До начала спецоперации Дмитрий Бастраков был преуспевающим предпринимателем, владельцем издательства «Черная сотня» и сетью книжных лавок «Листва». В феврале 2022 года Дмитрий уехал в Новосибирск — открывать магазин. Уехал — и почти сразу же был вынужден вернуться в Москву. Из столицы, собрав большую партию гуманитарного груза и команду проверенных друзей, он отправился в Донбасс.
Проект назвали «ТЫЛ-22». Как признается сам Дмитрий, изначально хотели назвать просто «Тыл» — но решили, что это слишком серьезная заявка. Однако в Донецке за ним и его командой закрепилось прозвище «тыловики».
Едем в Мариуполь. Экспедиция насчитывает восемь человек и два автомобиля, микроавтобус и УАЗ «Буханка». Половина участников поездки к проекту «ТЫЛ-22» имеют опосредованное отношение — два водителя, сопровождающий офицер от НМ ДНР, корреспондент. Остальные же — Дмитрий и его команда. Все свободное место в машинах забито гуманитарным грузом — лекарствами, едой и водой. Отдельный пункт — книги.
Помимо помощи мирным жителям, Дмитрий дарит подарки солдатам. Например, стильный «Кодекс чести русского офицера», почти точную копию легендарной книги 1914 года (сохранена дореволюционная орфография!), бойцы весьма ценят.
© Фото : Фёдор Громов
Всего «тыловиков» четверо. Помимо Дмитрия в команде его помощник Андрей, который не хочет давать интервью, и две девушки, Люба и Кира. Первая — оператор, она снимает видеоотчеты для проекта и мечтает снять целый документальный фильм. Кира — парамедик.
Парамедик — это специалист по «экстренной медицине», не имеющий профильного образования. Здесь у нее, правда, спектр задач более широкий — в проекте она также отвечает за закупки медикаментов. Лекарств в Мариуполе не хватает — они есть в достаточном количестве только в лагере МЧС возле ТЦ «Метро». А до него, как известно, нужно еще добраться.
Первые адресаты помощи — недавно заработавшие мариупольские больницы. Им уже привезли медикаменты, но этого недостаточно. Части лекарств хватает, по некоторым позициям — жесткий дефицит. Каждая посылка от волонтеров — на вес золота.
— Некоторые позиции закончились уже за два дня, — говорит медсестра 2-й больницы Мариуполя, попросившая не называть её имени. — Спасибо ребятам, с их помощью хоть чуть-чуть, но полегче.
Ребята из «Тыла» везут лекарства не наобум — для них руководство больниц оставляет заявку на конкретные позиции. А, например, в городской больнице скорой помощи не хватает инвентаря для уборки палат. Ребята привозят и его — тряпки, ведра, швабры. Попутно Дмитрий раздает встреченным в больнице детям шоколадки и фонарики.
На стене больницы скорой помощи, с разрешения главного врача, ребята оставляют послание — это своего рода флешмоб. «Мариуполь жив» — написано теперь на стене больницы.
Далеко не все лекарства предназначены для больниц — некоторые нужно раздать людям. В Мариуполе осталось множество стариков: им лекарства нужны постоянно. Для этого собрана отдельная коробка, в ней самые разные медикаменты. Их собирает Кира.
Колонна из двух машин отправляется в центральный район Мариуполя, и где-то за драмтеатром, на перекрестке, окруженном разбитыми домами, останавливается.
— Передайте соседям, что сейчас гуманитарку будут раздавать, — говорит выскочивший из машины Дмитрий прохожим.
Как только машина останавливается, перекресток наполняется людьми. Дмитрий формирует две очереди: кому нужны лекарства, подходят к «Буханке», кому больше нужна еда — к микроавтобусу.
Люди нервничают, иногда начинают ссориться — и Дмитрий грозно прикрикивает на них:
— Если будет кричать, или не дай Бог драться, мы сворачиваемся и уезжаем!
© Фото : Фёдор Громов
Сработало. Но людей в какой-то момент становится очень много — понимаешь, что продуктовых наборов на всех не хватит. Становится обидно и горько, но бывалые волонтёры держатся. Они молча продолжают раздачу, хотя видно, что им тяжело: пытаются перераспределить оставшееся так, чтобы каждому досталось хоть что-то. Отдают свою еду, купленную в дорогу.
На стене разбитого трехэтажного дома снова появляется трафаретная надпись «Мариуполь жив».
Возвращаясь в Донецк, Дмитрий подводит итоги. К своей работе он относится критично:
— Мы выполнили план на 88 процентов, — строго говорит он голосом человека, привыкшего руководить. — Не успели заехать по нескольким адресам, не передали книгу нашему читателю.
Среди бойцов Народной Милиции ДНР читателей книг, издаваемых «Черной сотней», и вправду немало. Дмитрий ездит на Донбасс с 2015 года, регулярно проводит презентации новых книг. Его издательство опубликовало несколько книг, написанных ветеранами боев в Донбассе. В целом регион стал частью жизни Бастракова. Ему с командой непонятен вопрос "Зачем они здесь?". Вклад команды «Тыл-22» — это еще несколько спасенных жизней каждый день.