Украине в будущем процессе восстановления экономики следует учитывать опыт некоторых стран, прошедших через длительные войны и даже потерпевших поражение, но сумевших затем добиться впечатляющих экономических успехов. Об этом говорили украинские эксперты на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Украина» 5 сентября.
Политолог Вадим Карасев отметил, что страны, которые вели войну на выживание, развивали свои ВПК, а это стимулировало индустриальное развитие, эти страны становились военно-индустриальными державами — и из войны выходили более мощными в этом плане. В качестве примеров он привел Германию и Японию.
Но в случае с Украиной есть проблема. По словам Карасева, страна ведет войну во многом «благодаря помощи западных друзей и партнеров».
«Они нам предоставляют и военную технику, они предоставляют нам самолеты, финансовую помощь, потому что наша экономика сегодня фактически стоит. Мы видим в аграрном секторе проблемы, видим в энергосекторе проблемы, в металлургии», — констатировал политолог. По его словам, возникает двойной вопрос. Во-первых, насколько долго и будут ли долго помогать западные партнеры в поставке техники и финансов, поскольку у них самих «могут быть разные изменения во внутриполитической и социальной жизни». Во-вторых, вопрос: что тогда будет с украинской экономикой?
Карасев подчеркнул, что сегодня функции стратегической глубины и функции стратегического тыла «много в чем, если не в большей мере» сегодня выполняют именно западные партнеры — «их ВПК, их запасы оружия и т. д.».
Экономический эксперт Алексей Кущ считает, что Украину ожидает либо создание новой экономики, поскольку старое индустриальное ядро разрушено, либо «рыночный хаос», наблюдавшийся уже в течение ряда лет еще до СВО, — когда рынку предоставлялось решать, каким отраслям экономики жить, каким умереть. По словам эксперта, этим и объясняется трудовая эмиграция из страны, поскольку дома «много людей просто не находили себе рабочие места».
Эксперт напомнил, что те страны, которые после второй Мировой войны добились успешного развития, как раз и выбрали в свое время творческий путь создания новых экономик. При этом немецкая модель социально-либеральной экономики мало общего имела с «квазигосударственным капитализмом» Южной Кореи.
В случае с Украиной, если послушать чиновников, оснований для оптимизма мало, поскольку предпочтение отдается по-прежнему «рыночному хаосу», сокращению роли государства и т. д., отметил Кущ. По его словам, такая позиция представляется ошибочной, поскольку украинская экономика после войны будет гораздо более хрупкой с точки зрения социальной и экономической уязвимости.
«Независимо от того, как закончится война, в каких границах, у нас в принципе, с точки зрения экономики, результат будет один и тот же — это бывшее индустриальное ядро, оно почти полностью уничтожено, оно в том виде, в котором существовало, больше существовать не будет», — сказал Кущ, добавив, что имеется ввиду «инфраструктурное, промышленное ядро, которое осталось от Советского Союза, и которое уже амортизировано было приблизительно на 70%».
По мнению эксперта, в стране после войны будут проживать менее 30 миллионов человек, из них примерно треть — пенсионеры. Вообще Украину «ожидает уменьшение населения и приведение экономической системы в равновесие с этим количеством населения».
«То есть это фактически деградация до уровня простых сырьевых циклов. Более того, это будут преимущественно аграрные сырьевые циклы, потому что даже с точки зрения логистики, экспорт железной руды, металла будет достаточно сложно осуществлять», — считает Кущ.
Эксперт подчеркнул, что остаются два варианта — либо новая индустриализация на базе Приднепровья с опорой на мощности тех трех АЭС, которые остаются под контролем Киева. С точки зрения развития агросектора эффективный путь — переработка аграрного сырья, производство биотоплива и т. д. Но для этого необходим творческий подход со стороны элит и государства. Если же такого подхода не будет, то страна обречена на сползание к простым аграрным сырьевым циклам, предостерег Кущ, добавив, что в таком случае «все те украинцы, которые поехали за границу — они там и останутся», дома им делать будет просто нечего.
По словам эксперта, при сохранении нынешних тенденций есть угроза, что через два-три года Украина может столкнуться с тем, что будет засеяна треть довоенных площадей, страна не сможет не то что экспортировать продукцию АПК, но не сможет удовлетворять свои внутренние потребности.