В мире прекрасного: О «расцвете» национальной культуры

Современная украинская культура, о возрождении которой якобы пекутся украинские националисты, приобретает всё более нелепый, но при этом агрессивный характер
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Недавно два харьковских стендапера, Евгений Лещенко и Богдан Письменко, прославились в сети своими антисемитскими выступлениям в модных клубах. Шутки ниже плинтуса, например, «Услышали слово жид и возмутились! В 21 веке. Да, жиды еб…е?» А зал прямо заливается от смеха и аплодирует. Правда, комикам довольно быстро объяснили их неправоту; в итоге они выступили с извинениями, косясь дурным глазом от видеокамеры в сторону кого-то невидимого за кадром. Однако осадок от животного многоголосого хохота собравшейся публики остался.

О русских, нерусских и Святой СофииРегулярно возникающие в социальных сетях споры по поводу того, живут ли на Украине русские, или они уже не русские, или и вовсе никогда русскими не были, по своей «конструктивности» напоминают мне гипотетическую дискуссию на тему, является ли храм Святой Софии Киевской памятником древнерусского зодчества

Ребята-комики молоды, видимо, и их слушатели тоже молодые, постмайданные, «прогрессивные». Они интенсивно впитывают в себя новые представления о «прекрасном», а оно сегодня донельзя патриотично и русофобно. Как говорит в интервью известный майданный публицист Мирослав Гай: «Слава Богу, что нам все последние социальные исследования показывают, что где-то 60% сейчас за НАТО, 40% за Бандеру, за УПА, не менее 60% за ЕС, и эти процессы двигаются дальше… У нас на Украине пошли в школы первоклассники, которые знают исключительно условно "армия-мова-вира", безвиз. Это серьёзный шаг вперёд».

Кто постарше первоклассников, в дивном новом мире могут сделать карьеру при помощи заточенной на пропаганду квази-национальной «культуры». На этом пути им в помощь не только государственные институции и цензурные запреты на родную и родственную культуру русскую, но и многочисленные гранты — в том числе от заинтересованных иностранных посольств. Например, посольство США в содружестве с Суспильным (как бы Общественным) телевидением выделило 150 тысяч долларов на создание видеофильмов о прошлом Украины, естественно, в нужном заказчику русле. Проект называется «Совместное создание истории украинской демократии».

Как указывается в условиях, получателям гранта предлагается заострить внимание «на исторических событиях, которые часто не соответствуют российским дезинформационным нарративам и иным образом интерпретируются представителями вражеской иностранной пропаганды». Если российское государство «вражеское», то и суть продукции ясна; соответственно, и темы подобраны со знанием дела: «Чернобыльская катастрофа 1986 и ее политические последствия»; «Референдум о независимости Украины 1991 и распад СССР»; «Постсоветское возвращение домой крымскотатарских общин»; «Оранжевая революция»; «Революция достоинства». Программы-победительницы получат всеукраинскую аудиторию: будут показаны в общенациональном эфире и станут дополнением к общественным мероприятиям, семинарам, лекциям.

Антон Дробович против святого ГеоргияКак и раньше, накануне Дня Победы на Украине актвизировались националисты, указывающие, как «правильно» отмечать праздник. Естественно, впереди всех Институт национальной памяти, руководитель которого, Антон Дробович, ревностно продолжает дело своего предшественника Владимира Вятровича по вытравливанию у граждан Украины памяти о Великой Победе

Планомерные и многолетние усилия приносят свой результат и в мире украинской культуры, медиа, гуманитарной науке, где «хорошим тоном» является завзятая русофобия. Что, конечно же, подразумевает и соответствующую трактовку дней сегодняшних. Вот харьковский любительский театр «Нефть» презентует спектакль «Повия» («Шлюха») про проститутку из городка на Донбассе, которая решила изменить свою жизнь и ради этого получила американский грант на открытие кафе.

«Текст наваливает нам реальность, смешанную с запахом нафталина и кислого алкоголя старого советского бара в маленьком сонном городке, смрадом украденной у атошников тушенки, — увлеченно рассказывает о спектакле директор театрального фестиваля Parade-fest Вероника Склярова. — Современные обстоятельства войны умножаются на коллективную историческую травму, что кричит нам через бл…довитых жен бывших советских полковников и ультимативную патриархальность, в которой места для доброты и интеллигентности совсем не осталось». Особый предмет гордости авторов спектакля — обилие нецензурной лексики. И спасение главной героини от постылых медведей и балалаек лишь в американском гранте.

В противовес увязшему в ненавистном «совке» Донбассу передовые практики национального возрождения распространяются на оставшуюся часть страны: в том же Харькове прошёл первый на Украине показ моды на воде — прекрасные харьковчанки устроили заплыв в вышиванках на Журавлевском гидропарке. А в рамках поддержки прогрессивных тенденций в национальном кинематографе создается художественный фильм «Главная крепость Сечи» о педерастах в украинском казачестве (режиссёр Евгений Коршунов).

«Приходилось слышать и читать, что за гомосексуальные связи на Сечи наказывали. А раз за них наказывали, следовательно, они там были. И я считаю недопустимым, что ряд людей правых и традиционалистских взглядов пытаются запретить другим гражданам Украины ассоциировать себя с казаками», — рассказал автор интернет-журналу Bird in Flight. Согласно сценарию, один из героев домогается другого, но встречает непонимание, угрозы, а там уже и казаки-патриоты нетрадиционной ориентации подоспели. Фильм «Главная крепость Сечи» — часть проекта Coming Out of Isolation 2.0, в рамках которого ряд авторов работают с проектами из жизни ЛГБТ. Организаторами проекта стали фонд «Изоляция» и «КиевПрайд», финансовое обеспечение гарантировано — как и патриотизм замысла.

Украина. Время нормальных людейЭпидемия коронавируса меняет не просто привычный, но казавшийся неискоренимым порядок вещей на Украине. Пока это только наметившаяся тенденция, но даже само направление, в котором разворачивается сегодня законодательная инициатива, выглядит кощунственной по отношению к устоявшимся мифологемам и идеологии

Как заявил новый министр культуры Александр Ткаченко, понятия «искусство и свобода неразрывны». Видимо, именно поэтому Госкино Украины упорно отказывается финансировать киноленты на русском языке, а Минкульт поддерживает мовные квоты, запреты на въезд сотен деятелей культуры, цензуру тысяч книг, фильмов, информационных ресурсов. Впрочем, Ткаченко говорил о свободе в искусстве лишь в контексте возращения на пост директора Одесского художественного музея, ранее уволенного с должности депутатами местного совета известного порнографа Александра Ройтбурда. «Этой истории какой-то неестественной ненависти депутатов местного облсовета к Александру уже три года. Им сложно понять свободных людей», — уверяет господин Ткаченко.

Свобода творчества известного активиста Майдана господина Ройтбурда, если верить местными СМИ, состояла в проведении мероприятий с полуголыми мужчинами в выставочных залах музея, выставками картин, содержащих сюжеты откровенной порнографии, рэп-концертами в окружении картин Айвазовского и Костанди, пиар-акции на базе музея в поддержку майданщика-убийцы Сергея Стерненко, августейшей семьи Порошенко, бывшего министра культуры Евгения Нищука и прочих «патриотов». Закончилось тем, что в стенах музея был избит его бывший директор — 75-летний Виталий Абрамов, — ранее посвятивший развитию Одесского художественного музея полвека своей жизни.

О свободе (плотно обеспеченной заслоном цензуры) мечтает ещё один активист госпереворота, известный грантоед и редактор телепрограммы «Историческая правда» Вахтанг Кипиани, который призвал к варварскому уничтожению художественного наследия прошлых эпох. «Вопрос не только про каховскую тачанку или святогорского Артема — могут ли быть сохранены памятники колониализма и оккупации высокой художественной ценности? Не могут, на мой взгляд, — написал Кипиани на своей странице в ФБ. — Потому что эти храмы, монументы и площади во имя львов толстых, гагариных и пушкиных — это маркеры империи, которая убивает». Подумать только, сам Кипиани написал имена Александра Пушкина, Льва Толстого, Юрия Гагарина с маленькой буквы! «Патриот» и «дурак» стали на Украине словами-синонимами.

Захватившая власть на Украине клика пытается решить вопросы удержания власти комплексно: от продолжения войны на востоке страны до разгула цензуры внутри государства, от спонсирования пропагандистских произведений масс-культуры до попытки создания фальшивой истории целого народа. Даже справочные материалы, типа украинской Википедии, сознательно напитываются очевидными фальшивками и доносами. Данным справочном ресурсом, которым на Украине заправляют активисты Майдана (например, в Харькове некий «активист» Сергий Петров), сознательно публикуются предвзятые и дезинформационные материалы. Так, известный блогер и народный депутат Верховной Рады Максим Бужанский маркируется в украинской Википедии «агентом ФСБ».

Помнится, ещё в январе сего года эти «хранители знаний» участвовали в беспорядках во время встречи с читателями популярного российского блогера (более двух миллионов подписчиков), вполне себе либералки Александры Митрошиной. Оппозиционный политик Елена Бондаренко тогда сообщала: «Среди хулиганья, срывавшего встречу блогерши Митрошиной с фоловерами, обнаружились администраторы украинской версии Википедии. Именно они орали "чейкрым", "оккупанты" и прочую националистическую белиберду». Украинский историк и публицист Мирослава Бердник: «Напомню, что они [модераторы украинской Википедии] давно уже превратились в подразделение "Миротворца". К примеру, до последнего времени обо мне было написано, что я медийная террористка и сепаратистка… В качестве моей преступной деятельности указывались мои антикапиталистические взгляды, публикации о преступлениях ОУН-УПА и дивизии СС "Галичина", а также критика политики США. Последнее, оказывается, сейчас на Украине — преступление».

В Одессе избавились от наследия Порошенко — фекального художника РойтбурдаСкандальный директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд, оправдывавший массовое убийство одесситов 2 мая 2014 года, лишился своей должности: сегодня депутаты Одесского областного совета в ходе сессии расторгли с ним контракт

И все-таки даже самые преданные идее Майдана люди (из тех, кто поумнее) понимают, что телега везёт не туда. В частности, в эфире канала Politeka Online промайданный украинский философ Сергей Дацюк поведал, что тотальная украинизация вовсе не ведёт к возрождению Украины, и попытки навязать ее новому поколению граждан обречены на провал. «Будут другие идентичности, не национальные, многоуровневые, где монокультурный идентификатор будет не главным признаком, — настаивает Дацюк. — Человеку трудно это понять, но обратите его внимание — где сейчас языки? Он учит украинский? Нет. Учит английский, даже русский. Он хочет быть причастным к миру, с которым видит перспективу. Люди не ходят на демонстрации, ничего не рассказывают. Они просто принимают решение и тихонько едут отсюда. Это и есть будущее».

У нации, которая растоптала своё прошлое и настоящее, перспективы нет и не будет. Так и украинская культура в ее нынешнем майданном варианте, к сожалению, традиционно опоздала к мировым трендам — вместо того чтобы идти на шаг впереди, она жалко пытается ухватиться за надоевший всем постмодерн. Тем временем массовый читатель, зритель, слушатель, как и весь мир, неторопливо разворачиваются в сторону традиционных ценностей. Причем не на уровне архаичного местечкового национализма, а современных многонациональных сообществ.

Когда-то великий провидец Николай Гоголь говорил о национальных метаниях Тараса Шевченко: «Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная — нетленная поэзия правды, добра и красоты. Она не водевильная, сегодня только понятная, побрякушка и не раздражающий личными намеками и счетами, рыночный памфлет… Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной, в ущерб другой, невозможно». Ну, чем не повод для титана духа Вахтанга Кипиани написать фамилию Николая Васильевича с маленькой буквы.

Кричать громче всех, получать государственные преференции и иностранные гранты — ещё не значит создавать национальную культуру. Настоящая культура объединяет народы, а националистическая пропаганда разъединяет.

 

Рекомендуем