Последние события вокруг СВО довольно просто выстраиваются в определённую схему. Уже сама эта простота намекает, что речь идёт о банальной конспирологии, но, с другой стороны, зачем искать тайную ложу там, где вполне достаточно явной лажи?
Итак, началось всё с отвода российских войск из Херсона.
Накануне промежуточных выборов в США разгонялись слухи относительно того, что Запад подталкивает Украину к переговорам с Россией. Наиболее конкретно описала предлагаемую схему итальянская La Repubblica 8 ноября: Россия сдаёт Херсон, после чего начинаются переговоры.
Сообщалось также о миссии Джейка Салливана, который должен был уговорить киевские власти пойти на уступки. Заметно было и изменение позиции Владимира Зеленского, который 8 ноября фактически дезавуировал официальную позицию Украины, закреплённую его же указом о недопустимости ведения переговоров с Владимиром Путиным. Само по себе это позволяло надеяться на разблокирование переговорного процесса.
Поверить в это было можно, поскольку Западу совершенно определённо нужна передышка. Особенно это касается европейских стран, где развивается социально-экономический и политический кризис. Впрочем, отвод войск из Херсона и последующие переговоры устроили бы и США — если бы отвод произошёл до выборов и позволил бы Демократической партии нарастить свою поддержку.
Этого, однако, не произошло. 15 ноября CNN сообщило, что, по мнению разведки США, Россия не хотела, чтобы отступление из Херсона позволило администрации Джозефа Байдена заработать на этом политические очки перед промежуточными выборами. Сразу несколько официальных лиц заявили CNN, что Россия, вероятно, переоценила, насколько американцы заботятся об отдельных сражениях на Украине.
В последнее тоже легко поверить, потому что США, при всём своём статусе единственной на настоящий момент мировой сверхдержавы, страна глубоко интровертная. Американцев очень мало интересуют события за пределами США, не отражающиеся непосредственно на их благосостоянии.
Однако такое предположение оказалось по-видимому несправедливым — 11 ноября Байден сделал заявление относительно мирных переговоров: «Я не думаю, что конфликт будет разрешён до тех пор, пока Путин не выведет [войска] с Украины». Кажется, Байден действительно рассчитывал на встречные шаги со стороны России и был разочарован, не увидев их.
Это заявление можно было расценить как поддержку киевского режима, и украинские спикеры в лице Алексея Данилова и Михаила Подоляка буквально на следующий день заявили, что «освобождение» Херсона не означает приостановку боевых действий и начало переговоров. Хотя Байден-то говорил немного о другом — о полном урегулировании конфликта, а не о начале переговоров. Переговоры и в соответствии с высказыванием Байдена можно начать до вывода российских войск.
Так или иначе, Зеленский к советам Запада не прислушался. 15 ноября, в выступлении перед саммитом G20, он вновь выдвинул России ультиматум, поставив условием начала переговоров вывод российских войск за границы 1991 года. При этом не были учтены моменты, которые, по сообщениям западных СМИ, предлагались США в качестве компромисса — отказ от преследования «военных преступников» и особый статус Крыма.
После этого заявления даже последовательные сторонники дипломатического решения конфликта в российском руководстве — Сергей Лавров и Дмитрий Песков — были вынуждены признать, что киевские власти к переговорам не готовы.
В результате уже вечером 15 ноября последовал ответ — сильнейший с 10 октября (по оценке «Укрэнерго») налёт на объекты энергетической инфраструктуры Украины, что вызвало отключение электроэнергии в ряде крупных городов. Насколько можно понять, сработал и накопительный эффект — ранее выведенные из строя элементы силовых подстанций ещё не были восстановлены.
Удивительно, но Зеленский… обиделся! «России говорят про мир, а она — ракеты в ответ. Ей говорят про глобальные кризисы, а она — иранские дроны в ответ. Ей 10 пунктов чтобы закончить войну, а она — по 10 ракет на каждый пункт».
Отметим, что сами по себе удары по энергетической инфраструктуре имеют, преимущественно, политико-дипломатический смысл — их целью является не нанесение ущерба обороноспособности Украины, а принуждение её к переговорам. Однако именно в этой сфере эффект от ударов околонулевой.
Во-первых, украинскому руководству в общем-то безразлично, будет свет в стране или нет — у них есть личные генераторы и оборонный бюджет, наполненный Западом. Ну а на самый крайний случай — паспорта с белоголовым орланом или львом и единорогом на обложке.
Во-вторых, проведённый нами вчера по горячим следам опрос знакомых в разных городах Украины относительно состояния общественного мнения дал немного предсказуемый результат: никаких переговоров с врагом, только безоговорочная капитуляция (правда, на взятие Кремля никто особенно не рассчитывает, но у нас и знакомые вменяемые).
В качестве вишенки на торте мы получили инцидент с падением ракеты в Польше. Падение могло быть случайным, но оно совпало с несколькими факторами международной политики: ультиматумом Зеленского (который он сам считает приглашением к мирным переговорам), принятием ГА ООН постановления о грабеже российских зарубежных активов и кампании по признанию России страной-террористом (соответствующий проект продвигается и в ООН).
Наиболее вероятно, что инцидент был случайным — достаточно вспомнить многократные случаи поражения домов в Николаеве украинскими зенитными ракетами. Теоретически это даже могла быть российская крылатая ракета, сбившаяся с маршрута (удивляет, впрочем, удивительно малая сила взрыва — её хватило только чтобы перевернуть прицеп).
Однако вполне вероятна и сознательная провокация.
Во-первых, украинские комплексы С-300П и ПС имеют возможность стрелять по наземным целям (устаревшие российские ракеты таких комплексов переделаны в воздушные мишени и такой возможности лишены, да и не долетят они так далеко).
Во-вторых, именно в момент инцидента рядом с границей совершенно случайно пролетал натовский разведывательный самолёт, который что-то увидел.
Что именно он увидел не говорится, но, по заявлениям официальных лиц, всё пошло не по плану:
— Байден: по предварительной информации, упавшая в Польше ракета летела не из России (откуда — не скажут: УНИАН уже сообщило, что даже если это мы, то это не мы, потому что во всём виноваты русские);
— Эрдоган: данные показывают, что Россия ни при чём в инциденте с падением ракеты на территории Польши;
— Associated Press со ссылкой на американских чиновников: ракета, попавшая на территорию Польши, была выпущена украинскими войсками.
— Люблинское издание Dziennik Wschodni пишет: «Люди говорят между собой о провокации с украинской стороны. Такое нападение стало бы поводом для вовлечения НАТО в конфликт».
В общем, провокация, случайно или намеренно устроенная Украиной (возможно — с участием британских и/или польских спецслужб), окончилась ничем: она уж очень выбивается из графика эскалации, прописанного в Вашингтоне. Скорее всего, даже поляки не получат разрешения расширить зону безопасности на приграничные украинские территории.
P. S. Как написал автор телеграм-канала РИА Новости Апокалипсиса: «Ядерная война из-за енота звучит лучше, чем ядерная война из-за поляков...»