После оставления ВС РФ части Херсонской области в прессе все чаще муссируется версия о проведении переговоров между Россией и США по поводу украинского конфликта с целью его заморозки и достижения какого-то компромисса.
Примерная версия такова: якобы в обмен на передачу контроля Киеву над Херсоном заключается перемирие, по условиям которого украинская власть признает российский статус новоприсоединенных территорий (левый берег Херсонщины, большей части Запорожской области, ДНР, ЛНР), а также Крыма. Насколько реалистично подобное развитие событий — в материале Украина. ру.
Киев выдвигает заведомо неприемлемые условия
О готовности договариваться в последнее время говорили представители российской власти, в частности, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и замминистра иностранных дел России Сергей Рябков. Впрочем, они оба подчеркивали отсутствие желания разговаривать со стороны киевского режима, находящегося под контролем Запада.
Несоответствие слухов, появившихся в преддверии выборов в американский конгресс, решили компенсировать постоянными обвинениями России в нежелании мирного урегулирования. Хотя фактически Зеленский и его западные «партнеры» изначально ставят невыполнимые условия для старта переговоров, с которыми категорически не может согласиться Москва — немедленное возвращение Украине ее границ по состоянию на 1991 год. Данная риторика постоянно повторяется в заявлениях официальных лиц Киева и Вашингтона.
10 ноября в интервью американскому телеканалу CNN президент Украины Зеленский посетовал на невозможность взаимодействия с Владимиром Путиным. Он выразил желание договариваться с некой «другой Россией», которая вернет все территории и заплатит компенсации.
«Они должны вернуть всё: земли, права, свободу, деньги, а главное — справедливость», — сказал он.
О том, что возврат Херсона не станет поводом для украинской власти к прекращению боевых действий, ясно высказались секретарь СНБО Данилов и советник главы Офиса президента Подоляк. По мнению первого, остановка войны недопустима и «освобождать территории» необходимо независимо от времени года, а второй повторил тезис своего лидера о необходимости вывода ВС РФ за пределы признанных Западом границ Украины.
Уже более месяца действует запрет на любые переговоры с российским лидером. Сейчас на гребне успехов Зе-команда надеется на увеличение западной помощи и военной победы над ВС РФ. Останавливать конфликт Киеву категорически невыгодно, поскольку на него можно списать любые внутренние проблемы, выпрашивать у Запада все новые денежные средства. А в случае мирного процесса начнется политический процесс, где к нынешнему режиму будет много вопросов даже со стороны «патриотического» сообщества. Кроме того, придется восстанавливать разрушенную экономику, социальную сферу, инфраструктуру страны, на что у правящей «элиты» нет ни денег, ни управленческих способностей. Любая заморозка и тем более уступки РФ — политическая смерть для Зеленского и Ко.
Вашингтон не хочет мира
По данным газеты The New York Times за скорейшие переговоры выступает глава комитета начальников штабов Марк Милли, полагающий, что ВСУ исчерпали свой потенциал в преддверии зимы, следовательно, имеющиеся успехи стоило бы закрепить дипломатически. Впрочем, сам президент Джо Байден и большинство его окружения не считают, что настало время договоренностей. Видение американского лидера полностью совпадает с Зеленским.
«Я не думаю, что конфликт будет разрешен до тех пор, пока президент России Владимир Путин не выведет силы из Украины», — заявил Байден.
В тот же день во время брифинга официальный представитель Госдепа Нед Прайс поддержал условия переговоров, которые Зеленский выдвинул 7 ноября. С точки зрения Прайса, украинское руководство готово к примирению с Россией, но на определённых условиях, в числе которых соблюдение принципа территориальной целостности.
Позже госсекретарь США Энтони Блинкен на встрече с главой украинского МИДа Дмитрием Кулебой сообщил, что время и содержание любых переговоров с РФ остаются решением Украины. Советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан утверждал, Вашингтон якобы не давит на решение Киева касательно позиции по переговорам с Москвой. К слову, неделю назад после публикации The Wall Street Journal о контактах между Салливаном и секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым версия о «договорняке» РФ и США обрела определенное подспорье.
Впрочем, на деле обсуждался не компромисс, а лишь удержание конфликта в определенных рамках, чтобы не допустить прямых столкновений российской и американской армий, которые грозят ядерной войной. Штатам нынешняя ситуация выгодна, поскольку они добиваются максимального напряжения ресурсов России. При этом они получают прибыль от перераспределения рынка энергоносителей, повышенное финансирование военно-промышленного комплекса, ослабление позиций ЕС как экономического конкурента (особенно Франции и Германии), усиление своей промышленности за счет переноса производств из Европы. Поэтому поддержку Украины сворачивать никто не собирается, несмотря на неудачи Демократической партии на выборах в конгресс.
Миролюбивая риторика европейцев ничего не значит
В свою очередь, со стороны лидеров ЕС активизируется миролюбивая риторика, но все же несмотря на значительные экономические издержки, продолжают звучать реверансы в сторону Киева. Так, президент Франции Макрон считает, что Украина должна определить условия мира, а после захода ВСУ в Херсон он опубликовал свои поздравления.
«Это дело Украины — определить условия и время, когда она захочет вернуться за стол переговоров. Но в определенный момент придется это сделать. Сейчас преждевременно говорить о каких-то радикальных условиях, но я лично убежден, что в какой-то момент будет необходимо вернуться к переговорам», — отметил Макрон.
Канцер Германии Олаф Шольц также за переговоры с российским лидером, но с поддержкой Киева, хотя и более обтекаемо формулировал свои мысли.
«Мы все хотим, чтобы эта война закончилась, и чтобы мир стал возможным… Но никакого продиктованного мира не будет. Должно быть другое понимание. Наряду со многими другими, я постоянно пытаюсь углубить это понимание. Это единственный способ сделать возможными мирные переговоры. В первую очередь Россия должна осознать, что нельзя провести фломастером по ландшафту и сказать: это теперь мое», — сообщил Шольц.
Наиболее последовательную позицию среди европейских политиков занял премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, рассуждавший, что нужно как можно скорее начать мирные переговоры для ликвидации продовольственного и энергетического кризиса в мире. Европа уже ощутила серьезную экономическую рецессию, значительный рост цен на коммунальные платежи, сворачивание бизнеса и упадок социальной сферы, являющийся следствием санкций, а также дефицита нефтегазовых ресурсов. Впрочем, субъектность Европы весьма условна, ведь, несмотря ни на что, она продолжает следовать в фарватере американо-британской политики, которая ведет лишь к разрушению. Европейцы были бы рады, чтобы все закончилось, но повлиять решительным образом на Киев они бессильны.
Запад создает штаб по эскалации войны
Часть общеевропейских функционеров нарочито изображают из себя «ястребов войны». Так, 10 ноября верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выступил с заявлением о планах повышения мобильности европейских вооружённых сил за счёт перестройки железнодорожной инфраструктуры, включая мосты, ж/д пути и тоннели — к проекту планируют привлечь страны Балканского полуострова, Молдову и Украину.
Между тем Запад уже запланировал на 16 ноября очередной «Рамштайн», где участвующие страны примут очередной пакет военной и финансовой помощи киевскому режиму — пока проходят консультации и предварительное согласование новых потенциальных поставок. Немаловажным событием текущей недели стало открытие в немецком городе Висбаден нового штаба по координации военной помощи Украине, возглавляемого американским генералом Антонио Агумо. Структура, куда войдут около 300 офицеров из США и некоторых европейских стран замкнет на себя вопросы тылового обеспечения, снабжения ВСУ западным вооружением, обучения украинских военнослужащих. Если бы дело шло к потенциальному миру, вряд ли бы подобный штаб имел какой-либо смысл. Поэтому все ровно наоборот: США, Британия и ЕС, так или иначе, берут, курс на эскалацию украинского конфликта. За их миролюбивой риторикой скрывается дальнейшая русофобская политика и градус противостояния едва ли ослабнет.
Сейчас точки соприкосновения отсутствуют, ибо позиции сторон диаметрально противоположны. Россия защищает своих граждан и свои интересы на Украине. Запад же стремится с помощью войны до последнего украинца как минимум к ослаблению РФ, смене власти в стране на более удобную, а как максимум — вовсе ее ликвидации и распада. Исходя из вышеизложенного, можно уверенно констатировать, что компромисс невозможен, а слухи о нем являются лишь неким набором пожеланий определенных лиц.