Иван Иванович Железо. Великий русский святой с Западной Украины

10 ноября Русская Православная Церковь празднует память преподобного Иова Почаевского, принципиального и стойкого защитника православной веры на Волыни, в миру известного, как Иван Иванович Железо.
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Он прожил долгую, столетнюю жизнь, родившись в 1551 году в Коломые, и почив уже будучи игуменом Почаевской Лавры 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1651 года.

Нужно сказать, что жизнь его и духовный подвиг пришлись на крайне непростые времена католической и протестантской экспансии на землях современной Западной Украины, которые в те годы были частью Руси Литовской. Многие годы в этом регионе назревал вопрос ухода христиан из-под омофора Вселенского Патриархата в унию с Римом.

Был ли Даниил Галицкий первым украинским королёмВ истории каждого государства есть знаковые личности, к жизни которых привязываются как к дорожным вехам те или иные этапы развития нации и государственности. Они являются основой для существования национального мифа. Слово «миф» здесь обозначает не художественный вымысел, а коллективные представления о том, откуда есть пошли страна и народ.

Колоссальный удар по Вселенскому патриархату был нанесен католиками еще в 1204 г., когда крестоносцы захватили Константинополь, на следующие полвека ставший столицей так называемой Латинской империи. После этого он уже так и не смог оправиться и осуществлять полноценное покровительство и защиту своих многочисленных внешних митрополий.

В 1453 году Константинополь вообще пал под ударом Османов. И Вселенские Патриархи превратились, фактически, в чиновников Османской империи на крайне уязвимом и зависимом положении. О какой защите русских канонических территорий вообще могла идти речь?

А параллельно на территории нынешней Западной Украины шли иные политические и религиозные процессы. Рост влияния католиков был сопряжен с перманентными и далеко не всегда безуспешными попытками заключения уний.

Тяготение к католичеству в среде западнорусской аристократии зародилось еще в начале XIII века, во времена правления Даниила Галицкого. Это был единственный случай, когда русский князь официально принял титул «короля Руси», что уже говорило о его политическом «западничестве».

Не стоит забывать и про Лионскую унию 1274 года. И хотя, она и была впоследствии отвергнута Вселенским Патриархатом, это был вполне определённый «сигнал» для очень многих православных, которые по тем или иным причинам плотно контактировали с Западной Европой.

От унии до унии. Как украинский церковный сепаратизм не смог помешать восхождению Третьего РимаУкраинский церковный сепаратизм родился из потребности правителей Литвы и Польши иметь собственную православную митрополию. Такая самостоятельность требовалась потому, что Московское княжество всё больше начало самоотождествляться с православием, а сепаратную от него иерархию было гораздо легче склонить к унии с римо-католиками

Вторым таким «сигналом» стала Ферраро-Флорентийская уния 1439 года. Также, впоследствии отвергнутая Православной Церковью. Но уже не столь единодушно, и с течением определённого времени. И хотя в первую очередь этот церковный договор касался отношений Рима и Константинополя, Киевская Митрополия тогда была частью Вселенского Патриархата, а потому, и на ней отразились эти события.

В общем, устремления в сторону католичества на момент рождения Иова Почаевского в 1551 году, уже несколько сотен лет циркулировали в западнорусском сообществе. Да и католики смотрели с давним и очень большим интересом на эти канонические территории Византии. Особенно, с момента начала её долгого, но неотвратимого падения.

Для Литовской Руси окончательный поворот в сторону Запада, по большому счету, состоялся в 1569 году с принятием гражданской Люблинской унии и появлением из Королевства Польского и Княжества Литовского того государственного образования, которое известно в истории, как Речь Посполитая.

Религиозные изменения также не заставили себя ждать.

В 1596 году ряд епископов Киевской православной митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой подписали Брестскую унию. А когда духовенство, оставшееся верным православию и представители иных Восточных Патриархатов лишили Рогозу сана и обратились к королю Сигизмунду с тем, чтобы тот разрешил назначить нового православного митрополита, тот отказался и повелел всем православным в Речи Посполитой подчиняться именно «главе русской униатской церкви».

Здесь нужно сказать, что у Православия в те годы все же оставались влиятельные покровители в среде Галицко-Волынской аристократии. 

Князь Константин Острожский между Москвой и ЛитвойВторой сын наводившего ужас на татар волынского князя Ивана Васильевича Острожского, Константин, родился 2 марта 1460 года. Это семейство уже три поколения подряд успешно действовало как на военном, так и на придворном поприще и усиленно прирастало поместьями, так что мальчику светило большое будущее

Одними из таковых были князья Острожские, по некоторым данным, происходившие от Рюриковичей. Впрочем, что известно точно, так это то, что основатель рода Острожских, Федор Данилович, канонизирован Русской Церковью в лике святых. Продолжатели рода все так же были верны именно Православию, и оставаясь влиятельными фигурами в политике Литовской Руси, а потом и Речи Посполитой, фактически, защищали на своих землях Православную Церковь от католической экспансии.

Таким был и Константин Константинович Острожский, который традиционно покровительствовал православным, даже в непростое время уний. И заметив в лице Иова перспективного монаха и миссионера, способствовал его переводу в Дубенский Крестный монастырь, где будущий преподобный стал игуменом на 20 лет.

По благословению игумена Иова в 1581 году, в созданной князем Константином типографии Иваном Федоровым была напечатана «Острожская Библия» — первое полное издание библейского текста на церковнославянском языке. Помимо этого, колоссального для тех времен труда, отец Иов активно занимался переводами Отцов Церкви, направленными против «латинства» и униатства. Что, естественно вызывало недовольство в католической правящей среде.

И то ли под гнетом обстоятельств, то ли просто тяготясь свой административной деятельностью и публичностью, будущий преподобный уходит в окрестности Почаевской горы, где живет отшельником и молится в пещере.

Западный форпост русского православия. Что нужно знать украинским властям об истории Почаевской лаврыПоявились тревожные слухи о том, что украинские власти вновь позарились на Почаевскую лавру. Об этом пишет «Корреспондент.net» со ссылкой на сайт Минюста Украины. По информации издания, «Министерство юстиции удовлетворило жалобу Кременецко-Почаевского заповедника и отменило перерегистрацию Свято-Успенской Почаевской лавры в Тернопольской области»

Вообще, драма Иова Почаевского, насколько можно судить по его житию и историческим источникам, заключалась в том, что он совершенно не стремился к публичности, и к тому, чтобы стать одним из самых известных апологетов православия своей эпохи. Да и управление монастырем явно было не слишком желанной для него стезёй.

Жизнеописание святого говорит о нём, как в первую очередь, о молитвеннике и аскете. Которому вся эта внешняя, кипучая деятельность «мешала молиться».

Историки Церкви также отмечали эту двойственность «поневоле». С одной стороны игумен Почаевской Лавры стремился к уединению и даже отшельничеству с умной молитвой, а с другой все равно оказывалось, что именно он стоит на защите Православия в Западнорусской земле.

Собственно, так случилось и в Почаеве, где очень быстро нового монаха-отшельника заметила братия и просила стать игуменом их монастыря. Иов поначалу отказывался, но в какой-то момент, все же возглавил обитель.

И именно здесь будущий преподобный создает одно из самых известных своих апологетических произведений под названием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная» позже, уже в 1884 году изданную как «Пчела почаевская». По сути, это серия «бесед» и «поучений», а также выписки из житий и проповедей Отцов Церкви. И носит этот сборник все тот же апологетический характер, предостерегая от впадения в ересь и раскол.

100 лет украинской автокефальной церкви: история смуты, предательства и пораженийТак называемая Украинская православная автокефальная церковь 11 октября этого года могла бы отметить свое столетие. Впервые такая организация официально появилась 11 октября 1921 года. Впрочем, если проследить историю УАПЦ в течение XX века, то проблема с ней не только в том, что она абсолютно неканонична.

Символично в этом смысле то, что оригинал рукописи «Книги Иова Железа» бесследно исчез не без участия такого деятеля, как Дионисий (Валединский), который уже в 1932 году попросту забрал оригинал рукописи себе.

Именно этот церковный деятель сначала возглавил фактически «самопровозглашенную» Польскую Православную Церковь, а потом стоял у истоков Украинской автокефальной церкви, одного из самых болезненных расколов в украинском православии в XX веке.

Впрочем, и саму Почаевскую обитель ждали не самые легкие времена.

В 1607, например, уже в то время, когда Иов Почаевский стал игуменом монастыря, некий протестант-лютеранин Андрей Фирлей задумал выжить почаевских монахов из обители. И у него были все возможности для этого, поскольку он был наследником Анны Гойской, известной благотворительницы и защитницы православия, которая отдала во владение обители многие земли, а также икону Божьей Матери, впоследствии известную, как Почаевская.

Фирлей стал отбирать эти земли, а в какой-то момент силой забрал и икону. И Иову пришлось судиться с Фирлеем. Дело в итоге решилось в пользу монастыря.

На этот оплот православия на Западной Украине имели виды и католики. Действуя методом внешнего давления и внутреннего раскола, они в итоге привели братию обители к тому, что уже в 1713 году монахи приняли унию.

Можно ли сохранить идентичность без элиты. Как жилось православным в Речи Посполитой28 января 1573 года были утверждены условия Варшавской конфедерации и оговорена свобода вероисповедания в Речи Посполитой. До сих пор многие западные историки на этом основании считают ее самым толерантным государством Европы той эпохи. Как же на самом деле развивались отношения между католиками и православными в те времена?

Интересный нюанс заключается в том, что персона Иова была настолько почитаема даже монахами-униатами, что они просили Папу Римского канонизировать Иова в качестве католического святого. Но Рим, помня о принципиальных позициях почаевского игумена ответил однозначным отказом.

Греко-католическим монастырь был вплоть до 1831 года, когда по указу Николая I обитель все же вернулась в состав Русской Православной Церкви. А позже, 12 февраля 1839 года на соборе греко-католических епископов в Полоцке, был подписан акт об их переходе в Православие.

На этом, конечно, история униатства на Западной Украине не закончилась, и, более того, греко-католики сыграли свою роль в политической жизни этой страны уже в XXI веке. Сначала активно агитируя за «оранжевую революцию» в 2004-2005, а потом и за «революцию достоинства» в 2014-м. Так что в этом смысле, противостояние униатам Иова Почаевского можно назвать и вполне себе политическим.

А самого его одним из первых защитников того, что через несколько сотен лет назовут концепцией «русского мира».

Рекомендуем