Соответствующие сигналы приходят и из-за океана, что крайне важно — ведь и Ангела Меркель в свое время сначала утверждала проект Минских соглашений в Вашингтоне…
Мнение Вашингтона
Самую большую «зраду» изложил госсекретарь Энтони Блинкен: «в договоренностях идет речь о специальном статусе Донбасса, и я считаю, что при соответствующей последовательности украинцы были бы готовы двигаться вперёд». Причем ничего нового он, в общем-то, не сказал — Джозеф Байден ещё в декабре 2015 года призвал к федерализации Украины (как он не попал на «Миротворец», нам решительно непонятно).
Можно праздновать победу? Мы бы поостереглись.
У американских и европейских политиков свое представление о Минских соглашениях. Во всяком случае, они постоянно требуют их исполнения от России, хотя в тексте соглашений ничего об её обязательствах не написано. Посольство США в Киеве: «Украина неоднократно пыталась добросовестно реализовать Минские соглашения, в том числе каждый год принимая закон об особом статусе. В то же время Россия нарушает режим прекращения огня, отказывается конструктивно решать эту и другие проблемы и делает вид, что она не сторона конфликта, который она разожгла».
Можно, конечно, делать вид, что они имеют в виду возможность России оказывать влияние на ДНР и ЛНР… Но в таком случае аналогичные обязательства были бы наложены на Германию и Францию, они же ни о чём таком не говорят.
Очевидно, что Запад рассматривает Минские соглашения не как платформу для урегулирования внутриукраинского конфликта, а по украинской модели — как соглашение о «деоккупации» захваченных территорий. Соответственно, и под «специальным статусом» имеется в виду нечто иное.
Нам, кстати, несколько даже удивительно: почему МИД Украины до сих пор не заявил, что Донбасс уже имеет особый юридический статус? Ведь ещё в 2018 году принят закон о статусе оккупированных территорий… Более того, можно даже подогнать этот статус под Минские соглашения (ведь те права, которые в них прописаны, республики и так уже имеют). При большом желании можно даже это извращение закрепить в Конституции.
В общем, США «сдавать» Украину просто так не собираются. В смысле, они готовы ее сдать полностью и с потрохами в обмен на картинку «российского вторжения». Но если такой план реализовать не получается (Россия не хочет нападать, а Украина боится провоцировать), то остается одерживать победы на дипломатическом фронте.
Мнение Киева
Официальную позицию Украины изложил Дмитрий Кулеба, начертив синим и желтым фломастерами три красных, местами перпендикулярных себе линий.
Во-первых, «никаких уступок по суверенитету, территориальной целостности в пределах международно признанных границ Украины».
Если под «уступками по суверенитету» имеется в виду статус Донбасса, значит, Киев сам по себе суверенитет над территорией не интересует. Без статуса Донбасс назад не вернётся. Но Киев это устраивает.
Во-вторых, «никакого "прямого диалога" с российскими оккупационными администрациями в Донецке и Луганске».
Да запросто. Украина вполне может с ними не договариваться. Благо, даже если они бы захотели с ними договариваться, возникли бы проблемы: их ведь создать нужно для начала, а для этого — оккупировать Донбасс…
Впрочем, мы бы, может даже, и возражали против оценки властей ДНР и ЛНР как «оккупационных администраций», если бы такой же статус получила бы киевская власть.
Ну а если Киев не хочет договариваться с ДНР и ЛНР, значит, его сам по себе суверенитет над территорией не интересует. Без переговоров Донбасс назад не получить. И Киев это устраивает.
В-третьих, «только народ Украины имеет право определять внешнеполитический курс страны».
Мнение «народа Украины» формулируется на улице Сикорского в посольстве США. И тут есть интересные моменты: Виктория Нуланд, например, уверяет, что не слышала заявлений украинских чиновников о невозможности выполнения Минских соглашений. Так что пункт 1 и 2 могут быть пересмотрены в соответствии с пунктом 3.
В последнем мы, впрочем, сомневаемся. В случае попытки принятия актов, необходимых по Минским соглашениям, к Верховной Раде придёт не мирная демонстрация, как в 2015 году (тогда было убито всего четыре человека), а батальоны территориальной обороны со своими «джавелинами» (деревянные автоматы у них уже отобрали и выдали настоящие).
В Киеве это отлично понимают, потому «представитель Донбасса» в ТКГ Сергей Гармаш рассказал о ходе минских переговоров так: «письмо Никаноровой и Дейнего в ОБСЕ с заявлением, что Украина якобы во время последней встречи Нормандской четверки в Париже взяла на себя обязательство письменно отвечать на документы ОРДЛО (что означало бы автоматическое признание Киевом их субъектности как стороны конфликта и переговоров) оказалось правдой. Вот только насчет обязательств Киева московские марионетки выдали в нем желаемое за действительное. Сегодня состоялось заседание политической рабочей группы ТКГ. Никаких письменных ответов на документы ОРДЛО Украина не давала».
В общем, вы поняли: Киев ничего выполнять не будет.
Мнение Донбасса
Ну, допустим, Вашингтон и Киев хотят и могут. И что же дальше? А дальше надо договариваться с представителями ДНР и ЛНР относительно целого ряда интересных вопросов.
Вот, например, что делать с сотнями тысяч граждан России? На Украине двойное гражданство запрещено. Или его вводить для всех (благо, Зеленский уже сделал шаги в этом направлении), или… Кстати, есть ещё поколение людей, которые в принципе не получали украинского гражданства. Вот у нас в редакции работает девушка с паспортами ЛНР и России. Паспорта Украины у неё нет, и не очень понятно, какой у ней статус с точки зрения украинского законодательства и как можно её уговорить получить украинский паспорт (разве безвизом соблазнится).
Или другой момент: финансово-кредитная система республик построена на рубле, и на этой основе построена внешнеэкономическая деятельность, активно развивающаяся сейчас в соответствии с последним указом президента России. Ломать уже построенную систему, чтобы вернуться на гривну? А сама-то гривна это выдержит?
А вопросы собственности? А законодательный статус народной милиции? А взаимное признание вакцинации?
И тут Блинкен предупреждает, что ни о какой автономии речь не идет, потому что её нет в Минских соглашениях… Так этого всего в Минских соглашениях тоже нет. И более того, решение этих вопросов не забьёшь ни в автономию, ни даже в федерацию.
Нет, разумеется, если удастся выйти на обсуждение всех этих вопросов, это будет хорошо и Россия должна быть почти полностью удовлетворена. Потому что само по себе начало таких переговоров означает прекращение огня, отвод войск и готовность Киева договариваться. Переговоры же могут длиться еще семь лет. Но исходя из позиции Вашингтона и Киева, само их начало представляется совершенно фантастическим.