В США возникает всё больше вопросов к украинской политике администрации Байдена. Нет, получившие контроль над палатой представителей республиканцы не против поддержки «демократии» и войны с Россией чужими руками, но вот член палаты представителей Марджори Грин вежливо интересуется: «Мы финансируем бюджет Украины — 11,8 миллиарда долларов направляется в виде бюджетной поддержки. Вопрос заключается в следующем: Украина что теперь, 51-й штат США? И какую должность занимает Зеленский в нашем правительстве?»
Республиканцы требуют аудита бюджетных расходов на поддержку Украины. Как мы понимаем, у такой проверки будет минимум три следствия: а) выход на «реверсное финансирование» Демпартии США украинской администрацией через криптовалютную биржу FTX; б) вопрос относительно использования поставляемых Украине вооружений; в) вопрос о том, не подрывают ли такие поставки обороноспособность США?
Последний вопрос уже расследуется СМИ: на сайте CNN 17 ноября появилась коллективная (четыре соавтора) статья со «зрадным» названием «У США заканчивается оружие и боеприпасы для передачи Украине». Основание для такого названия дал член комитета палаты представителей по разведке от Демпартии Майкл Куигли: «Мы думали, что эта война закончится через несколько дней, но теперь могут пройти годы. В то время, когда глобальные цепочки поставок разрушаются, Западу будет очень трудно удовлетворить спрос на таком высоком уровне».
Статья выдержана в традиционном американском стиле — неназванные источники поделились с журналистами информацией о том, что «пропало всё» (дословная цитата из Юлии Тимошенко, кстати, — куда она пропала?). Подробностей в ней немного, потому мы дополнили её своими соображениями, что же именно пропало.
Вот, например, ПЗРК FIM-92 Stinger. В своё время был создан большой запас ракет к этим комплексам (на минуточку, — 0,7 млн шт.) и американское оборонное ведомство сочло возможным отказаться от закупок. В начале XXI века производство ракет для Stinger’ов было свёрнуто, а сейчас вдруг оказалось, что закрома пусты. Пентагону пришлось заключать контракт с Raytheon Technologies на производство ракет для потребителей на Ближнем Востоке и Украине. Но с места восстановить производство не получится — нужно восстанавливать линии и вновь осваивать выпуск комплектующих.
Интересно, что США сочли возможным возвращаться к этому не новому (производится с 1978 года, последняя модернизация — 2000 год) и не слишком эффективному комплексу.
Артиллерийские снаряды. Мы знаем про дефицит снарядов всех основных советских калибров (кроме танковых) у Украины и об обозначившемся дефиците 122-мм снарядов у российской армии. Но такая же проблема, как оказалось, есть и у США: на Украину было поставлено 0,8 млн 155-мм снарядов, в то время как промышленность США производит их 82 штуки в день. Для восстановления этих расходов США потребуется четверть века. Но есть и плюс — не надо тратить деньги на хранение и утилизацию боеприпасов.
Кстати, по данным ГУР МО Украины ВСУ тратят в день 5−6 тыс. снарядов. Когда закончатся советские калибры вся нагрузка ляжет на натовские поставки, а 155-мм снарядов хватит на две недели (на самом деле это преувеличение — есть ещё 105-мм, да и вообще расход у импортных орудий намного ниже в силу большей точности и меньшей надёжности).
FGM-148 Javelin: на Украину поставлено 8,5 тыс. штук, что, по некоторым оценкам, составляет почти все их запасы в США. Производство же составляет 4 тыс. шт. в год (во всяком случае, в мае производитель обещал нарастить выпуск до такого уровня). Год ещё не прошёл, между прочим.
Общее резюме примерно такое: склады Пентагона внезапно оказались не безразмерными, а военная промышленность утратила возможности для восполнения расходов из-за логистических проблем. Проблемы эти имеют двойное происхождение:
Во-первых, это результат карантинных ограничений. Да-да, коронавирус отменили (и по команде «отбой» смертность сразу упала на 90% — интересно, что порядок был именно такой), но нарушения логистики — остались. Фактически это те же санкции, которые обратным концом ударили по США.
Во-вторых, это развал производственных цепочек. Просто пока те же Stinger’ы производились в США, комплектующие для них поставлялись предприятиями со всей Америки и, возможно, и из-за ее пределов. Сейчас эти цепочки придётся не восстанавливать даже, а создавать по новой — одни фирмы исчезли, другие сменили направление деятельности, третьи утратили соответствующие компетенции…
Теперь возникает вопрос о том, а не наносят ли поставки на Украину ущерб обороноспособности США и союзников? Тот самый вопрос, кстати, который задавали власти Германии, а их за это шпыняли. По словам источника СNN «США не смогут бесконечно поставлять Украине высококачественные боеприпасы, но оценка того, истощаются ли запасы США, является субъективной».
Самим США, разумеется, ничего не угрожает (ну, если они не решат устроить у себя весёлую гражданскую войнушку), ну, у них на носу, например, битва за Тайвань, которая будет представлять из себя ту же самую большую неядерную войну. И непонятно, насколько США готовы к ведению такой войны или хотя бы к поддержке Тайваня по образцу украинского конфликта.
Разумеется, статья в CNN может быть дезинформацией, в американском ВПК всё в порядке и на Украину и дальше будет литься поток HIMARS’ов (кстати, с их запасами и производством тоже жестокие проблемы — новые поставки не только Украине, но и странам НАТО рассчитаны на годы). Но подождём выводов комиссии конгресса. Доверять им не обязательно (повторяем, что сами по себе поставки представители республиканцев под вопрос не ставят), но почитать будет интересно…