Маловато будет!
Первый скоростной поезд из Москвы в Феодосию от компании «Гранд Сервис Экспресс» — это как раз о второй радости, о туристах. Курортный сезон в этом году многие уже окрестили провальным. Проблема в отсутствии авиасообщения. Люди, привыкшие за 2-4 часа долетать до Крыма, не будут тратить несколько суток на дорогу. Проще улететь в Турцию или выбрать другое направление.
Но так поступят далеко не все. Во-первых, летать с учётом санкций особо некуда. Во-вторых, многие согласятся пожертвовать временем, лишь бы окунуться в Чёрном море, побывать на курортах Крыма и Краснодарского края. Конечно, если хватит билетов.
Проблема нового поезда Москва-Феодосия в том, что ходить он будет пока раз в три дня. Билетов нет. Ближайшие — на 24 июня, на момент написания материала было два купейных места. Потом опять провал «всего-то» до 23 июля. На эту дату пока есть 23 купейных места.
Еще хуже ситуация с поездом «Таврия» сообщением Москва-Симферополь. На июнь билетов нет. Лишь на несколько дат осталось по одному купейному месту. Но отдыхать на юг редко кто ездит в гордом одиночестве. На июль ситуация такая же. Можно открывать одну дату за другой — «места закончились» и точка.
О проблеме, к счастью, знают на самых верхах. Президент страны заявил, что нужно как можно скорее решить проблему.
«Я знаю, что РЖД уже запустили дополнительные рейсы из центральной части страны на Чёрное море. И очень важно, чтобы в летний период пассажирское сообщение в этом направлении работало чётко, стабильно, без сбоев и в нужном объёме. Судя по тому, что я вижу сейчас, уже не хватает там мощностей», — цитирует президента пресс-служба Кремля.
«Я знаю, что РЖД уже запустили дополнительные рейсы из центральной части страны на Чёрное море. И очень важно, чтобы в летний период пассажирское сообщение в этом направлении работало чётко, стабильно, без сбоев и в нужном объёме. Судя по тому, что я вижу сейчас, уже не хватает там мощностей», — цитирует президента пресс-служба Кремля.
Бензин — понятно. А как же фрукты?
30 июня 2020 года были пущены грузовые поезда по Крымскому мосту. Главное ожидание людей — бензин будет стоить как в Краснодарском крае. Но железнодорожный транспорт ничуть не дешевле автомобильного. Зато он позволяет вовремя доставлять грузы. Прогнозируемость срока доставки — важное преимущество, особенно для скоропортящихся грузов, например, как фрукты и ягоды, которыми богат Крым.
Запуск движения грузовых поездов по Крымскому мосту
Увеличение грузовых железнодорожных перевозок могло бы помочь аграриям полуострова оперативно и в нужном объёме поставлять свои товары на материк. К примеру, из села Холмовка в Бахчисарайском районе раньше возили клубнику в Москву. На материке на неё высокий спрос. Не обязательно выбирать длительный маршрут, даже в Краснодарском крае ягоды были бы востребованы, а доставка поездом занимала бы минимум времени.
«У Крыма нет альтернативы. Когда будет открыто небо — неизвестно. Грузовое и пассажирское сообщение остаются автомобильными и железнодорожными, — поясняет Виктор Реутов, профессор, доктор экономических наук. — К сожалению, пока Крым будет тупиком, перспектив у нас немного. Мы должны осуществлять равноправные двусторонние перевозки. А пока мы около 70% ввозим и только 30% вывозим. Эту цифру нужно выровнять. Возможно, когда мы перестанем быть тупиком, всё изменится. Глядя на события в Херсонской области, на Донбассе, я понимаю, что такое вполне возможно».
Если по грузовым перевозкам открытых данных как таковых нет, то с пассажирскими проще. В 2022 году компания «Гранд Сервис Экспресс» планирует перевезти на поездах в Крым более 2,3 млн туристов. В 2021 году в курортный сезон в аэропорту Симферополь побывало почти 7 млн пассажиров. Даже школьник увидит, какая существенная разница…
Выход есть всегда
В компании «Гранд Сервис Экспресс», основном и частном железнодорожном перевозчике в Крыму, сообщили о начале продажи дополнительных 5 тыс билетов в купе и плацкарты на поезд №197/198 сообщением Москва — Симферополь на даты отправления с 29 мая по 10 июня включительно. Этого мало. Этих билетов уже нет.
Возможно, проблема в том, что перевозки выполняет лишь одна частная компания. Если бы на полуострове официально работали Российские железные дороги, можно было бы оперативно решить проблему.
«Поймите, разница между Крымскими железными дорогами и Российскими железными дорогами в одной букве. Нужно «К» заменить на «Р» и всё, — поясняет политолог Владимир Джаралла. — И это ни для кого не секрет. КЖД — это не дочерняя компания, которую создали после 2014 года, думая о санкциях, а полноценная компания. По большому счёту сейчас нет даже организационных вопросов. Просто нужно состыковать графики поездов РЖД. Они и так есть в Крыму. Это исключительно технический вопрос, задача ряда специалистов. И, конечно, РЖД спокойно может «зайти» на полуостров, по сути, и делать ничего не надо. Это вопрос воли и желания сторон. Всё».
После всесторонних санкций со стороны западных стран в Крыму начали работать материковые банки. Промсвязьбанк открыл свои отделения, а ВТБ заявил о покупке крымского РНКБ. Что мешает Российским железным дорогом перестать скрываться за аббревиатурой КЖД?
Как нам пояснили в пресс-службе Министерства транспорта Республики Крым, возможности для запуска до 40 новых поездов у республики есть. Инфраструктура, обслуживающий персонал, работники на путях и так далее. Нет только поездов. Их то и может предоставить РЖД в нужном количестве. Остаётся только перестать стесняться и стоять за углом. Нужно решительно ступить на землю полуострова и заявить о себе в российском Крыму.