У западных стран свои интересы. И там, где их интересы противоречат интересам малых стран, они, конечно, будут реализовывать всё в свою пользу. И если пока не входит в планы Запада воевать напрямую с Россией, они не будут воевать с Россией, считает народный депутат Украины трех созывов Спиридон Килинкаров.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Спиридон Павлович, начнем с зерновой сделки. Ее продлили на 120 дней, об этом сообщают Зеленский, Эрдоган. Что от этого получает Украина, почему на продление идет Россия, и что нам, кроме международного одобрения, дает согласие на продление зерновой сделки?
– Мне кажется, это компромиссное решение, потому что Украина настаивала на том, чтобы зерновая сделка была продлена на год. Почему это важно для Украины – на год – потому, что селяне должны иметь гарантии, что в следующем году выращенный урожай можно будет продать по адекватным ценам, а это возможно только при условии обеспечения экспорта.
Продление зерновой сделки на четыре месяца означает ровно то, что урожай этого года Украина вывезти сможет, а вот что касается следующего года – тут все под вопросом. Это будет требовать дополнительных переговоров по возможности предоставления коридора для вывоза зерна, и у селян не будет никаких гарантий, а стоит ли вообще проводить посевную весеннюю кампанию.
Осеннюю они провели, а что касается весенней – стоит ли ее вообще проводить, с точки зрения экономической целесообразности? Можно попасть в ситуацию, когда это принесет только убытки, и ничего, кроме них. Для Украины, мне кажется, это решение не совсем то, которого они ожидали.
Что касается самой зерновой сделки – тут есть один момент, я надеюсь, что, все-таки, в результате этих переговоров он будет исправлен. Когда заключалась зерновая сделка речь шла о том, что украинское зерно должно попасть в беднейшие страны, которые в нем нуждаются, и весь мир на этом спекулировал.
В зерновой сделке есть гарант, который обязан был в рамках сделки обеспечить поступление этого зерна исключительно в беднейшие страны - это ООН. На первой этапе этой сделки организация свою задачу не выполнила. Как будет сейчас, мне трудно сказать. Посмотрим, время покажет. Я считаю, что это правильное решение и, если будут выполнены все обязательства этой зерновой сделки, думаю, от этого получат плюс все, включая и Россию, если вторая часть зерновой сделки все-таки будет обеспечена.
Напомню, что блокируется вывоз и российских удобрений, и российского зерна, если эта часть тоже будет работать, то все получат от этого определенный плюс. Решение политически выверенное, правильное, а дальше, как оно будет работать – посмотрим.
– Если предположить, что в очередной раз Запад выполнит только то, что их интересует, то есть обеспечит вывоз зерна, можно ли тогда будет диктовать с позиций силы, из серии - мы перекрываем полностью пролив, перекрываем вывоз зерна, пока не разблокируют поставки российского зерна, удобрений?
– Да, можно предположить и такой сценарий, он вполне возможен. Там же могут быть еще и провокации, нарушения договоренностей. Мы живем в условиях войны, там может произойти все, что угодно. Все-таки, надеюсь на то, что каждая из сторон, принимавших участие в этом договоре, выполнит свои обязательства. Если так будет, можно считать, что абсолютно верное и правильное решение.
Если так не будет, то будет ответственность какой-то одной из сторон. Либо это будет ООН, которая не выполнит, либо Турция, которая дала гарантии, либо Украина, которая не выполнила обязательства, либо Россия. Тут уже - как оно будет складываться, мне пока предположить сложно. Все слишком нелинейно в условиях войны.
– Говоря об условиях войны – на этой неделе одной из наиболее горячих тем был ракетный удар по польскому селу. Двое погибших, уничтоженная зерносушилка, перевернутый трактор. Чуть эта польская зерносушилка не стала причиной Третьей мировой. Громко все заявляли, что сейчас 5-я статья Устава ООН будет применена, что вот, российская ракета! И такой облом – ракета оказывается украинской из зенитно-ракетного комплекса С-300. И тут же все страсти утихают как-то. Получается, Украине все прощается? Румынский вертолет, польский трактор, все другие подобные случаи, не говоря уже о минах в Черном море.
– Страсти не утихают, просто главврач психиатрической больницы сказать "надо помолчать". Ну и все, и все сразу замолчали. Вы знаете, мы в тот вечер, наверное, были на грани Третьей мировой войны, большого коллапса на Европейском континенте. А утром стало смешно, как те лидеры… Если их вообще можно назвать лидерами – людей, которые за ночь меняют свою позицию в отношении этого инцидента. Можно ли их считать лидерами, или все-таки они марионетки Запада?
Байден сказал, что нет оснований полагать, что это российская ракета, исходя из траектории полета. И все, и все сразу переобулись. Ну, нашли такую формулировку, факт же – это же российская ракета, производства российского, значит, априори российская сторона виновна. Может быть, где-нибудь на МКАДе какой-нибудь БМВ или Мерседес совершит какое-то ДТП, а мы будем обвинять Германию в том, что она виновна в совершении ДТП. Из уст мировых лидеров это на самом деле слышать смешно.
В конце концов, они все прекрасно знают, что С-300 - это не российская ракета, это советская ракета, она произведена еще в Советском Союзе. Если бы они сказали "это ракета, произведенная в Советском Союзе, которая стоит на вооружении и России, и Украины, надо провести расследование для того, чтобы выяснить обстоятельства этого инцидента", - тогда можно было бы говорить о какой-то объективности.
Тут они сразу стали делать политические заявления. Мне кажется, инициатором всего этого был Зеленский, и он искренне был уверен, что любая антироссийская риторика автоматически будет подхвачена мировыми СМИ и мировыми лидерами. Он был в этом убежден! Поэтому он так убедительно говорил о том, что - это Россия, мы предупреждали, что она пойдет дальше, это агрессор, надо сплотиться и т.п.
Он фактически попытался разжечь Третью мировую войну. А на Западе подумали – нет, подождите, ребята. То, что касается смерти украинцев на войне – мы согласны, обеспечение вас оружием – мы согласны, то, чтобы этот конфликт продолжался на вашей территории – мы согласны. Но воевать на нашей территории или провоцировать конфликт на уровне всей Европы, ну, вы извините, это не входит в наши интересы, и об этом было четко заявлено.
Мне кажется, это должно стать холодным душем для Зеленского, потому, что у него какое-то свое представление о том, как работает вся эта мировая машинка политическая. Он считает, что вполне достаточно его заявления для того, чтобы развязать Третью мировую войну. Но это же совсем не так.
У западных стран, особенно у американцев, есть свои интересы. И там, где их интересы противоречат интересам малых стран, они, конечно, будут реализовывать все в рамках своих интересов. Если это не входит в планы Запада - воевать напрямую с Россией, они не будут воевать с Россией, вот и все.
Но мне кажется, тут важен еще и другой момент – положительный. Сам факт того, что западные лидеры раструбили это на всю Европу о том, что ракета непонятно какая, сам факт того, что эта ракета упала на территорию НАТО - должен как-то привести их в чувство. Они живут в зоне комфорта, когда на их территории они чувствуют себя в полной безопасности и абсолютно равнодушно смотрят на то, что происходит внутри Украины, обеспечивая ее (киевский режим – Ред.) финансами, оружием… Пусть они воюют с Россией, подумаешь, гибнут россияне, украинцы – их это на самом деле мало волнует.
И вдруг – бац, и прилетело на территорию Польши. Но это же инцидент, это случайность, а может и не случайно прилететь. И начнут потихонечку задумываться – может, надо что-то с этим конфликтом делать? Может быть, хватит уже – восемь-девять лет уже достаточно для того, чтобы завершить этот конфликт?
Но пока в публичной сфере никто об этом не говорит. Те заявления, которые они делают не дают оснований полагать, что у них вообще есть желание урегулировать политически этот конфликт. Условия для проведения переговоров выдвигаются заведомо неприемлемые, что дает основание полагать, что это игра в политическое урегулирование, на самом деле они хотят продолжения войны.
– Эта ситуация может повлиять на польскую поддержку Украины, на польский контингент на Украине, или, как минимум, на отношения простых поляков к Украине? Я не говорю про власти, их прозападная позиция понятна, я говорю про население Польши, среди которого ширятся антиукраинские настроения – мы видели демонстрации после событий, после попадания ракеты. Кажется, такие настроения могут только усилиться.
– Сегодня так складывается политическая конъюнктура, что Польше выгодно оправдать Украину и попытаться как-то замять этот инцидент. Но могут наступить другие времена в отношениях между Польшей и Украиной. Когда наступят другие времена, они обязательно об этом вспомнят, надо знать поляков. И будут говорить – вот, украинская ракета убила наших граждан… Поляки это будут иметь в виду, и в нужный момент они обязательно будут использовать этот инцидент. У меня в этом нет абсолютно никаких сомнений.
Точно так же, как по Волынской резне. Они могут сколько угодно рассказывать о том, что - "да ладно, это уже в прошлом, мы об этом вспоминать не будем, потому что Украина стремится в Европейский Союз, в НАТО, она воюет с Россией". Это все временное явление. Наступят времена - и они снова и снова будут возвращаться и к Волынской резне, и к любому инциденту, который так или иначе связан с Украиной, и каждый раз будут его использовать по-разному, в зависимости от политической целесообразности.
– Поговорим об ударах по украинской инфраструктуре. Насколько эффективными они оказываются, какое влияние на ход боевых действий это оказывает, и оказывает ли в целом? Каким может стать следующий шаг Вооруженных сил Российской Федерации, когда ждать российского контрнаступления. Этими ударами выведена почти половина абонентов – это много.
– Это, конечно, деморализует Украину изнутри, в первую очередь потому, что этому ничего противопоставить нельзя. Обстрелы и нанесение колоссального ущерба энергетической инфраструктуре еще и говорит нам о том, что никакой системы ПВО эффективной на Украине нет. Это означает, что Запад не поставил Украине эффективную систему ПВО, которая могла бы защитить стратегические объекты. Это уже для всех украинцев стало очевидным.
Все разговоры Зеленского и его команды, что из 87-ми запущенных Россией ракет мы сбили 90 – это уже не работает, уже доверия к этому нет, математика у них постоянно не бьется. А ущерб наносится колоссальный, и люди это ощущают на себе.
До конца месяца температура в Украине опустится, в течение двух недель – до минус десяти градусов ночью. Вы же понимаете, мы живем в таких климатических условиях. Для того, чтобы создать нормальные условия для проживания человека, нам требуется приложить очень много усилий, в отличие от многих стран, которые живут в более теплых климатических условиях.
Нам нужно отапливать, нам нужно обеспечивать электроэнергией и т.д. С этой точки зрения то, что электроэнергия сейчас в дефиците в Украине… Кстати, от этого страдает и Молдова, потому что Украина являлась экспортером электроэнергии в первую очередь в Молдову, она планировала экспортировать электроэнергию в Польшу – обо всем этом уже можно забыть. О том, что Украина будет зарабатывать на электроэнергии – об этом уже нужно забыть. Сегодня можно говорить только о возможности самообеспечения себя электроэнергией. Хотя бы себя обеспечить электроэнергией, но и с этим есть вопросы.
Удары наносятся настолько точечно и настолько грамотно, в первую очередь потому, что Россия в полной мере располагает всеми схемами энергетического обеспечения Украины. Все эти энергетические объекты, генерирующие компании, транспортировка электроэнергии – все это строилось в советское время. И это ни для кого не секрет.
Эти точечные удары направлены на то, чтобы создавать определенные энергетические острова... Они еще не полностью уничтожают, потому что, если бы стояла задача полностью уничтожить (энергосистему – Ред.) – она была бы уничтожена в течение максимум двух суток. Но пока не ставят эту задачу, пока точечно наносят удары для того, чтобы минимизировать определенные возможности для использования этой электроэнергии в сфере ВПК и т.д.
Сегодня удары наносятся и по газодобывающим компаниям. Если раньше мы могли говорить о проблемах с электроэнергией, то в ближайшее время мы можем говорить о проблемах с теплом, и газообеспечением. Вы же понимаете, что еще не включался инструмент по транзиту российского газа. То есть, транзит работает на полную катушку, там все нормально. И это позволяет перенаправлять определенные объемы газа с одной территории на другую.
Если и здесь будет включен механизм, то рухнет и вся газотранспортная система. То есть, речь идет об этом, и это - в условиях, когда мы входим фактически, уже мы осенне-зимний период прошли – в зимне-весенний, самый сложный период времени. Последствия могут быть очень плачевные для Украины.
Я вспоминаю, есть у нас такой город Алчевк, где произошла трагедия, там прорыв был серьезный, и стотысячный город был заморожен. Этот город восстанавливали всей страной на протяжении очень длительного периода времени, потому, что вся система отопления перемерзла. Это все надо было менять - и трубы, и батареи, и стояки. Это требует колоссальных финансовых ресурсов.
В условиях незавершенной войны можно сколько угодно просить деньги у Запада для восстановления энергетической инфраструктуры, но, если война не завершена, соотношение одного "Шахеда" или "Герани" с теми вложениями, которыми нужно сделать восстановление того или иного энергетического объекта, просто несопоставимы. Ты сегодня можешь восстановить этот объект, но в течение получаса он может вернуться в то же состояние, в котором был, а может и в худшее.
Первое условия для того, чтобы как-то стабилизировать эту ситуацию и создать определенные условия для более-менее мягкого прохождения зимы – это переговорный процесс и попытка если уж не получить мир, то какое-то перемирие. Зеленский сегодня отказывается от собственного указа, уже заявляет о том, что он готов на переговоры, но они должны быть публичными. Я просто хочу, чтобы украинские начальники объяснили этому властителю Вселенной, господину Зеленскому, что переговоры не ведутся публично, поэтому они и называются переговорами. А публично ведутся баттлы.
Он хочет баттл – батла не будет. А если будут переговоры, то для того, чтобы выйти и вывести результат этих переговоров в публичную сферу, надо о чем-то договориться. Если не удается договориться, то это никогда не будет в публичной сфере. Это элементарные азы, которые должен понимать любой нормальный, адекватный человек.
Все эти разговоры – "нам нужны публичные переговоры" – это ему хочется покрасоваться, попиариться каким-то красным словечком и т.д. Сегодня надо делами это все показывать, а не словами.
Рано или поздно у украинцев придет понимание того, что с этим словоблудом, который на самом деле ничего не понимает, не умеет, не хочет и не будет делать – надо как-то уже расставаться, потому, что иначе придет конец не только ему и его политической силе, но и всей Украине, включая тех жителей, которые там еще остались.
Плюс, для Европы тоже наступают не самые лучшие времена. Если ничего не изменится, война продолжится – число мигрантов, которые устремятся в Европу, потому что другого пути им нет, направление только одно - думаю, от трех до пяти миллионов человек если заедут в Европу, то я посмотрю, как Европа с этим справится.
Людям нужны условия, как минимум, для того, чтобы перезимовать. Летом еще можно жить в стране без газа, без света, без отопления, некомфортно, но можно. А зимой это невозможно. Поэтому люди будут искать какой-то путь, как выжить в этих условиях, и они будут стремиться куда-то выехать и где-то перезимовать.
Это все результат абсолютно неправильных политических решений. Я сегодня с удовольствием посмотрел, как журналисты порошенковского телеканала "Прямой" - вещают, как вы думаете, откуда? С автомобильного паркинга подземного! С одной стороны, вроде бы и жалко людей, а с другой стороны, вспоминаю слова этого негодяя, который говорил - наши дети ходят в школу, а ваши дети сидят в подвалах. А я сегодня смотрю – его журналисты уже сидят в подвалах.
Это результат чего? Это результат ошибочных политических решений, за которые этот негодяй должен нести политическую и уголовную ответственность. За то, что, имея на руках абсолютно компромиссный вариант Минских договоренностей, он их саботировал в период своего президентства и блокировал в период, когда он уже не был даже президентом. Это все дело рук этого человека.
И уж кто-кто, он-то точно должен понести ответственность – и за 1 июня 2014 года, и за саботаж Минских договоренностей, и за те ошибочные политические решения, которые он принимал в отношении формулы Штайнмайера, и в отношении много другого, что позволило бы на тот момент предотвратить тот ход событий, который мы имеем сегодня. Это его политическая ответственность. Рано или поздно, эти времена придут, и они все ответят – и Зеленский, и Порошенко, и все остальные. Я в этом нисколько не сомневаюсь.