Иди своей дорогой, «Сталкер»! Как геймдев на Украине пытались принудить к патриотизму

В этом году Украина отмечает 30-летие своей независимости. И, к большому сожалению ее граждан, похвастаться украинскому государству особенно нечем – сферы, в которых украинцы достигли значительных успехов, можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, таковые есть, и самая очевидная из них – производство видеоигр
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Локомотивом и родоначальником украинского геймдева (индустрии разработки видеоигр) является киевская компания GSC, основанная на тот момент молодым столичным предпринимателем Сергеем Константиновичем Григоровичем, — несложно догадаться, что название компании он придумал сам, просто использовав свои инициалы. Старт на предпринимательском поприще «отца украинского геймдева» похож на биографию многих других коммерсантов того времени — перед тем как всерьез заняться разработкой игр, Григорович торговал «пиратскими» дисками, а затем со своей командой производил «пиратские» же игры, просто-напросто воруя графику и коды у уже выпущенных игр и добавляя в них что-то свое.

На Украине нашли зраду в названии компьютерной игрыВ соцсети Twitter разгорелся скандал из-за транслитерации слова «Чернобыль» в названии украинской игры «Сталкер-2» как Chernobyl, а не Chornobyl. Об этом сообщает УНИАН 14 июня

Настоящего же успеха компания добилась, когда начала пробовать создавать что-то свое. 2000-е годы стали золотым веком украинского геймдева — на все постсоветское пространство прогремела ставшая легендарной стратегия «Казаки: европейские войны». Ее популярность была столь высока, что к ней в кратчайшие сроки были сделаны несколько дополнений, также получивших массовое признание фанатов.

Вообще изначально игры в жанре «стратегия» удавались киевской студии куда лучше, чем игры иного жанра, — высокую оценку получили и все следующие стратегии того периода, выпущенные GSC. Так, киевские разработчики в течение нескольких лет разродились стратегией «Александр» по мотивам одноименного фильма Оливера Стоуна и издали вторую часть «Казаков», посвященную войнам Наполеона. Стратегии от GSC завоевали любовь сотен тысяч геймеров на постсоветском пространстве, однако пик славы Сергея Григоровича был еще впереди — на арену выходил его величество S.T.A.L.K.E.R.

Концепция этой игровой вселенной складывалась долго и весьма муторно. Изначально игра называлась «Oblivion Lost» и была посвящена путешествию между мирами и отстрелу неких роботов и инопланетян, однако же идея довольно быстро была признана творческим коллективом слабой и неперспективной. Новой основой концепции стала книга братьев Стругацких «Пикник на обочине», а основой для игровой локации — территория вокруг недостроенной Крымской АЭС. Для привлечения внимания название проекта сменили на «S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost», его релиз готовили на 2003 год, однако по ходу разработки Григорович снова решил изменить концепцию, перенеся действие игры в Чернобыльскую зону. Концепция постапокалиптической игры про выживание в загадочной и таинственной Зоне привлекла внимание ряда иностранных издателей, с одним из которых, немецкой компанией THQ, и был заключен контракт. Правда, по настоятельной рекомендации издателя пришлось снова изменить название проекта — так и появился «S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl».

Изначально игру собирались издать в 2004 году. Потом в 2005-м. Потом в 2006-м… Релиз постоянно переносился в связи с необходимостью внесения все новых и новых правок. Ожидающие релиза игроки прозвали игру «Ждалкер», ругали Григоровича, но продолжали ждать. Разработчики, подгоняемые представителями THQ, судорожно вносили последние правки. Российские писатели, заключившие договор с GSC, писали книги по вселенной S.T.A.L.K.E.R.

А затем этот долгострой от мира видеоигр тихо и буднично вышел 23 марта 2007 года. И в этой игре не было многого из того, что было заявлено, — разработчики не смогли внедрить все игровые фишки, которые обещали ранее. Из тех же, что внедрили, далеко не все получилось оптимизировать, в результате чего уже созданный контент пришлось беспощадно вырезать. И технически игра была недоработана — она могла зависнуть посреди прохождения, загрузки длились неоправданно долго, иногда она самопроизвольно закрывалась. И сюжет, по мнению многих, был слабоват… И графика… И…

И, несмотря на все это, «S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля» покорила сердца миллионов игроков. Завораживающие постапокалиптические пейзажи, душевная атмосфера посиделок у костра, бесконечная меметичность всех ключевых персонажей игры, начиная с торговца Сидоровича и заканчивая десятками бандитов, общающихся на смешном жаргоне, напоминающем феню, но лишь частично. S.T.A.L.K.E.R. стал настоящей вселенной, полюбившейся многим, и за наличие этой крайне притягательной сердцу русского человека вселенной игроки готовы были прощать и вылеты, и зависания, и не всегда идеально работающие игровые механики. Интереса к вселенной добавила книжная серия.

Сергей Григорович, поняв, что время ковать железо, пока горячо, дал команду создавать еще две части — так появились «S.T.A.L.K.E.R. Чистое Небо» и «S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти». А в 2010 году GSC уже анонсировали S.T.A.L.K.E.R. 2 — концептуально новую игру с улучшенной графикой, с передовым движком и самыми современными игровыми механиками. Армия фанатов преданно ждала продолжения… пока Григорович не принял решение в 2011 году закрыть компанию, сославшись на банальную усталость. Уникальный творческий коллектив распался, сам Сергей Григорович отошел от дел, уйдя в мотоспорт. Фанаты серии утешали себя сами, создавая модификации для первых трех игр и, казалось бы, уже перестали верить в продолжение… Пока вдруг в 2018 году Григорович не объявил о возобновлении разработки S.T.A.L.K.E.R. 2, подарив миллионам фанатов надежду… и тревогу.

А как же политика?

Три предыдущие игры серии S.T.A.L.K.E.R. были выпущены до Евромайдана и войны в Донбассе, а Сергей Григорович известен как человек, Евромайдан и АТО поддержавший. Возникает вопрос: не будет ли мечта миллионов фанатов из России испорчена политикой? Прецеденты уже имелись — так, например, украинская студия «4AGames» разрабатывала серию игр «Метро» по мотивам произведений Дмитрия Глуховского. Украинские разработчики не смогли удержаться от того, чтобы вставить в разработанные после 2014 года игры «Метро: Last Light» и «Метро: Exodus» маленькие шпильки в адрес России — в первой игре на одном из зданий постапокалиптической Москвы красуется вывеска с надписью: «РОИССЯ ВПЕРДЕ».

Во второй игрок может выстрелить в памятник Ленину и получить достижение «Декоммунизация».

Причины для тревоги были и у фанатов S.T.A.L.K.E.R., и небезосновательно — в одном из первых трейлеров к игре была найдена т.н. «пасхалка» — скрытая отсылка в виде стихотворения Тараса Шевченко «Катерина».

На Украине хотят запретить компьютерные игры ради территориальной целостностиЗаместитель главы Министерства цифровой трансформации Украины Александр Борняков предложил создать механизм, позволяющий запретить видеоигры, «пропагандирующие ликвидацию независимости Украины». Скриншот поста чиновника в Facebook опубликовал 25 ноября «Главред»

Один из фанатов даже обратился непосредственно к PR-менеджеру GSC Захару Бочарову за комментарием. Представитель студии фанатов успокоил — дескать, не следует волноваться, политики в игре быть не должно.

GSC свое слово сдержала — действительно, во всех последующих трейлерах фанаты как ни пытались, найти политических намеков, так и не смогли. А вот финальный трейлер оказался скандальным — и скандальным он стал именно за счет своей нейтральности, которая вызвала возмущение у украинской патриотической общественности.

Финальный трейлер с начала и до конца был исполнен на русском языке. В ходе трейлера GSC объявляет и о финальном названии своего проекта — S.T.A.L.K.E.R. Heart of Chernobyl. Разумеется, диванных патриотов это возмутило до безумия, соцсети запестрили сотнями гневных комментариев. Патриотическая общественность выражала недовольство излишней русификацией игры и русским названием Чернобыля — на украинском правильно пишется Чорнобиль. Соответствующий хештег попытались вывести в топ украинского сегмента «Твиттера» — #ChornobylNotChernobyl.

В принципе следовало ожидать, что GSC, чей офис находится на территории Украины, будет вынуждена пойти на уступки и хотя бы сделает украиноязычную версию трейлера в угоду «возмущенной общественности». Тем более удивителен тот факт, что бурление в соцсетях Григорович просто-напросто проигнорировал и никаких уступок делать не стал, решив, что ему это просто-напросто невыгодно. На носу выход проекта на огромный и более платежеспособный российский рынок, и нести хоть какие-либо потери предприниматель категорически не желает.

Поиграем? ТОП-5 игр для ПК про конфликт на ДонбассеКак из войны и бед переселенцев сделали увлекательную забаву

Остаётся лишь выразить Сергею Григоровичу уважение за нейтральный подход и твердую позицию. Украинским же «патриотам», пытающимся измазать в своем патриотизме те немногие конкурентоспособные продукты, которые может предложить миру Украина, можно ответить платиновой фразой из вселенной S.T.A.L.K.E.R.: — Иди своей дорогой, «сталкер»! 

Рекомендуем