произошел в 1962 году. Тогда США разместили ядерное оружие в Турции как стране — участнице НАТО. [Американские ракеты средней дальности «Юпитер» беспрепятственно (в силу малого подлётного времени) могли достигнуть городов в западной части Советского Союза, включая Москву и главные промышленные центры СССР, что лишало Союз возможности нанести равноценный ответный удар].
Тогда у Советского Союза был достаточно сильный статус, и он смог сразу ответить: если вы ставите ракеты в Турции, мы идем с ракетами на Кубу. Все это привело к тому, что Вашингтон и Москва были в одном-двух шагах от начала ядерной войны.
Теперь, конечно, странно наблюдать, что США и НАТО всё ближе и больше подходят к границам России, а у последней якобы нет никакого права говорить что-то против этого. Я уверен, что Москва не хотела эскалации в феврале этого года, но выбор был либо признать, что Украина станет членом НАТО, либо действовать.
Я внимательно следил и изучал развитие этой ситуации с 2014 года. Россия разными способами пыталась договориться по украинскому вопросу, сесть за стол переговоров с Западом. Но со стороны США и Германии был ответ: не лезьте, это не ваше дело, Украина — свободная страна, пусть сама решает.
— Что России стоит предпринять сейчас?
— Во-первых, нужно понять, что Россия может сделать. Я думаю, Россия должна занять четкую позицию деэскалации по возможности, и всегда говорить, что не допустит военного расширения НАТО. Также Россия, по моему мнению, уже не может надеяться на то, что США, ЕС, в том числе Германия, захотят договариваться.
Во-вторых, Москве нужно искать других партнёров. Как вы знаете, все сильнее развивается союзничество с Китаем, в том числе в рамках ШОС, разные другие организации по этому направлению.
Империалистические силы США не слышат добрых слов, они понимают только силу. Если Америка увидит, что Россия противодействует их агрессии, что у нее есть союзники, такие как Китай, тогда, возможно, американцы остановятся, увидев опасность для себя, и сядут за стол переговоров.
Кроме того, в Германии есть движение за мир, которое на немецком называется Friedensbewegung. Это не одно конкретная организация, а разные гражданские и партийные инициативы, которые выступают за мир. Во время Холодной войны это движение выступало против эскалации в сторону СССР, например, против ядерного оружия США на территории ФРГ.
Я считаю, что Friedensbewegung необходимо активизироваться и информировать людей о том, что происходит. К сожалению, основная масса [немецкого] населения ничего не знает про политику, про документ [секретный отчет Минобороны Германии], про то, какая опасность в этом скрыта.