Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Игорь Валерьевич, Евросоюз обещал найти альтернативу поставкам газа по «Северному потоку». Насколько это реально?
— С «Северным потоком» действительно возникают сложности. И в этом плане винить надо не Россию, как сейчас многие немецкие политики делают, а Канаду. Сейчас федеральные чиновники Германии начали говорить даже, что это некое нападение на Германию. Но тогда получается, что это нападение Канады на Германию, и главное, что основные участники не отказываются от того, как трактует эту ситуацию Россия.
А произошло то, что на «Северном потоке» стоят турбины «Роллс-Ройса», произведенные в Канаде, их ставили в 2009-2011 годах, когда строился газопровод. Тогда все было нормально, и акционеры настаивали на зарубежном оборудовании. Периодически эти турбины нужно ремонтировать: как и у любой техники, у них есть период технического обслуживания. И вот турбину отправили в Канаду, на родной завод, на техническое обслуживание.
Делает это все не «Газпром», а «Сименс», с которым заключен контракт на обслуживание, это его завод в Канаде, он на свой завод в Канаду и отправил ее. Дальше канадское руководство сказало, что «мы эту турбину вам обратно не вернем, потому что по канадским санкциям запрещено поставлять в Россию подобное оборудование для энергетики». И «Сименс» теперь не знает, что делать.
Мало того, что он ту турбину не вернул, по контракту он должен следующую забирать, он ее не берет, но ее межрегламентный период работы закончился, и она тоже остановилась.
Получается, что «Северный поток» лишился уже двух турбин. Соответственно, его мощность снижается, потому что эти турбины нужны, чтобы создавать давление в трубе, и в итоге Европа рискует, что «Северный поток» вообще остановится. А это основная артерия для доставки российского газа в Европу, и заменить ее нечем.
На сегодня получается, что все четыре газопровода из России в Европу либо остановлены, либо работают не в полную мощность. «Северный поток» все меньше и меньше прокачивает. Украина отказывается прокачивать по всем газопроводам, которые запрашивает «Газпром» и прокачивает только через одну артерию, через газокомпрессную станцию «Суджа». Получается, качают сейчас не 109 миллионов кубов в сутки, а от 40 до 50.
«Турецкий поток» тоже сейчас остановлен на проведение регламентных работ. Это просто недельный ремонт, он каждый год проходит летом, ничего страшного в этом нет, но тем не менее получается, что все либо остановлены, либо недозагружены.
Газопровод «Ямал-Европа» вообще не используется, потому что Польша у «Газпрома» отобрала его долю в компании-операторе, и в ответ российское руководство ввело санкции на этого оператора. Теперь никто с ним не может вести бизнес из российских компаний.
— Министерство экономики Германии подготовило чрезвычайный указ, согласно которому в случае прекращения поставок российского газа в ФРГ могут возобновить работу законсервированные угольные и мазутные ТЭС. Поможет ли это Берлину?
— В Европе частая практика была в последние годы, когда очень помпезно взрывали старые угольные электростанции, закрывали их, разбирали, и так далее.
В рамках «Зеленой повестки» говорили, что уголь — это устаревший вид топлива, что они от него отказываются навсегда. Но в Германии все-таки остались станции, которые они закрыли, но еще не успели разобрать. И они рабочие.
Вот эти станции они сейчас и будут возвращать в эксплуатацию. Они действительно могут стать довольно хорошим подспорьем, потому что газ очень дорогой. Угольной генерацией немцы хотят заменить газовую генерацию.
В последнее время в Европе все чаще звучит термин «газовый Армагеддон». Цены сверхвысокие, поэтому хочется хоть как-то сэкономить, а уголь все равно остается самым дешевым источником энергии несмотря на то, что и он тоже подрос в цене. Сейчас примерно 370 долларов (около 20 тысяч рублей) за тонну стоит в Европе энергетический уголь.
Это тоже очень дорого, но возникает вопрос: вы открываете новые электростанции угольные, но чем вы их топить будете? В Европе это общая тенденция возврата к угольной генерации, спрос повышается, но при этом основной поставщик угля на данный момент Европы — по-прежнему Россия.
Европейцы еще в предыдущем пакете санкций с 10 августа постановили всем отказаться от импорта российского угля. То есть запрещено будет покупать российский уголь и поставлять его в Европу. Поэтому возникнет вопрос: чем все-таки будут топить вновь запущенные электростанции без российского угля? Из других источников его еще сложнее получить, поэтому ситуация в итоге выльется в еще большее повышение цен.
Плюс к тому Евросоюз отправляет не очень однозначные сигналы угольному рынку. С одной стороны, говорят: давайте запускать угольные электростанции, это нас спасет, мы сэкономим. С другой стороны, выброс парниковых газов, а он очень большой на угольных электростанциях, тоже обходится недешево. Иными словами, чем больше используется угольная электроэнергия, тем больше спрос на квоты. И квоты, как следствие, растут в цене.
В итоге все равно сэкономить не получится, но европейцы считают, что это хоть какое-то подспорье, чтобы сократить закупки газа, потому что он очень-очень дорогой сейчас.
— Каковы сейчас перспективные направления для экспорта российской нефти?
— В нефтяной индустрии мы видим, что Россия довольно успешно переориентируется на азиатские рынки. Если раньше чуть ли не две трети российской нефти шло в Европу, сейчас очень много берет Индия, и это главный, кто нарастил объем и закупки российской нефти.
Россия пытается выбить с азиатских рынков уже имеющихся поставщиков, за это выдает скидки. Скидка составляет около 30%, мы примерно сейчас по 80-85 долларов (около 4,5 тысяч рублей) за баррель продаем, когда цены на мировом рынке — 110-120 (5-6 тысяч рублей).
И это очень привлекает покупателей в Азии, поэтому Индия покупает очень много и для себя, в том числе для переработки и экспорта полученных нефтепродуктов. Например, Индия покупает российскую нефть, перерабатывает на прибрежных нефтеперерабатывающих заводах, и дизельное топливо массово пересылает обратно в Европу. Европейцев это тоже все устраивает: вроде как не из России — и ладно.
Китай в этом плане немного отстает по темпам увеличения закупок российской нефти, потому что у них после Олимпиады был карантин, соответственно, они не тратили много нефтепродуктов и топлива.
Сейчас у них постепенно смягчается карантинный режим, люди начинают все больше перемещаться, тратиться больше топлива. Поэтому Китай сейчас с небольшой задержкой, но тоже начал наращивать объемы закупки российской нефти.
В этом плане мы вполне можем окончательно перейти на азиатские рынки с 2023 года, просто сейчас нет нужды, потому что европейцы опять увеличили закупки из России. Для них более-менее правила игры устаканились.
Раньше никто не понимал, можно брать или нельзя. Сейчас Евросоюз принял официальные санкции, подтвердив, что да, сейчас покупать можно, а с 2023 года будет нельзя. Так как все стало более-менее понятно и прозрачно, европейцы тоже запасаются российской нефтью, заливают в любые хранилища, опять же, потому что она дешевле, потому что ее можно купить с существенной скидкой.
Поэтому складывается довольно позитивная картина восстановления российского экспорта. Мы экспортируем больше, чем в марте или апреле.
— ВСУ ударили по буровым установкам в Черном море. К каким экономическим последствиям это может привести?
— Если мы говорим про надежность энергоснабжения Крыма, то весь «Черноморнефтегаз», а это компания региональная, добывает около одного миллиарда кубов газа в год на всех своих объектах: и сухопутных, и морских, и шельфах. Притом, что суммарное потребление в Крыму — примерно два, два с половиной миллиарда кубов. Они давали около 50%.
Сейчас неясно, будут ли закрываться все объекты «Черноморнефтегаза» в целях безопасности, чтобы убрать персонал, не подвергать их опасности. Или все же часть объектов останется? Но в любом случае в Крым приходит газопровод с Кубани.
Был построен отдельный газопровод — с возможностью расширения чуть ли не до шести миллиардов кубов. В любом случае, даже той пропускной способности, которая есть сейчас, предостаточно для удовлетворения потребности полуострова.
В основном идет потребление электроэнергии на крупных электростанциях. Недавно построенная Симферопольская, Севастопольская ТЭЦ — туда идет основной объем газа. Остальные потребители требуют гораздо меньших объемов, соответственно, электростанции запитываются, прежде всего, с газопровода из Кубани.
— Снижение цен на нефть ускорилось до 5%, цена марки Brent опустилась ниже психологической отметки в 109 долларов. Почему это происходит?
— В основном мы видим удешевление нефти из-за некого успокоения рынка, не приходит никаких тревожных сообщений. До этого были новости, что ОПЕК-плюс не может выполнить свои квоты, и в США есть определенные сложности.
Сейчас происходит некое успокоение, но оно может быть затишьем перед бурей. Наступает сезон ураганов в США, и они, как правило, закрывают работу нефтедобывающих платформ в Мексиканском заливе.
Плюс к этому Северное полушарие переходит в летний автомобильный сезон, а значит, потребление нефтепродуктов увеличивается. И Китай постепенно тоже восстанавливается, снимает карантинное ограничение, люди перемещаются, потребляют больше топлива. Думаю, этим летом мы увидим и новые топливные рекорды, во многом из-за того, что восстанавливается спрос.
Дополнительным фактором является то, что США ранее реализовывали программу распродажи нефти из своих стратегических резервов. Сейчас она заканчивается, и Вашингтон, наоборот, должен будет перейти к покупке нефти с рынка, чтобы обратно закачивать, заполнять свои стратегические резервы. То есть появятся дополнительные покупатели нефти, что вызовет дополнительный рост цены.
В сторону понижения стоимости играет, скорее, только монетарный фактор (прямое влияние роста денежной массы на инфляцию и уровень цен. — Ред.), потому что Соединенные Штаты заявляют о том, что и дальше будут повышать ставку Федеральной резервной системы.
Они делают кредит дороже, меньше денег появляется на рынке, а когда денег меньше, соответственно, не на что покупать фьючерсы на нефть. Значит, стоимость фьючерса начинает снижаться вслед за снижением спроса на него.