По уже известному принципу «Украина станет членом Евросоюза сразу после Турции, а Турция им не станет никогда». Турция — официальный кандидат в члены ЕС с 1999 года, хотя заявку на вступление подала 14 апреля 1987 года.
Но и до этого Турция прошла все круги ада «вступления в Европу», даже несмотря на то, что была среди родоначальников процесса евроинтеграции. Например, в 1961 году стала членом-основателем Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с 1963 года — «ассоциированный член» Евросоюза, благодаря Соглашению об ассоциации между ЕЭС и Турцией, с 1992 года — ассоциативный член Западноевропейского союза (предшественника ЕС), а с 1996 года — входит в таможенный союз с ЕС с момента вступления в силу соответственного соглашения о Таможенном союзе между Турцией и ЕС.
Более того, в 2005 году начаты официальные переговоры о вступлении, но воз и ныне там.
В январе 2015 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что вопрос вступления в ЕС его страну больше не интересует. А министр по делам ЕС Волкан Бозкыр расшифровал слова шефа: мол, переговоры о вступлении «не могут продолжаться в том формате, которого требует ЕС», а демократия в Турции находится на более высоком уровне, чем в некоторых странах Европы.
Я не берусь рассуждать, что с демократией в Турции, но поверю классификации ЦРУ США, которое считает, что Турция является развитой страной с седьмой по размеру экономикой в Совете Европы и пятнадцатой — в мире.
И вот теперь на такой же путь «ускоренной евроинтеграции» вступила Украина, когда её президент Владимир Зеленский 28 февраля подал официальную заявку о вступлении. Уже на следующий день Европарламент поддержал резолюцию о предоставлении Украине статуса страны-кандидата, а еще раньше постпреды ЕС договорились поручить Еврокомиссии подготовить оценку заявок Украины, Грузии и Молдавии на членство в ЕС.
За прошедшие пару месяцев Зеленский заполнил необходимые опросники и прочие документы, необходимые для членства, и вот на тебе — ЕС готов дать Украине команду в стиле легендарного сержанта Петренко из советских армейских анекдотов: «Иди сюда, стой там!». Потому что глава Евросовета Шарль Мишель сообщил, что решил вынести на саммит ЕС в июне вопрос не о приеме в члены, а лишь о создании Европейского политического сообщества (ЕПС) со странами, желающими вступить в Евросоюз.
То есть новую структуру для создания фактически мини-ЕС из Украины, Грузии и Молдавии, куда, по словам главы Евросовета, нужно включить Турцию и Западные Балканы (Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, не говоря уже о Сербии и Северной Македонии).
Короче, Мишель на заседании Европейского социального и экономического комитета так и сказал, предельно ясно и четко: «По моему убеждению, мы должны дать этому географическому пространству политическую реальность, и я считаю, что мы должны сделать это немедленно. Я хочу быть предельно точным: эта инициатива не нацелена заменить процесс расширения или стать очередным извинением за бездействие. Но это также и не гарантия тем, кто в нем будет участвовать, что он станет членом ЕС. Но я считаю, что этот проект может быть очень полезен ЕС и партнерам, которые желают к нам присоединиться, поскольку он позволяет немедленно усилить наши политические отношения».
В переводе на нормальный русский язык все эти лингводипломатические экивоки означают одно: для указанных стран хотят создать новую политическую прокладку, мостик или буфер-отстойник для изучения потенций потенциальных же кандидатов, а также анализа их готовности к вступления и возможных последствий для ЕС от такого вступления.
При этом ЕС будут сотрудничать с кандидатами по своим правилам и тем самым обдирать их экономически так, как ему это нужно.
Таких прокладок и буферов-отстойников для сотрудничества с потенциальными кандидатами у ЕС уже было великое множество — и есть сейчас. В 2008 году было провозглашено «Восточное партнерство» ЕС для шести постсоветских государств — Украины, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Армении, и три первых, как сказано, уже подали заявки. Ярчайшим примером тут может служить так называемое Соглашение об ассоциации (СА), участником которого с 2016 года и являются Украина, Молдавия и Грузия, но которое к членству так и не привело.
Точно так же, как Соглашение о налаживании ассоциации привело к членству в ЕС Грецию, Мальту и Кипр, а Турцию и Чили вместе со странами Центральной Америки — нет.
Надо сказать, что ЕС окутан и заплетен в некий дипломатический кокон из соглашений с десятками стран не только Европы, но всего мира. Есть, к примеру, Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве (УТЕС) с Монголией или Рамочное соглашение о партнерстве и сотрудничестве (РУПС) с Филиппинами. Или Соглашение о партнерстве и сотрудничестве по налаживанию партнерских отношений (УПСП), одновременно подписанное с Россией, Туркменистаном и Таджикистаном, но с Россией оно вступило в силу с 2010 года, а с Туркменией так и осталось только на бумаге.
Зато против России ЕС готовит шестой пакет санкций.
Охвачено все Средиземноморье и весь север Африки. Протянуты щупальца с приглашением посотрудничать до Мексики, всей Центральной Азии и ЮАР. Есть же так называемые «Северное измерение» и «Средиземноморский союз», мини-организации, аффилированные с ЕС. Но только одно Европейское соглашение о налаживании ассоциации (ЕУНА) начала 90-х годов прошлого века привело к тому, что все десять его участников в 2004-2007 годах вступили в ЕС (так называемое «большое расширение»).
Но, судя по всему, только по политическим мотивам все эти страны Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики (экс-члены соцлагеря и даже СССР) стали «европейцами» — чтобы окончательно вывести их из-под российского влияния.
Остальных же евросоискателей ЕС держит на расстоянии и, повторяю, выкачивает из них нужное. Кроме экономического профита и стремления к выгоде, есть и вторая причина такого поведения ЕС — он как бы выставляет манки-ориентиры и маяки перед потенциальными членами и «столбит» за собой территорию, которую он хотел бы эксплуатировать в будущем. Потому ЕС как бы подвешивает перед осликом морковку — будущее привлекательное во многих отношениях возможное членство, за которым бедное животное и может бежать до самой смерти, до изнеможения или до того, когда у него терпение закончится (пример Турции).
Эффект от такого поведения, напоминаю, двойной: экономическая, материальная выгода (пример Украины, которая по «ассоциативному соглашению» в сотрудничестве с ЕС обязана выполнять все его требования, а вот прав никаких практически не имеет, даже торгует по квотам) и политическое влияние на определенном пространстве. Идея объединенного «рейха» у сильных мира сего в Европе никогда не умирала. И раз в сто лет она обязательно реализовывалась: то в Священной Римской империи, то у Наполеона Бонапарта, то у Адольфа Гитлера.
Сейчас вот ЕС, который до недавнего времени называли «четвертым рейхом Германии» — из-за ее экономического лидерства и могущества.
© cont.ws
Точно так же действует НАТО, которая для военного освоения и приближения к себе нужных страна и территорий тоже придумывала некие прокладки с иллюзией членства.
В 1994 году заработало «Партнерство ради мира», охватившее почти 40 государств, из которых 15 уже стали членами НАТО, а Швеция и Финляндия только подали недавно заявки об этом. Есть так же двухстороннее сотрудничество НАТО с отдельными интересующими го странами в режиме создания комиссий или комитетов (типа «Комиссия Украина — НАТО» или закрытая недавно «Россия — НАТО»).
Формально цель программ — способствование проведению военных реформ, создание эффективных военных институтов, обеспечение гражданского контроля над Вооруженными силами, развитие миротворческого и гуманитарного потенциала. На деле же — разведка и освоение территории. По возможности, разумеется, военное.
Но на Украине НАТО начала фактически действовать явочным порядком и сейчас все больше и больше становится участником военных действий в рамках спецвоенной операции (СВО) России.
И вот специальный прокладочно-манящий, но ничего не обещающий мини-ЕС в виде специального же европолитпространства (ЕПС) предлагается и Украине.
«Некоторое время назад я уже начал консультации со странами ЕС на эту тему, я решил поставить этот вопрос в повестку саммита ЕС в июне. Там я предложу организовать конференцию лидеров ЕС и стран-партнеров, чтобы обсудить конкретные опции такого предложения», — пояснил свои намерения Мишель.
Но нужно иметь в виду, то что сказал чуть ранее президент Франции Эммануэль Макрон: процесс вступления Украины в ЕС может занять несколько лет, даже десятилетий. А роль Франции в сегодняшнем ЕС значительна: она после провалов Германии выходит на первые роли.
К тому же ЕС однозначно будет учитывать в своем решении относительно Украины еще и пожелания не только США и их англосаксонских союзников, но и России. А позиция Москвы изменилась кардинально: до недавнего времени Россия была не против членства Украина в ЕС, а теперь, когда, по словам главы МИД России Сергея Лаврова, Евросоюз стал менять свое «безобидное» предназначение, все изменилось.
«Безобидность такого желания Киева вызывает серьезные сомнения, учитывая, что Евросоюз из конструктивной экономической платформы, в качестве которой он создавался, превратился в агрессивного воинствующего игрока, который заявляет о своих амбициях далеко за пределами европейского континента», — сказал Лавров.
И в ООН уже озвучили позицию Москвы.
Это, пожалуй, главное, что нужно знать о «евроинтеграции Украины» на сегодняшний день. Ей опять пообещали, подвесили морковку, но могут, как всегда, ограничиться лишь обещаниями. Тем более что в Украине идут военные действия, а в Европе мало кто горит желанием финансировать укроэкономику, которую война фактически уничтожает. И на которую уже навострили клыки и когти США и транснациональные корпорации.