От визита британского премьера в Варшаву, состоявшегося 10 февраля, в Киеве в первую очередь ожидали конкретизации сотрудничества в формате Великобритания-Польша-Украина. Однако ни сам Борис Джонсон, ни польский премьер Матеуш Моравецкий об этом так ничего и не сказали.
Украина стала для обоих политиков лишь поводом для того, чтобы порассуждать о «российской угрозе».
Приезд Джонсона был приурочен к прилёту в Польшу первой части из 350 британских морских пехотинцев, о размещении которых 7 февраля в Лондоне договорились британский и польский министры обороны Бен Уоллес и Мариуш Блащак. Это военные из состава 45-й бригады Королевской морской пехоты, базирующейся в городе Арброат в Шотландии, неподалёку от Эдинбурга.
О месте их дислокации в Польше не сообщается, Минобороны этой страны лишь напомнило, что в данный момент более сотни британских военных находятся в польском городе Орыш в составе батальонной группы продвинутого присутствия НАТО, где также служат американцы, румыны и хорваты.
Кроме того, подразделение инженерных войск Соединённого Королевства численностью в сто человек размещено на польско-белорусской границе.
Стоит отметить, что никакой публичной информации о цели пребывания британских морпехов в Польше также нет, что вызвало слухи о том, что они могут быть задействованы в процессе возможной эвакуации граждан Великобритании из Украины, — так же, как американские десантники в Жешуве.
С другой стороны, речь может идти о попытке усилить упомянутую батальонную группу НАТО ввиду возможного отзыва из её состава хорватских военных. Напомним, 25 января президент Хорватии Зоран Милановичзаявил, что в случае российско-украинского конфликта все хорватские военные, находящиеся в Восточной Европе, будут возвращены на родину.
Но среди лидеров стран НАТО немного политиков, которые, подобно Милановичу, «идут не в ногу». Так, Борис Джонсон и Матеуш Моравецкий сразу же после коротких переговоров поехали на встречу с британскими военными — их ради этого специально привезли из Орыша в пригород Варшавы, где базируется 1-я бронетанковая бригада польской армии.
Сфотографировавшись на фоне солдат и танков, политики отправились на пресс-конференцию, где состязались в русофобских заявлениях.
Матеуш Моравецкий, в частности, сказал: «Россия предлагает нам альтернативу — либо будет суверенная Украина, либо будет мир и покой. Это фальшивая альтернатива. Мы хотим, чтобы народы и страны имели право на самоопределение, имели право защищать свою территориальную целостность. И, конечно, мы тоже хотим мира и спокойствия».
Досталось от польского премьера и Германии, от которой тот потребовал «как можно скорее доказать, что газопровод «Северный поток — 2» не будет использован как элемент шантажа».
Кроме этого, Моравецкий призвал бороться и с «внутренним врагом».
«Конфронтация не только с внешним агрессором, но и с собственными ошибочными представлениями ныне является вызовом для Запада. Настало время для того, чтобы Запад вырвался из геополитической дрёмы, и такому отрезвлению должен служить наш общий голос», - заявил он.
«Лондон отделяют от Киева более двух тысяч километров, но тот факт, что мы ныне стараемся вместе действовать во имя мира на восточном фланге НАТО, свидетельствует о том, насколько важны трансатлантические связи для Великобритании и Польши», — поделился Моравецкий своим видением географии.
Однако ничего более конкретного об анонсированном ранее тройственном союзе Лондона, Варшавы и Киева польский премьер так и не сказал.
Его британский визави в первую очередь пытался польстить польскому гонору.
«Сто последних лет продемонстрировали нам, что если Польше грозит агрессия, под угрозой находятся её границы или стабильность, то эта угроза касается нас всех. Когда Польше угрожает опасность, Великобритания всегда готова помочь, точно так же, как Польша всегда была и готова помочь нам», — подчеркнул Джонсон.
Это заявление сразу же вызвало в интернете волну иронических комментариев — мол, помним вашу помощь в сентябре 1939-го…
Но если Польша ныне может рассчитывать хотя бы на несколько сотен британских военных, то Украине был обещана помощь лишь в виде британских санкций в отношении России.
«Мы неустанно идем по пути дипломатии, чтобы нынешнее напряжение на границе с Украиной уменьшилось. Поэтому мы должны помнить, почему на столе лежит пакет санкций, который будет введен в случае потенциального вторжения на Украину», — сказал Джонсон.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что в ходе визита в штаб-квартиру НАТО утром того же дня британский премьер напомнил о поставках Киеву 2 тысяч противотанковых ракет и обучении 20 тысяч украинских военных британскими спецназовцами.
Вечером 10 февраля Борис Джонсон также поговорил с президентом Польши Анджеем Дудой. По словам руководителя Бюро международной политики администрации президента Польши Якуба Кумоха, политики подтвердили, что Польшу и Великобританию практически ничего не разделяет в оценках ситуации вокруг Украины — они сторонники «сдерживания и жёсткой реакции».
После разговора с британским премьером президент Польши позвонил своему украинскому коллеге Владимиру Зеленскому. Как сообщил сайт президента Украины, «стороны обсудили дальнейшее сотрудничество в рамках нового регионального формата Украина-Польша-Великобритания».
Это оказалось единственным упоминанием гипотетического тройственного пакта, о котором так трубили украинские пропагандисты на предыдущей неделе. Но ни польские, ни британские СМИ об этом формате 10 февраля ничего не сообщали.
Более того, на сайте президента Польши новости о телефонном разговоре Анджея Дуды с Владимиром Зеленским до сих пор нет.