«Это может быть, если те или иные представители местной власти не успеют сделать все шаги, которые они ответственно пообещали и должны исполнить», — сказал Зеленский, сразу обрекая население Украины в различных регионах на различное отношение к нему Киева. В случае исполнения поставленных условий «центральная власть гарантирует две вещи — конкретную стабильную цену и стабильный объем».
Зеленский особо подчеркнул, что «есть технические, юридические и политические вопросы [которые касаются] некоторых представителей местной власти». В переводе с витиеватого новояза Владимира Александровича, это означает, что голубое топливо будет распределяться в ручном режиме, и по относительно низкой цене его получат только полностью лояльные мэры, губернаторы, олигархи.
Входя в энергетический кризис, Украина испытывает жесточайший дефицит не только газа, но и угля (перед началом отопительного сезона его накоплено в три раза меньше необходимого). Из-за дефицита угля уже остановлено 22 блока на 9 ТЭС, а это опять-таки стимулирует спрос на все время дорожающий газ. Весьма показательные цифры озвучила лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, которая, как мы помним, компетентна в газовой теме — недаром в свое время ее называли «газовой принцессой».
Украинские промышленники уже предупредили, что при таких ценах на газ более 90% украинской промышленности окажется за гранью рентабельности, а это означает закрытие не только десятков крупнейших предприятий, но и потерю сотен тысяч рабочих мест. Массовая безработица вкупе с холодомором в квартирах и бюджетных учреждениях, падением реального уровня жизни, дискриминацией половины населения страны и множеством иных негативных факторов может стать той каплей, которая переполнит чашу народного терпения.
Офис президента отчаянно желает сбросить негатив на местные власти, сделать их виновными в очевидном провале, и таким образом защитить Зеленского от критики: мол, это не он виноват, а местные начальники. Однако не факт, что местное самоуправление политически и финансово готово взять на себя ответственность за непопулярные меры. И сомнительно, что оно не найдет способов разъяснить избирателям, что именно официальный Киев виновен в холодных батареях в школах и детских садах.
Разумеется, в случае Западной Украины окажется виновен и Путин, но вписать в число виновных «российского агента» Зеленского у местных царьков не дрогнет рука. А именно западные регионы страны уже не раз показывали примеры сплоченности и организованности в противостоянии с центральной властью, да и популярность Владимира Зеленского там невысока. Несмотря на все старания, он так и не смог стать для галичан своим — ни по месту рождения, ни по происхождению.
С другой стороны, окончательная смерть промышленности Юго-Востока будет означать крах бюджетной сферы — и так дышащей на ладан. Но это, пожалуй, представляет меньшую опасность для действующего режима, нежели бунт западно-украинских пассионариев, поддержанных олигархами.
Чтобы избежать наихудшего сценария, Зеленский уже засобирался в Великобританию — и, разумеется, не за топливом (Англии его тоже не хватает). Владимир Александрович наверняка желает заручиться политической поддержкой и гарантиями личной безопасности на случай, если события выйдут из-под контроля. И эта поддержка будет ему обещана — в обмен на конкретные преференции в военной, экономической и политической сферах.
Этой же цели служит и визит в Киев министра обороны США Ллойда Остина. Наш мальчик и его окружение давно уже под колпаком у Вашингтона и Лондона, и спасение рядового Зеленского зависит лишь от его беспрекословной покорности. Без участия Запада успешных майданов на Украине не бывает.
Нахальный и самоуверенный Зеленский загнал себя и всю страну в тупик, из которого нет благоприятного выхода. Киев уже вынужден признать, что реального европейского газа «по реверсу» не существовало (Владимир Александрович вдруг сознался, что Украина зависит именно от российского газа); очевиден грядущий рост цен не только на отопление, но и продукты питания (в частности, на хлеб на 20-30%); на этом фоне критическое падение популярности как самого Зеленского, так и рейтинга правящей партии «Слуга народа» — лишь вопрос времени.
Однако на самый крайний случай у Зеленского всегда есть вариант устроить в Донбассе большую провокацию и с помощью милитаристской истерии отвлечь внимание общественного мнения от внутреннего кризиса. Но цена подобной авантюры для Украины может оказаться куда выше любых газовых фьючерсов.