Политолог Владимир Корнилов прокомментировал изданию Украина.ру незавидную судьбу российской заукраинской интеллигенции, которая сбежала из страны.
— Владимир, что ты думаешь насчет слов Зеленского, что все русские виноваты в «войне на Украине»? Что, нет хороших русских?
— Типичное заявление в духе нынешней украинской власти, украинской повестки. В конце концов, если сравнивать с тем, что звучит сейчас с украинских телеканалов публично, причем с единственного позволенного канала, Зеленский еще мягко выражается.
Тут и призыв Янины Соколовой убивать всех русских, призыв Мосейчук, ведущей «1+1», которая говорит о том, что нужно резать русских на курортах, и Сергей Лещенко, который говорит, что ему нравится любоваться трупами русских. А тут — вот, высылать куда-то.
Что смешно, конечно, так это слышать призыв из уст Зеленского, который буквально в марте призывал всех честных русских жителей России уехать из России, чтобы не платили военные налоги.
Последовательность в высшей степени! Сначала ты призываешь несогласных со спецоперацией покинуть Россию, а потом призываешь Европу, Запад и вообще все зарубежные страны высылать всех граждан России, причем «хороших русских» среди них нет. Вот это просто поразительно! А кого же ты призывал уезжать из России?
— А как ты думаешь, последует ли реакция со стороны тех, кто покинул Россию?
— Так уже! Невзоров выразил свое возмущение. Пишет: как же так, вчера только призывали уезжать. Что-то либералы начали прозревать, некоторые из них вдруг увидели и до них начало доходить, что бить будут не по морде, а по паспорту, что все эти либералы все на одно лицо со всеми гражданами России, с точки зрения Украины, Запада и т. д.
И вот этих разделений на хороших русских и плохих русских нет. Все русские — плохие, Россия абсолютное зло с точки зрения нынешней политической и уже этнической русофобии. И вдруг, глядишь, в самом деле, для российской либеральной оппозиции, что-то начнет доходить.
Несколько недель назад Карен Шахназаров правильные вещи сказал в шоу Соловьева, когда он предупредил российскую либеральную оппозицию. Вы поймите, что, если не дай бог Россия проиграет, то никто не будет смотреть на то, был ты против или за спецоперацию — все мы пройдем через этнические чистки, концлагеря, газовые камеры и т. д. Их, выступающих против спецоперации, сия чаша не минует.
Потом западная пропаганда, правда, в своем стиле, сделала такой монтаж: они убрали вступление, заявив о том, что Шахназаров, ведущий путинский кинорежиссер, грозит российской оппозиции фильтрационными лагерями, концлагерями, газовыми камерами. При этом они опустили первую часть этой фразы.
Но ведь то, что Шахназаров говорил, — это ведь и было в словах Зеленского проявление этой мысли: виноваты все граждане России. Виноваты все русские априори. В общем, русофобия в полный рост.
— В таком случае сейчас российской оппозиции, которая выехала на территорию Украины, находится в опасности? Может какой-то эксцесс быть?
— В любом случае опасно. Мы же слышим заявления украинских нациков по поводу того, что для них все русские на одно лицо. Мы видим, как зачастую тепло принимали эту оппозицию в том же Киеве, на Украине.
Вспомни, как Овсянникова с первого канала попыталась туда явиться, лекции прочитать, и как на нее дружно все набросились и выперли. Ну да, выступила на Первом канале. Ну да, прогнулась перед западными спонсорами. Но на Украину ездить не сметь, потому что гражданка России, потому что русская.
Вспомни, что сделали с Вороненковым задолго до этой спецоперации. Он приехал в Киев, думая, что теперь-то он понесет это знамя российской либеральной оппозиции за пределами России. В итоге, прибили его на пороге гостиницы «Премьер Палас».
И, в принципе, любому бывшему российскому деятелю российскому оппозиционеру, который думает, что его будут встречать с цветами на Украине, да и в Европе тоже, стоит призадуматься над этими словами Зеленского.
И, кстати, призадуматься тем, кто уже имеет украинский паспорт. То-то я смотрю, Евгений Киселев что-то вдруг попытался по-украински заговорить в эфире — видать понял, что это и их тоже касается, всех этих бывших русских, которые теперь лижут руки, да и все остальные части тела украинской власти.
Так что, да, это угроза серьезная, реальная угроза, рано или поздно она будет воплощена.
— Савику Шустеру недавно запретили въезд на три года. Еще при Порошенко запретили, но он въехал при Зеленском на коне. Что произошло теперь?
— Савик Шустер, ты же его тоже знаешь прекрасно. Он, во-первых, гражданин ни России, ни Украины, тут хотя бы формально ему действительно можно было запретить въезд в отличие от граждан Украины, у которых сейчас паспорта отбирают активным образом.
Да, Шустер, как ни пытается прислуживать той или иной украинской власти, в итоге оказывается неугодным в конечном итоге, потому что ни Порошенко, ни Зеленскому не нужны были дискуссии, которые устраивал Шустер, пусть даже сам он служил верой и правдой Порошенко и Зеленскому до определенного момента.
При этом надо вспомнить, почему у Зеленского горшки побили с Шустером. Шустер ведь поддался уговорам Авакова и поехал в Вильнюс. На день рождения Шустера собрались все эти «мушкетеры» с мечами и оралами — Аваков, Ахметов, Гордон и прочие — и попытались устроить фронду против Зеленского. Конечно, Зеленский всего этого не забыл.
— Работа на Ахметова там еще.
— Да Шустер на кого только не работал: и на Януковича, и на Ахметова, и на Авакова в данном конкретном моменте, и всегда на Сороса. То есть мы же видим, почему они эту фронду свою устроили.
В определенный момент Зеленский и его команда выпали из фавора на определенное время у некоторых западных спонсоров. Еще до спецоперации. А Шустер всегда по ветру нос держит. Он, конечно, прислушивается к мнению Фонда Сороса и определенных посольств.
— Может произойти такое чудо, что кто-то из политэмигрантов-либералов возьмет и прозреет? Например, Дмитрий Быков. Он недавно в беседе с Арестовичем хвалил СССР, где была создана лучшая детская литература и т. д. Подобное может быть и дальше, что-то такое произойдет, или это несерьезно?
— Нельзя ставить на одну доску Быкова и Арестовича… Быкову деваться уже некуда, он свой выбор сделал и надеется, что его защитят. Он же не на Украину, насколько мне известно, подался.
А Арестович — да, это из той когорты, которой абсолютно все равно, какой власти служить. Это может быть такой второй Кива, который вдруг начнет заявлять самые пророссийские вещи, и еще обвинять нас с тобой в том, что мы все эти годы были недостаточно пророссийскими. Ты же знаешь, есть некоторые подобные активистки, которые это уже делают.
Так что вот кто-кто, а Арестович, конечно же, будет в нужный момент самым пророссийским деятелем, если он будет понимать, что надо служить теперь другим господам.
Ты посмотри на историю Дмитрия Гордона, который кричал, что он враг номер один для Путина, и который рассказывал, как он кадыки будет рвать русских оккупантам, и в первые часы спецоперации слинял на Запад. Вот, пожалуйста, уже слухи ходят, что и он под подозрением, уже якобы его в российские шпионы записывают. Так что, конечно, Арестович пойдет по тому же пути.
— Была идея у российской оппозиции, чтобы на Западе выдавали паспорта «хорошего русского». Как думаешь, может ли такая идея реализоваться?
— Конечно, не может. Для них все мы на одно лицо. Конечно, их услугами брезгуя будут пользоваться и дальше, как пользовались услугами власовцев в свое время. Само собой, где-то их будут подкармливать.
Но если раньше в них вбухивали какие-то серьезные деньги на Западе, именно для того чтобы они создавали соответствующий фон здесь, в России, то там, за пределами России, их будут нанимать разве что для каких-то пропагандистских целей. Так в свое время использовались бывшие нацистские коллаборационисты на радио «Свобода»*, на «Голосе Америки»* и на других западных радиостанциях.
Но ясно, что на большее эти люди не способны, и вряд ли будут каким-то образом задействованы.
* Признано СМИ-иноагентом.