В Америке на фоне приближающихся выборов в Конгресс (состоятся 8 ноября) усиливается раскол. Представители и сторонники Республиканской партии считают, что демократы подделают итоги выборов.
Можно ли ожидать честных выборов в США и как они повлияют на украинский вопрос, изданию Украина.ру рассказал политолог-американист, доктор юридических наук Александр Домрин.
— Александр Николаевич, 8 ноября состоятся выборы в Конгресс США. Как вы считаете, будут ли они честными?
— Хороший вопрос. Совершенно очевидно, что президентские выборы в Америке в 2016 году были честными. Тогда победил Дональд Трамп. Те, кто должен был управлять выборами, этого меньше всего ожидали и оставили процесс на самотек, поэтому выборы были честные. И неожиданно американский народ проголосовал за несистемного президента – за Трампа. Это приняли во внимание и в 2020 году президентские выборы были уже украдены у половины американского электората, который проголосовал за Трампа.
В 2024 году в следующие выборы президента США, я считаю и говорил уже об этом в СМИ, что республиканцев в Белый дом не пустят и сделают всё, чтобы подтасовать голоса и организовать, чтобы у власти остались демократы. Но это всё президентские выборы.
Ваш вопрос был о промежуточных выборах в Конгресс США, которые состоятся на следующей неделе 8 ноября. Это совсем другое дело. На них меняется полностью палата представителей, на треть – сенат, частично меняются губернаторы, и проходит голосование на местах. Местные выборы всё-таки отличаются от президентских тем, что на них следят за теми, кто приходит голосовать на избирательные участки у себя в округе, и смотрят, чтобы не было фальсификаций. Прямых президентских выборов в Америке нет: сначала избирается так называемая коллегия выборщиков, а только потом уже, по числу голосов от каждого Штата, определяется лидер страны.
Сейчас, я гарантирую, что предстоящие местные выборы, как и предыдущие, будут отражать настроение американских избирателей.
— Почти 60% американцев против оказания помощи Украине. Об этом заявляет The Hill, ссылаясь на аналитиков Morning Consult, которые 24 октября опубликовали опрос, проведенный у 2,2 тысяч американцев. Во Франции Зеленского назвали бременем для США. Байден же последовательно отвергает дипломатическое решение войны на Украине и убеждает всех, что от этого зависит репутация Америки. Где же хваленая американская демократия?
— Тут вот какой вопрос и вот какой интересный поворот. Во-первых, на самом деле так называемая военная помощь Украине – это очень хорошая инвестиция в американскую экономику. Из серии: мы сейчас старые железки из Пентагона [имеется ввиду списанная американская техника] отдадим Киеву, так как все равно их нужно выбрасывать, а сами будем загружать наш военно-промышленный комплекс производством новых железок. Мы даём импульс нашей американской экономике, в которой, на самом деле, не все так гладко из-за инфляции. Кроме того, Америка пытается перейти на "зелёную экономику", а этот переход не работает.
Парадоксально, но с точки зрения экономики военная помощь Украине идёт на пользу Америке. И Байден это прекрасно понимает. А так называемых борцов за мир всегда много было в Америке. Вспомните, Джон Леннон и Йоко Оно в 1970 году боролись против войны во Вьетнаме. Таких тоже много.
Но, повторяю, для американцев помощь Киеву – важные инвестиции в свою экономику. Забудьте, кому именно США дают свои железки, будь то Украина, Зимбабве или Буркина-Фасо – это не важно.
Во-вторых, возвращаясь к вашему первому вопросу о выборах, республиканцы получат большинство голосов (100%) в нижней палате представителей и, я думаю, что им отдадут один или четыре новых, дополнительных голоса. Это уже хорошо. Сейчас в Сенате силы между демократами и республиканцами распределены 50 на 50. Однако если даже правые силы получают от одного до четырех голосов, это значит большинство в обеих палатах будет у республиканцев.
Республиканцы, на самом деле, продолжат оказывать финансовую военную помощь Украине и не будут обсуждать ее прекращение. Разница будет только в том, что правая партия, отражая настроения своих избирателей, поставит вопрос об ответственности: давайте посмотрим куда идут наши деньги, на что демократы эти миллиарды долларов потратили. Потому что много средств, направленных на Украину, элементарно разворовывается.
В Америке в мае был принят большой закон о военной финансовой помощь Украине в размере 40 миллиардов долларов. Так вот я детально его изучил: на самом деле из обозначенной суммы только 10% собственно Украине предназначается. И то могут не дойти до нее. Все остальные расходы направлены на поддержание американской экономики, военнослужащих и экспертов.
А еще (это моя любимая статья) 500 миллионов долларов в рамках этого закона определили на документирование военных преступлений России против Украины. То есть выделили деньги на то, чего еще нет и скорее всего не будет. А ведь раз финансы есть, их надо освоить. Отсюда нам с вами подсказка: на эти средства все что угодно можно придумать. И грязную бомбу, и Бучу, и Изюм. И опять же все это упадет в копилку американцам, а не Киеву.
— Александр Николаевич, раз уж мы с вами про экономику заговорили, а кому достанутся замороженные на западе активы Москвы – Украине, США или Европе? Споры-то за этот куш идут…
— Споры идут, да. И, кстати, первый кто начал говорить о том, что нужно не просто заморозить эти финансовые активы, а пустить их на нужды Украины, был американский дипломат, бывший посол США в России Майкл Макфол. Сейчас на это и делается упор. Как сказала Урсула фон дер Ляйен: не просто заморозить, а использовать, взять. А вот куда дальше эти деньги пойдут? Меньше всего, я думаю, что эти замороженные активы так просто, на блюдечке с голубой каёмочкой Запад передаст Киеву.
Бывало уже такое, когда один миллиард долларов был выделен предыдущему украинскому правительству на строительство стены вдоль границы Украины с Россией. Эти деньги куда-то исчезли. Парадоксально, что в то же время украинский политик Арсений Яценюк на какие-то финансы переехал из Киева в Майами. Есть все основания подозревать, что именно на этот самый миллиард.
На Западе прекрасно понимают, с кем они имеют дело в Киеве, и вряд ли Украина получит активы Москвы. Как они будут освоены? Никто вам сейчас ответ на этот вопрос не даст, потому что они сами ещё не решили.