Обращение бойцов 115 бригады появилось в сети.
«Мы бойцы 1 роты 1 батальона 115 бригады обращаемся ко всем неравнодушным гражданам Украины. Мы не в состоянии выполнять приказы руководства, не имея надлежащих средств и подготовки. Враг превосходящими средствами огневого поражения принудил нас отойти от ранее занятых нами позиций, которые мы удерживали с 19 апреля по 3 мая. Предварительно данным приказом Генштаба ВСУ про отход, отойдя в район запасного КНП, т.к. не были подготовлены запасные позиции для отхода. Отсутствие поддержки огневого поражения силами и средствами первого командира, а также некомпетентная деятельность вышестоящего командования привела к утрате военной техники и гибели личного состава, что способствовало деморализации личного состава. Сейчас личный состав не в состоянии выполнять боевые задания по причине низкого морально-психологического состояния. Слава Украине!» — зачитал с бумажки текст один из бойцов.
Его поддержали остальные.
Судя по канцеляриту, текст составляли коллективно и с тем, чтобы объяснить логику своих действий прежде всего для военно-политического руководства страны.
115 бригада — это кадрированное формирование войск территориальной обороны Украины в Житомирской области. Бригада находятся в составе оперативного командования «Север».
В начале мая на Украине начал действовать закон, разрешающий применение формирований территориальной обороны в зоне ведения боевых действий, даже если те ведутся не в регионе, к которому приписаны подразделения теробороны.
Ранее на то, как ведутся боевые действия жаловались бойцы теробороны с Закарпатья.
«Меня зовут Антон Шульга, я журналист. Мы — бойцы 101 бригады ТрО (территориальной обороны — Ред.), в/ч А7125. 26 апреля нам поступил приказ выдвинуться на марш из города Берегово, в Закарпатье, без указания на конечное место назначения. 30 апреля батальон Береговского ТрО оказался в городе ***. Военное командование 24 бригады 6 мая устно обнародовало приказ выдвигаться на позиции в Луганской области. Приказ и боевое распоряжение не оформлены документально», — заявил во время записи группового видеообращения перед строем один из бойцов 101 бригады теробороны.
Он отметил, что он и его сослуживцы не готовы к боевым действиям.
«Наше подразделение готовилось к выполнению задач территориальной обороны, таких как охрана объектов или работа на блокпостах. Подготовки для действий в зоне боевых действий подразделение не проходило. Наше вооружение состоит из автоматов, пулеметов и лопастей, которыми мы должны окопаться в районе, расположенном менее чем за километр позади позиций боевой бригады под плотным огнем минометов и артиллерии. Цель нашего размещения в этом районе нам не доказывают, боевой задачи не ставят. Мы не видим никакой практической пользы от применения нашего подразделения, кроме как быть живыми мишенями для выявления минометных или артиллерийских позиций противника», — отметил боец.
Он также рассказал о личном составе бригады.
«Значительная часть бойцов имеет проблемы со здоровьем, поскольку медицинская комиссия в Берегово носила формальный характер. Также в составе подразделения есть бойцы с тремя и более детьми, детьми-инвалидами на иждивении, что для военкомата не было основанием для удержания от мобилизации», — рассказал боец.
Также 15 мая появилось видеообращение не только житомирских тероборонцев, но и одного из бойцов 81-й отдельной аэромобильной бригады ВСУ, которая базируется в Краматорске.
«Владимир Зеленский, к вам обращаются все добровольцы Донбасса, которые стоят и защищают Донбасс. Мы сейчас находимся в полном аду. Не допустите, чтобы было, как в Мариуполе. Как в Иловайском котле. Нас надолго не хватит. Наша артиллерия и авиация не работают. Наше командование нас бросило. Оно даже не вывозит «трёхсотых», «двухсотых», не подвозит нам БК. По нам сутками бьют «Градами», миномётами. А сегодня начали бить даже «Ураганами». У нас очень большие потери. Надолго нас не хватит. Господин президент, наведите, пожалуйста, порядок в нашем руководстве. И мы готовы сражаться до конца и двигаться только вперёд», — говорил боец.
Тем самым он фактически повторил претензии других десантников — из 79-й бригады. Последние сейчас находятся под следствием за критику командования.
Упрёк в трусости
Не все сочувствуют брошенным на передовую бойцам теробороны. Так, волонтёр Ирина Коваленко обратилась к согражданам по поводу жалоб 103 бригады территориальной обороны из Львова.
«Двое суток мне звонят и пишут мои знакомые со Львова относительно «широкоизвестной» 103 бригады ТРО, которую кинули на передок, б***ь. Потому что они «бедные, несчастные, голые и босые» попали-таки на войну. Представляете? Львовские «воины» попали на войну! Идёт речь сейчас именно об этой бригаде», — рассказала Коваленко.
Она заявила, что бойцы бригады были хорошо экипированы.
«Так вот, когда я крайний раз приезжала во Львов за машиной для своего подразделения, я видела местных ТрОшников, и меня брала зависть, потому что я очень хотела бы, чтобы моё подразделение было оснащено и одето так же, как и они. В крутых берцах, в аху..нейших формах, в тактикульных рукавичках, в очках и с рюкзаками. С разными прикладами и обвесами. Но нет. Львовяне решили, что именно этим нужно обеспечивать «тыловых воинов». И тут тыловых воинов кидают на войну, на первую линию обороны. И у «тыловых воинов» начинается настолько большая паника, что они в соплях и слезах звонят своим женам и семьям, и это п****ц. Стыд и позор», — подчеркнула Коваленко.
Она заявила, что сейчас на передовой бригадам ВСУ тоже не так уж легко. Однако они не жалуются.
«Мне мерзко, что я из Львова. И мне мерзко, что некоторых из вас я знаю», — подытожила Коваленко.
Она призвала бойцов теробороны воевать, раз уж те записались в ВСУ.
Критическая ситуация
В воскресенье, 15 мая, жёны боевиков «Азова», находящихся на «Азовстали», дали пресс-конференцию, в которой рассказали о происходящем на заводе.
«Количество раненых постоянно меняется, потому что одни умирают, другие добавляются из-за обстрелов и бомбардировок. Мы знаем, что было около 700 человек — сейчас их количество мы не знаем», — заявила Анна Науменко.
Её поддержала Юлия Федосюк.
«Конечно, в первую очередь нужно выводить тяжелораненых, которые могут погибнуть в следующие сутки, но мы настаиваем на эвакуации абсолютно всех. Потому что это абсурд: сегодня мы выводим всех раненых — завтра у нас еще двести раненых, потому что постоянно происходит бомбардировка. Нужно говорить об эвакуации, коридоре для всего гарнизона. Только так мы сможем эвакуировать кучу людей. Они до сих пор живы, ранены, есть боеспособные бойцы, есть тела, которые нужно вывезти», — заявила Федосюк.
По словам Науменко, антибиотики у «азовцев « в очень ограниченном количестве. Люди с ампутациями, по её словам, лежат без антибиотиков. Люди с ранениями не получают анестезию.
«Им сейчас ампутируют конечности даже с маленькими повреждениями и без обезболивающего, просто режут вживую. Их побратимы всё это наблюдают. У них нет никакой медицины. У них есть стакан воды на всех — они делают глоток раз в 5-6 часов», — заявила жена ещё одного «азовца» Ольга Адрианова.
Жена командира полка «Азов» Дениса Прокопенко, известного под позывным Редис, Екатерина Прокопенко заявила, что у многих раненых развивается сепсис. В бункерах плесень и находиться там здоровому человеку тяжело.
В целом, по словам жён «азовцев», счёт идёт на часы. И поэтому, хоть военная деблокада, по их словам и возможна, но у «азовцев» и других украинских силовиков на неё нет времени. Поэтому жёны боевиков «Азова» надеются на объединение усилий власти Украины и других государств.