История

"Вокруг Булгакова": собака — друг игемона

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Собака появляется в романе «Мастер и Маргарита» в самом начале — во второй главе. Это друг пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата по кличке Банга. Помимо него собаки фигурируют в романе неоднократно. Иешуа, в частности, уверяет, что не считает обзывание «собакой» оскорблением. Впрочем, обо всём по порядку.
Имя собаки Пилата взято не с потолка — Банга (от «Любанга»), — домашнее имя второй жены писателя Любови Белозерской. Она была большой любительницей домашних и не очень домашних животных — таскала домой котят и щенят, училась верховой езде… В доме Булгаковых жили кошка Мука и котёнок Флюшка (как считается — один из прообразов кота Бегемота), пёс Бутон (по имени слуги Мольера) и даже, вроде бы, собака Бегемот (якобы о такой собаке писала Ирина Галинская, но в её книге мы такой информации не нашли). В общем, Белозерская привила Булгакову любовь к животным (в детстве и юности у него их не было) и нелюбовь к любителям животных — судя по оговоркам писателя, одной из причин расставания стала банальная ревность…
"Вокруг Булгакова": Патриаршие пруды
Собака как таковая
Ругательства «собака» и «сука» появились не просто так. Восприятие собаки как животного нечистого является частью иудейской традиции — собак не разрешалось держать в доме, употреблять в пищу, приносить в жертву.
Автоматически эта традиция была перенесена на христианство: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Тут, как видим, упомянуты оба «грязных» животных иудаизма на равных основаниях.
Потому, когда Иешуа, упоминая, что Левий Матвей называл его «собакой» говорит, что «я лично не вижу ничего дурного в этом звере, чтобы обижаться на это слово», это явный вызов и иудейской традиции и… Св. Евангелисту Матфею, допустившему такой выпад.
Более того, дальше Левий Матвей оказывается свидетелем смерти своего кумира в столь же вызывающей компании: «За цепью двух римских кентурий оказались только две неизвестно кому принадлежащие и зачем-то попавшие на холм собаки. Но и их сморила жара, и они легли, высунув языки, тяжело дыша».
Ну и последний, совсем уж бьющий в глаза намёк: Левий Матвей «вперял безнадёжный взор в жёлтую землю и видел на ней полуразрушенный собачий череп». В христианской традиции Лысая гора — место упокоения праотца Адама. Это его череп и кости помещаются ниже распятия. А тут — собачий череп…
С нашей стороны было бы самонадеянно утверждать, что мы разгадали этот богословский ребус Булгакова. Это может быть фиксация того, что в христианстве «нечистых» животных нет, поскольку все они создания Божии. Но может и, напротив, быть сигналом того, что описываемая в ершалаимских главах «Мастера и Маргариты» реальность не христианская — в вопросе о том, описан ли в лице Иешуа Иисус, между булгаковедами единства нет.
"Вокруг Булгакова": "Мастер и Маргарита" глазами Андрея Кураева*Отец Андрей Кураев сначала стал поклонником "закатного романа", а потом уже пришёл к Богу и стал протодиаконом. Думаем, что произведение Булгакова сыграло свою роль в его пути. Целью же книги о. Андрея "Мастер и Маргарита: за Христа или против?", пережившей уже три издания, стала защита романа от обвинений в апологии сатаны
Собаки в тексте
Главной собакой Ершалаима является Банга. Это единственное существо преданное Пилату: «Рядом с тем человеком, которого любил, уважал и считал самым могучим в мире, повелителем всех людей, благодаря которому и самого себя пёс считал существом привилегированным, высшим и особенным». В то же время, это единственное существо, которое сам Пилат безусловно любит, Иешуа говорит ему: «Твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан». Образ чисто булгаковский — в Евангелиях у Пилата никакой собаки нет.
Порода Банги неопределённая. Первоначально это был «жёлтый травильный дог», а в последнем варианте это «гигантский остроухий пёс серой шерсти» без определённой породы. Надо учитывать, что «дог» долгое время был названием всякой крупой собаки вообще, сама порода появилась в конце XIX века. Описанию примерно соответствует порода кане-корсо, появившаяся именно в римские времена в качестве военной собаки (в т. ч. — собаки-гладиатора). В случае с купированными ушами собака может быть остроухой.
Можно предположить, что фраза «кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» скорее относится именно к этой паре, а не Мастеру и Маргарите — там отношения куда как менее однозначные.
Ряд исследователей полагает, что неразлучную пару человека и собаки Булгаков видел во МХАТе — это знаменитый Василий Качалов и его доберман Джек (вообще, Качалов был большой любитель собак, у него их было несколько). Тот самый Джек — воспетый Сергеем Есениным. Вполне вероятно, что Булгаков, как человек театральный, прикидывал в своём окружении возможных исполнителей ролей «Мастера и Маргариты» и вполне мог остановить свой выбор на Качалове и Джеке. Даже если и не собирался всерьёз инсценировать собственный роман.
В ранней версии романа «Копыто инженера» фигурирует пёс Бимка — предводитель собак, живущих на Патриарших прудах. Он по-своему подаёт сигналы Берлиозу, но тот не понимает собачьего…
Вторая собака, названная по имени, — милицейский Тузбубён. Именно благодаря ему удаётся быстро найти пропавшего финдиректора Римского: «Стоило только сопоставить поведение Тузабубён у таксомоторной стоянки возле кинематографа с некоторыми датами времени, вроде того, когда кончился сеанс, и когда именно мог исчезнуть Римский, чтобы немедленно дать телеграмму в Ленинград».
Прототипом, скорее всего, был доберман-пинчер Треф, работавший в полиции, а потом и в милиции с Владимиром Дмитриевым. Эта пара раскрыла около полутора тысяч преступлений. Газеты писали: «Его следовало бы назвать Шерлок Холмс или Пинкертон!». В феврале 1919 году Дмитриев и Треф принимали участие в поисках бандитов, напавших на В.И. Ленина. Последний встретился с Дмитриевым и вынес вердикт: «Собака умница, да и её хозяин не дурак, но политик. Это ужасно». Дмитриева расстреляли в 1920 году, собака тоже погибла — не хотела работать с другим вожатым.
В архиве Булгакова нашли вырезку из газеты «Правда» от 6 ноября 1921 года, рассказывающую о побеге Ленина в Финляндию летом 1917 года. В статье указывалось, что к поискам Ленина были привлечены собаки, в частности — знаменитый Треф.
В гадании на картах треф — масть, связанная с властью и деньгами. А бубны — символ беспечной, весёлой жизни и… расплаты за неё: в дореволюционной России заключённые носили на одежде знак в виде жёлтого ромба, который в обиходе назывался бубновый туз. Такая вот карточная игра — оба символа относятся к правоохранительным органам, но — с разных сторон. К тому же после революции они поменялись местами — кто был никем, тот стал всем…
"Вокруг Булгакова": 30 слов из "Мастера и Маргариты"В литературе бывают такие небольшие фрагменты, которые сами по себе «весят» как целое литературное произведение – и в языковом, и в содержательном плане. Вот, например, рассуждения Андрея Болконского о дубе в «Войне и мире»… В творчестве Булгакова это, безусловно, первый абзац второй главы «Мастера и Маргариты», читающийся как стихи. О чём они?
Ну и, наконец, пудель. Воланд на Патриарших «под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя», а позже Коровьев «повесил на грудь Маргариты тяжёлое в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжёлой цепи», а «какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем». Это всё — химически чистая отсылка к Гёте. Ведь Мефистофель явился Фаусту в облике чёрного пуделя и это неслучайно: в средние века считалось, что сатана является, в частности, в облике чёрной собаки. Впрочем, связь собак с потусторонним миром относится к ещё дохристианским временам — вспомнить хотя бы Цербера и Анубиса.
Рекомендуем