Лишь бы президенту России Владимиру Путину насолить, а президента США Джо Байдена и премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона порадовать.
А что обсуждали Санду и Зеленский во время недавнего визита первой в Киев? Поговорив о возможностях экспорта украинского зерна и топлива, о возможном лечении и обучении украинских солдат на территории Молдавии, допустили эскалацию военного противостояния в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) и, следовательно, не обязательное, но возможное подключение Румынии к спецвоенной операции (СВО) России по принуждению Украины к адекватности.
Если, конечно, удастся какая-нибудь такая провокация против российских военных складов в селе Колбасна в ПМР, что Россия вынуждена будет встать на защиту своих солдат и имущества.
Там, в Колбасне, еще с советских времен находится большущий склад с 19-21 тысячами тонн различных вооружений под охраной оперативной группы российских войск (ОГРВ), являющаяся преемницей 14-й общевойсковой армии, которая после распада СССР была переведена под юрисдикцию России.
Основные задачи опергруппы — миротворческая миссия и охрана указанных складов с боеприпасами. Около половины боеприпасов из 40-42 тысяч, изначально там хранившихся, было вывезено в Россию еще до 2004 года.
С инициативой о вывозе или ликвидации оставшихся боеприпасов во время визита в Молдавию в 2019 году выступил министр обороны России Сергей Шойгу. Однако стороны так и не приступили к разработке совместного плана.
В апреле этого, 2022 года, по складам в Колбасне с украинский стороны был произведен обстрел, что традиционно могло вызвать взрывы на складах. Специалисты Академии наук Молдавии подсчитали радиус поражения в случае взрыва складов боеприпасов в Колбасне:
«Общий радиус действия первичной ударной волны может составить 40-50 км и более. В этом случае последствия разрушений сравнимы с землетрясением силой в 7-7,5 балла».
То есть пострадают не только приднестровские, но также украинские и молдавские населенные пункты вокруг воронки радиусом 1,5 км и глубиной до 75 метров, а полное разрушение кирпичных и бетонных стен грозит домам в радиусе до 4,5 км от складов.
Колбасна находится примерно в 2 км от украинской границы, поэтому стрелявшие отлично знали, что делали. И что будет нарушен нейтралитет, о котором еще 1992 году сказал командующий 14-й армией генерал Александр Лебедь:
«Армия будет продолжать сохранять нейтралитет, но качество этого нейтралитета изменится. Это будет другой, качественно другой нейтралитет — вооруженный нейтралитет.
Мы достаточно сильны для того, чтобы дать отпор кому угодно. Сущность этого вооруженного нейтралитета будет состоять в том, что, пока нас трогать не будут, и мы никого трогать не будем».
С тех пор российские войска стоят в ПМР уже в законном статусе миротворцев, но суть их работы не изменилась. Но в Украине, Молдавии и Румынии молодые политики за 30 лет после войны в ПМР, похоже, забыли слова Лебедя, сказанные им также в 1992 году:
«Завтра я буду завтракать в Тирасполе, а если упадет хоть одна пуля в Приднестровье — обедать я буду в Кишиневе, а ужинать в Бухаресте».
Однако проблема в том, что возможное обострение в ПМР Санду и Зеленский приурочили к саммиту НАТО 28-30 июня в Мадриде, который призван превратить НАТО из чисто североатлантической оборонной структуры в мировую глобальную организацию, защищающую интересы мирового либерализма по всему миру. В том числе в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР).
Саммит НАТО должен окончательно утвердить Стратегическую концепцию развития Альянса до 2030 года, в которой сказано, что угрозами являются Россия и Китай.
Но превращение НАТО в сторону конфликта, похоже, хотят обкатать именно в Европе. Конкретнее — на полях сражений СВО на Украине, к которой хотят подключить максимум восточноевропейских стран, а то и всего европейского НАТО.
Сейчас уже намечены два таких очага возгорания. Первый — ситуация вокруг Калининграда, куда Литва не пускает 50% наземных сухопутных грузов, а в Латвии заговорили о том, что Прибалтика вообще может забрать этот российский эксклав — как компенсацию Украине за потерянные Крым и Донбасс.
Эта идея была горячо встречена горячими же головами «ястребов войны» и болтунов, их обслуживающих в Киеве. Во всяком случае советник главы Офиса президента (ОПУ) Алексей Арестович уже рассказал, что планы России по возможному размещению российского тактического ядерного оружия в Белоруссии Запад вполне может посчитать нарушением договора о нераспространении ядерного оружия. И, следовательно, путь к возгонке конфликта станет международным.
А Россия устами Путина действительно заявила, что передаст Белоруссии ракетные комплексы «Искандер-М», которые могут применять как баллистические, так и крылатые ракеты, «причем как в обычном, так и в ядерном исполнении».
«Эскалация так эскалация», — вопил Арестович в интервью журналистам.
И как зоны расширения СВО сам назвал Белоруссию, Калининград и… Приднестровье.
Конечно, на слова этого юродивого от политики можно было бы не обращать внимания, но тут однозначно срабатывает принцип: что у Арестовича на языке, то у Банковой в Киеве (и читай больше: в Вашингтоне и Лондоне) не уме.
Это было неоднократно подтверждено: Арестович своей болтовней раздвигает рамки реальности и выставляет маячки, к которым потом стремится украинское руководство по наводке своих западных — американских и британских — кураторов.
Так и здесь, по оценке многих украинских и иностранных обозревателей, поведение официального Киева в последние недели и даже месяцы с началом СВО преследует две главные цели:
а) выдать локальный конфликт на Украине как столкновение неких двух цивилизаций — российской и западной. А значит, вынести СВО за пределы Украины, подключить к ней максимальное число других участников;
б) превратить СВО в Украине в войну всего Запада с Россией. Во всяком случае, убедить Запада в необходимости думать так и делать это.
Киеву с подачи Вашингтона и Лондона, в принципе, все пока удается — Запад и Украина действуют заодно. О чем и свидетельствуют форсированные и увеличивающиеся поставки вооружения из всех стран Европы и мира.
Более того, обсуждение помощи Украины, равно как и расширение присутствия НАТО в Восточной Европе — это главные темы саммита НАТО. И уже вроде бы Альянс хочет и готов увеличить свою группировку в Восточной Европе с 30-40 тысяч до 200-400, то есть с 7 до 10 раз. А это приближение Альянса к российским границам.
То есть то, против чего, собственно, и направлена СВО на Украине — обеспечить безопасность западных рубежей России со стороны НАТО, не дать ему спокойно в военном отношении осваивать Украину. А Альянс, как видим, не против проделать то же самое и в Калининграде, и в Белоруссии.
А теперь еще может добавиться и Приднестровье. Потому что отказать Западу ни Украина, ни Молдавия не могут. И вовсе не потому, что обе странны недавно получили статус кандидата в члены ЕС, то есть подтвердили свою западную принадлежность.
И даже не потому, что точно так же они скребутся и в двери НАТО, а значит, им нужно постоянно демонстрировать верность «ценностям Альянса», то есть нападать на Россию и гнать русофобскую волну.
Сегодня и Украина, и Молдова экономически несамостоятельны и зависят от западных подачек, кредитов и займов, которые должны отрабатывать. В том числе политически. И они отрабатывают. По одиночке и вместе.
«Украина и Молдова имеют угрозы, в основе которых — агрессия России, поэтому общими должны быть и наши ответы на них. У нас с Молдовой не только общая граница, но и ценности и стремления», — сказал Зеленский в Киеве.
«Молдова и Украина — не просто соседи. Украинцы борются не только за свою свободу, но и свободу своих соседей, и мы в Молдове это понимаем и ценим.
Молдова осудила российское вторжение с самого первого дня и полностью территориальную целостность Украины в международно признанных границах. Донбасс, Херсон, Мариуполь, Крым — это Украина», — заявила в ответ Санду там же.
И, следовательно, вполне можно ожидать эскалацию конфликта еще и на юго-западе Украины. Особенно учитывая неофициально заявленные планы России пробить сухопутный коридор к ПМР к своим войскам через освобождение от киевских неонацистов Одесской области.
Как это может быть? Очень просто: массированная провокация против российских миротворцев в Колбасне — их ответ — нападение на них в ПМР с двух сторон (из Молдавии и Украины) — вмешательство России — вмешательство Румынии — подключение всего или части НАТО типа Польши и Прибалтики, которые начнут атаковать Россию в Калининграде и Белоруссию на северо-западе и т. д. и т. п.
Готовы ли к такому повороту событий в Европе и мире? Кажется, уверенности в этом, слава богу, нет. Но зампред Совбеза России Дмитрий Медведев в ответ на такие планы уже слов не подбирает:
«Там какой-то очередной придурок, бывший министр из Латвии, послал сигнал о том, что НАТО и Евросоюз забирают у нас Калининград. Видать, выпил или съел что-то плохое. Предлагает начать Третью мировую войну. В себя придет — бояться каждого шороха у двери будет. И правильно. Память у нас хорошая…».
А пока оборона и охрана складов в Колбасне усилена.
«Склады надежно защищены», — заявил глава непризнанной ПМР Вадим Красносельский.
А что дальше, покажет время и планы НАТО и России. Во всяком случае, в ПМР готовы ко всему и надеются на мир.
«Политическое решение и техническое решение по утилизации боеприпасов должна принимать Российская Федерация. Когда созреет техническая конструкция утилизации арсенала, надо прийти к нам, местной власти. А я поинтересуюсь двумя вещами — техногенной безопасностью и экологией», — миролюбиво сказал президент ПМР Красносельский.
Но услышат ли его, когда в ПМР запускают щупальца и ищут триггер для войны?