История

"Не отдавать врагам то, что является нашим". Каким должен быть взгляд на историю Белоруссии

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Философ Александр Дугин в недавнем разговоре с президентом Белоруссии Александром Лукашенко сказал: "Какие-то элементы белорусской идеи сложились ещё в Великом княжестве Литовском. И тогда белорусская идентичность стала приобретать определенные формы. И те, которые хотят использовать еë против Белоруссии, совершают подмену. Потому что белорусская идея – это очень серьёзная часть нашего общего наследия".
Автор этих строк готов согласиться с Александром Гельевичем. Однако нужно прояснить, как именно следует понимать ВКЛ в контексте общерусской идеологии.
Русский взгляд на историю Литвы и Речи Посполитой (который, к сожалению, почти не представлен в интеллектуальной жизни РБ и РФ) мы можем воссоздать по работам дореволюционных учёных, в основном уроженцев Северо-Западного края Российской империи (М.О. Кояловича, И.В. Турчиновича, Е.Ф. Карского и др.). До Октябрьской революции господствовал нижеприведённый подход к пониманию ВКЛ и РП.
– Образование ВКЛ обусловлено, прежде всего, вторжением войск Монгольской империи на Русь в 1237-1240 годах, нарушившим нормальное развитие Древнерусского государства.
"Татарское нашествие, поразившее русских в южной половине западной России, придвинуло новые массы их к литовским пределам и явно вызывало Литву двинуться на юго-восток и утвердить свою власть над этими русскими, представлявшими теперь лёгкую добычу и даже расположенными признать над собой литовскую власть, чтобы иметь в ней защиту от татар" (М.О. Коялович "Чтения по истории западной России", 1884 г.).
– До конца XIV века ВКЛ было преимущественно русским государством: русские (предки белорусов и малорусов) занимали 90% его территории. Кроме того, литовская правящая элита стремительно "русифицировалась", поскольку по уровню культурного развития русские значительно превосходили литовцев.
Являлось ли Великое княжество Литовское белорусским государствомВ академической среде дискуссии о национальной принадлежности Великого княжества Литовского (далее ВКЛ) продолжаются до сих пор. Причины кроются в специфике данного государства
"Литвин, язычник, ещё мало знакомый с гражданскими уставами, исчезал в огромной массе русского народа, не мог передать ему ни своей веры, ни своего языка, сам заимствовал от него то и другое, и Литовское государство, при первых преемниках Гедимина, представляло такую же систему княжеств, какую мы видим в Московском государстве до Иоанна III. Там всё было русское, и вера, и язык, и гражданские уставы; самые князья литовские, рождённые от русских княжон, женатые на русских княжнах, крещённые в православную веру, казались современникам потомками Владимира Святого" (Н.Г. Устрялов "О Литовском княжестве", 1839 г.).
– В 1386 году, после женитьбы литовского князя Ягайло на польской королеве Ядвиге и провозглашения его польским королём, начинается процесс сближения ВКЛ с Польшей, который в итоге приводит к заключению в 1569 году Люблинской унии и образованию Речи Посполитой. Для ВКЛ соединение с Польшей означало постепенную полонизацию и превращение в польскую провинцию.
"Литовское княжество подпало власти Государей не русской крови, не русской веры, не русского языка, некому было охранять в нём священный залог народности, в продолжение многих веков неприкосновенный: западная Русь сделалась добычею иезуитов, старавшихся истребить в ней всё русское, и к концу XVII века она действительно утратила многие черты своей национальности: русские законы уступили место польским; язык был искажён; право и обычаи изменились; Уния поколебала и веру православную" (Н.Г. Устрялов "О Литовском княжестве", 1839 г.).
"Приняв в себя много элементов польского языка и сделавшись вследствие этого очень искусственным и уродливым, литературный западнорусский язык стал на пути постепенного его вытеснения польским языком. Вскоре западнорусская аристократия стала говорить по-польски, особенно после того, как она приняла католицизм; дворянству часто подражало духовенство, а чиновничество даже в судебно-административной практике стало употреблять польскую речь, особенно после 1696 года, когда сейм сделал постановление о том, что „Pisarz powinien po Polsku, a nie po Rusku pisać“" (Е.Ф. Карский "Белорусы" (т.1), 1903 г.).
Белорусские мифы. Как москали, укравшие у украинцев русское имя, навязали его литвинамЕще в 1917 году было известно: чтобы навеки хорошо зажить, надо переименоваться. Но переименоваться правильно. И вот тогда кто был ничем, тот станет всем. А его классовые вороженьки сгинут, як роса на солнце. Как мог правильно переименоваться обычный «тутейший» русин, живший по Западной Двине и на Днепре в XIV-XV веках?
– Большинство русских подданных ВКЛ и РП, не подвергшихся ополячиванию, связывали свои надежды на избавление от польского господства с единоплеменной Великороссией.
"В борьбе [ВКЛ и РП с Россией] симпатии русского населения Литвы окажутся не на стороне своего правительства, а на стороне Москвы, которая явится в его глазах истинной носительницей национальной и религиозной правды. Брак 1386 г. и последующие договоры выбьют Литовскую Русь из нормальной колеи и предопределят будущее воссоединение западнорусских областей при Екатерине II" (Е.Ф. Шмурло "История России 862-1917", 1922 г.).
Исходя из предложенной концепции истории ВКЛ, русским героем этого периода является литовский князь Ольгерд.
В дореволюционной историографии этот князь рассматривался как обрусевший литовец, намеревавшийся объединить в своём государстве все земли Древней Руси.
Отметим, что в желании Ольгерда сделать Вильну центром собирания русских земель учёные императорской России не видели ничего предосудительного: Великое княжество Литовское было в XIV веке таким же русским государством, как Новгородская республика, Великое княжество Тверское или Великое княжество Московское, поэтому литовский князь имел полное право участвовать в борьбе за первенство в объединении Руси.
Среди всех князей Литовско-русского государства (так в дореволюционной науке именовалось ВКЛ) Ольгерд был наиболее "русифицированным". М.О. Коялович писал:
Витовт и его «Ostpolitik». Как литовский князь завоевывал друзей и оказывал влияние на «Диком Востоке»29 января 1429 года в Луцке (Волынь) завершился съезд с участием основных игроков в Восточной Европе того времени: великого князя Литвы Витовта, короля Германии Сигизмунда, представителей Московии и Тевтонского ордена и многих других. Для чего же в начале XV века был созван такой представительный международный саммит?
"Особенно явно и решительно следовал русскому направлению преемник Гедимина – Ольгерд (1340 или 1341-1377). Под его власть перешли Киевская и Волынская области. Он подвинул свои владения далеко за Днепр. Они примыкали к Можайску и даже Коломне. Под его покровительством были Новгород, Псков, Тверь. Он два раза женат был на русских княжнах – витебской Марии и тверской Иулиании, был крещён в православную веру задолго до смерти Гедемина и перед своей смертью принял даже схиму. При нём русский язык стал языком высшего литовского сословия и даже языком государственным. Не подлежит сомнению, что в Литовском княжестве признаны были для русского населения древние русские законы – Русская Правда и устав св. Владимира".
О восприятии Ольгерда в качестве русского правителя красноречиво свидетельствует изображение его на знаменитом новгородском памятнике "Тысячелетие России", возле которого недавно выступал президент России Владимир Путин. На этом монументе увековечены и другие литовские князья – Гедимин и Витовт.
Возможно, кому-то это покажется странным – ведь были кровопролитные литовско-московские войны.
Чтобы показать суть вооружённых конфликтов между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским в XV-XVI веках, приведём весьма красноречивый исторический факт.
Самым успешным полководцем Ивана III был Даниил Щеня. С его именем связаны победа в сражении при Ведроши в 1500 году, результатом которой стал полный разгром литовского войска и утрата ВКЛ 1/3 своей территории. Кроме того, именно Щеня в 1514 году вернул Смоленск, что стало настоящей катастрофой для Литвы.
Мятеж Михаила Глинского. «Не так восстали» или «хитрый план» Василия III8 октября 1508 года был подписан мир между Великим княжеством Московским и Великим княжеством Литовским, который подвел черту под т.н. мятежом Глинского. Историки трактуют его как борьбу православной партии за свои права, попытку сепаратизма, акцию, направленную на воссоединение с русским государством, или просто феодальный конфликт
Дело в том, что Щеня – прямой потомок великого князя литовского Гедимина. Прадед Щени – Патрикей Наримунтович, служилый князь Новгородской республики, приходился Гедимину внуком. Именно с Патрикеем связано происхождение героя русских народных сказок – Лисы Патрикеевны (князь был известен своей хитростью и изворотливостью, что, видимо, передалось генетически и родило на свет такого талантливого полководца, как Даниил Щеня).
По подсчётам профессора Н.П. Загоскина, в допетровской России из 915 дворянских родов 223 (24%) происходили из ВКЛ. Войны Москвы с Литовским княжеством являлись средневековыми конфликтами за объединение под своей властью русских (восточнославянских) земель. Их можно сравнить с войнами Пруссии и Австрии за объединение Германии.
Но чем больше окатоличивалось и ополячивалось ВКЛ, тем больше конфликт становился борьбой за освобождение русского (восточнославянского) населения из-под чужеродной власти, центр которой всё больше смещался из Вильны в Краков.
Если через такую оптику смотреть на ВКЛ, то вполне можно инкорпорировать это средневековое государство в общерусскую парадигму и, говоря словами Дугина, "не отдавать врагам то, что является нашим".
Рекомендуем